Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

«Тень над океаном»: почему морские разведчики Ту-142 всё ещё летают над морями

Первый полёт Ту-142 произошёл в далёком 1968 году. Во главе экипажа был пилот-испытатель Иван Ведерников. Новую модель не случайно прозвали опасным «морским медведем». Данному летающему судну отводилась важная роль в сохранении баланса сил между конкурирующими сверхдержавами. С его появлением советские конструкторы выиграли время для изобретения новых видов вооружений. Всего в 70–90-х годах было построено около 100 самолётов различных модификаций. Самолёт официально приняли на вооружение авиации ВМФ в декабре 1972 года. Спустя несколько десятилетий «старичок» всё ещё бороздит небеса. Так почему же Ту-142 до сих пор не на «пенсии»: какая роль отводится самолёту в современной, стремительно меняющейся геополитической обстановке? Об истории создания «морского охотника» подробно рассказывается в книге В. Г. Ригманта «Самолёты ОКБ А. Н. Туполева». В 60-е годы XX столетия американцы изобрели подводные крейсеры с ракетами, угрожающими советскому блоку. Это стало главной причиной создания мод
Оглавление

Первый полёт Ту-142 произошёл в далёком 1968 году. Во главе экипажа был пилот-испытатель Иван Ведерников.

Новую модель не случайно прозвали опасным «морским медведем». Данному летающему судну отводилась важная роль в сохранении баланса сил между конкурирующими сверхдержавами.

С его появлением советские конструкторы выиграли время для изобретения новых видов вооружений.

Всего в 70–90-х годах было построено около 100 самолётов различных модификаций. Самолёт официально приняли на вооружение авиации ВМФ в декабре 1972 года.

Спустя несколько десятилетий «старичок» всё ещё бороздит небеса. Так почему же Ту-142 до сих пор не на «пенсии»: какая роль отводится самолёту в современной, стремительно меняющейся геополитической обстановке?

Как создавались самолёты

Об истории создания «морского охотника» подробно рассказывается в книге В. Г. Ригманта «Самолёты ОКБ А. Н. Туполева».

-2

В 60-е годы XX столетия американцы изобрели подводные крейсеры с ракетами, угрожающими советскому блоку. Это стало главной причиной создания модели с большей дальностью полёта, чем у Ил-38.

За основу конструкторы взяли разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ. Набросок будущего самолёта подготовили осенью 1963 года. Но с этого момента до первого полёта Ту-142 прошло целых пять лет.

-3

У руководства ВМФ были замечания к надёжности конструкции, дальности полёта.

Конструкцию пришлось неоднократно менять ещё на этапе разработки. В итоге эта модель из средства обнаружения атомных субмарин превратилась в сложную систему дальней морской разведки.

-4

«Переучиваться приходилось по несколько раз в год. Мы порой даже не столько летали, сколько в “учебке” торчали и пытались понять, как с новой техникой жить», — вспоминает о первых полётах борт-инженер ВМФ СССР Анатолии Умыкин.

Конструкция самолёта

Внешне самолёт отличается от Ту-95РЦ удлинённой кабиной с более плавными обводами. В его носовой части размещено оборудование, предназначенное для поиска атомных субмарин.

-5

В нижней части двухэтажной кабины располагаются технические отсеки, в верхней — экипаж. Средняя часть его фюзеляжа отведена для размещения запасов вооружения.

-6

Здесь находятся средства для обнаружения предполагаемых целей и их поражения:

  • акустические радиобуи;
  • торпеды;
  • глубинные авиабомбы;
  • ракеты.

Боевая нагрузка самолёта — более 11 тонн. На его борту могут находиться девять членов экипажа.

Модификации «морского медведя»

Существует несколько типов самолёта, в том числе:

Ту-142ЛЛ. Взлётная масса турбореактивного самолёта превышает 100 тонн. Пилотам довелось установить несколько впечатляющих мировых рекордов. В их числе — набор высоты 9000 метров за 6 минут 3,5 секунд;

Ту-142М, созданный по инициативе ЦК КПСС в 60-х годах прошлого века. Основная цель изобретения этой модели — замена поисково-прицельной системы «Беркут» качественно новым оборудованием «Коршун».

-7

В середине 80-х годов продолжилась работа над усовершенствованием самолёта. На «морской охотник» была установлена новейшая гидроакустическая система «Заречье».

Переоборудованный самолёт показал более высокую эффективность обнаружения современных подводных лодок в рамках испытаний;

Ту-142МЭ. Эту версию самолёта создали специально для использования в условиях Индии. В 2017-м её с почестями сняли с эксплуатации. Одна из моделей самолёта стала музейным экспонатом;

Ту-142МР «Орёл», созданный весной 1977 года в ОКБ Бериева. Отличительная особенность модели — тросовая антенна длиной 8600 метров, бортовая ЭВМ «Орбита-20».

«Орёл» — ретранслятор резервной системы управления морскими ядерными силами, оснащённый сверхдлинноволновым передатчиком «Фрегат».

-8

Несколько лет назад состоялась очередная масштабная модернизация. На Ту-124 установили высокоточную прицельную систему СВП-24 «Гефест».

«Фактически машина превратилась в универсальный самолет-разведчик с максимально возможной для таких машин дальностью полета», — рассказал инженер-разработчик Костаренко.

«Морской медведь» на Севере

Зимой 2014-го появилось объединённое военное подразделение «Северный флот».

По своему статусу он приравнен к военному округу. На территории современной Арктики разместили несколько береговых ракетных комплексов («Бастион» и «Бал»).

-9

Был создан смешанный авиационный корпус (с двумя истребительскими корабельными полками в составе).

Ту-124 мониторит обстановку на Северном морском пути. Самолёты способны не только отслеживать атомные подлодки, но и приходить на помощь капитанам кораблей, терпящих бедствие.

Опытные лётчики убеждены, что эта модель незаменима в условиях севера. Так, эксперт Игорь Маликов подчёркивает, что изобретение туполевского бюро — грозная машина, «потенциал которой пока не исчерпан».