По материалам BBC Клэр Бейтс
15 апреля 2017, Майорка, Испания.
"Кислорода было на одного. Мы решили, что я останусь, а Гильем Маскаро отправится за помощью. Он был худее, и ему нужно было меньше кислорода. А мне нужно было продержаться до прихода помощи, дыша пещерным воздухом, в котором гораздо выше содержание углекислого газа", - рассказывает Xisco Gràcia (Хиско Грасия).
Мне эта история очень напомнила трагедию месячной давности с Натальей Наговициной на Победе. Прочтете - поймете почему.
Немного лирики. Помните историю Тома Сойера, который заблудился в пещере с Бекки Тэтчер? Том с Бекки и одноклассниками отправляется на пикник к пещере Макдугала. Они теряются в пещере, их исчезновение замечают лишь на следующее утро. Горожане организуют поиски, но безуспешно. У детей заканчиваются еда и свечи. Ужас положения усугубляется, когда Том, исследуя пещеру, натыкается на мстительного Индейца Джо, который прячется там.
В конце концов, когда поисковая группа уже отчаялась, Том находит выход. Город празднует их спасение, а отец Бекки, судья Тэтчер, приказывает запереть вход в пещеру. Индеец Джо, оказавшийся в ловушке, погибает от голода.
И тогда, и сейчас людей манили пещеры. Но я лично их очень не люблю, хотя и ныряла в пещеры на Доминикане, много лазила через них совмещая альпинизм со спелеологией в Крыму, и по заброшенным штольням ходила в своем геофизическом прошлом. У нас, кстати, в геологоразведочном институте (закончила я его в 1989-ом году) вообще все студенты или на байдарках сплавлялись, или на лошадях пустыни пересекали, или по пещерам лазали, или на горных лыжах катались - обычных людей в этом ВУЗе как раз на порядок меньше, чем "на всю голову..." Максимальная концентрация бродяг.
Так вот еще на 2-ом курсе института произошла с моей подругой трагическая история в Крыму. Как обычно на "майские" и на "ноябрьские" все студенты забивали на институт и разбредались по самым разным приключенческим тропам. Кстати, аспиранты и преподаватели их в этом всячески поддерживали - геологическое братство. Ну, вот группа спелеологов ушла в Крымских пещерах глубоко под землю, в том числе пройдя очень узкий длинный горизонтальный лаз. А наверху пошел сильный ливень. И через пару дней пещеру начало топить. Студенты обнаружили проблему когда лаз был уже полностью затоплен и выйти на поверхность можно было только, если его пронырнуть. В темноте, в одежде, без какой-либо снаряги. Как там развивались события 40 лет назад я уж не вспомню - застряла или вовсе не полезла... но она не пронырнула. С тех пор я не люблю пещеры. Все время представляю картинку, как около потолка остается 1-2 сантиметра воздуха, она судорожно пытается искать место повыше и дышать, но вода неумолимо поднимается. При этом вокруг полная темнота, холод, муть, дикий страх...
Эта история подводного спасения Xisco Gràcia не для тех, кто страдает клаустрофобией. Если вы представите себя на месте этих парней - вас начнет тошнить от физического ужаса. Малейшая неточность в действиях и ты труп. Завязал плохо "нить Ариадны", или перетерлась тонкая веревка на остром камне - дорога домой исчезла.
И еще меня в пещерном дайвинге раздражает 100% зависимость от технического обеспечения. Я, кстати, на инструктора в 2000 году пошла учиться, в основном не чтобы учить людей и этим деньги зарабатывать, а чтобы досконально понимать матчасть, понимать, какие могут быть сложности могут быть при погружении и заранее "соломку подкладывать" не надеясь на инструктора-джамшута в Египте или в Индонезии. Короче, если снаряга подведёт - ты труп.
Ну, а теперь всё по порядку.
История про то, как образуются воздушные карманы в обводнённых карстовых пещерах тут:
54-летний Xisco Gràcia и его товарищ нырнули под воду на острове Майорка. Это погружение должно было стать самым обычным. Грасиа преподает геологию, а выходные обычно проводит под водой: он изучает сложную систему местных подводных пещер и составляет их карту.
На этот раз Грасиа и его напарник Гильем Маскаро собирались подробнее изучить пещеру Кова-де-са-Пикета, которая разветвляется примерно в километре от входа и превращается в настоящий подземный лабиринт, состоящий из множества заполненных водой залов. Туда они добирались по полусухим коридорам пещеры около часа.
"Остров Майорка намного красивее под водой, чем на поверхности", - убежден Грасиа и спелеодайверы ушли под воду и поплыли в глубь.
Пока Грасиа собирал образцы пород, Маскаро переместился в один из соседних залов, чтобы набросать его схему. Сначала увешанные снарягой парни случайно столкнулись у выхода из зала и активно начали "лопатить" ластами, чтобы расплыться в стороны - из-за их столкновения осадочные породы поднялись со дна и замутили воду. А потом они обнаружили, что страховочная веревка, по которой они должны были возвращаться к выходу из лабиринта, отсутствует. Но в мутной воде было сложно что-либо рассмотреть.
"Эта веревка служит ориентиром. Спускаясь в пещеру, вы разматываете ее за собой - и по ней же можно вернуться обратно. Мы можем только предполагать, что случилось: вероятно, на веревку упали камни и ее перебило или засыпало. Мы потеряли драгоценный час, пытаясь найти нейлоновый трос наощупь, но тщетно", - вспоминает Xisco Gràcia.
К этому моменту двое дайверов находились в смертельной опасности. Они израсходовали весь имевшийся у них в баллонах воздух, а также почти весь запас воздуха, предусмотренный на случай чрезвычайной ситуации.
К счастью, Грасиа вспомнил, как кто-то из дайверов упоминал, что в одном из соседних залов есть воздушный карман (участок, где свод зала поднимается выше уровня воды). Подводные пещеры в районе Майорки образовались более 60 тысяч лет назад - тогда поднялся уровень воды в океане, и наземные пещеры затопило. Грасия и Маскаро доплыли туда, чтобы они могли обсудить ситуацию. Запаса воздуха в баллонах у них оставалось ровно столько, чтобы на сушу выбрался только один из них.
И в таких ситуациях работает только "антикризисный менеджмент". Не терять присутствие духа, не паниковать. По карте они проложили альтернативный более длинный, но менее сложный маршрут наружу. Его Маскаро должен был пройти без страховочной веревки и запросто мог потеряться. "Конечно, Гильем не хотел оставлять меня одного, но мы оба понимали, что это наш единственный шанс", - вспоминает Грасиа.
Когда Маскаро уплыл, Грасиа снял с себя большую часть снаряжения и попытался обследовать зал пещеры, где он оказался. В длину зал оказался около 80 метров, в ширину - метров 20, расстояние между сводом и поверхностью воды - около 12 метров. Но что там за воздух? Скопление каких газов с тысячелетней историей?
Через какое-то время Грасиа нашел большой плоский камень и забрался на него, чтобы отдохнуть. Кроме того верхний слой воды был без примеси солёной океанской воды и без мутной взвеси - его можно было пить.
Два из трех захваченных с собой фонариков уже не работали, а в последнем садилась батарейка. Больше он не мог сделать ничего - ему оставалось лишь ждать, в полной темноте, и надеяться на спасение.
"Я спрашивал себя, почему это произошло со мной сейчас - после стольких лет занятий дайвингом. Первые семь-восемь часов ожидания я не терял надежды - я думал, что Гильем выбрался. Но через какое-то время я начал отчаиваться. Я думал: наверное, Гильем потерялся и погиб, и никто не знает, что я здесь", - рассказывает Грасиа. "У меня двое детей: сыну - 15 лет, дочери - девять. Я думал о том, каково им будет в таком юном возрасте потерять отца, и о том, что с ними будет", - вспоминает дайвер.
СЕЙЧАС у всех, что называется, вне зависимости от вероисповедания, ПОЛЬЕТСЯ ХЕЙТ (Хейт от англ. hate — «ненависть» — сленговое понятие, означающее проявление ненависти к какой-либо деятельности человека, профессиональной, творческой или даже бытовой НА ТЕМУ "НУ НАКОНЕЦ-ТО ОН НАЧАЛ ДУМАТЬ", ПОЭТОМУ СРАЗУ СПОЙЛЕР (Спойлер от англ. spoiler - сленговое понятие: преждевременно раскрытая важная информация о сюжете произведения. Она разрушает интригу и портит впечатление). Xisco Gràcia продолжает и сейчас нырять в пещеры, составляя карты. Думаете они действительно кому-то нужны?
Продолжаем рассказ. Хотя ему удалось не поддаться панике, вскоре на его состоянии начало сказываться высокое содержание в окружающем воздухе углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим на поверхности, содержание углекислого газа составляет примерно 0,04%, а в воздушном кармане этой подводной пещеры этот показатель достигал 5%. дышать было тяжело.
"У меня болела голова, и хотя я был изнурен из-за недостатка кислорода, я не мог уснуть, меня одолевали мысли", - говорит Грасиа. "Мне казалось, что я вижу свет под водой и слышу, как поднимаются пузыри, и вот-вот должен появиться дайвер. Но когда я поворачивал голову, я ничего этого не видел. Это была галлюцинация", - вспоминает Грасиа.
Тем временем его напарник Маскаро нашел выход в тот момент, когда у него уже почти не оставалось кислорода. Из последних сил он выбрался на сухой участок из мутной воды и начал жадно хватать свежий воздух. Немного оклемавшись, он сразу направился к спасателям.
Второй товарищ в это время начинал чувствовать себя все хуже. Он лег на камень и пытался дышать медленно, чтобы не вдыхать столько углекислого газа. Максимально быстро Маскаро привел спасателей, которые пытались погрузиться в воду. Но она была настолько грязной, что им удалось пройти только 300 метров. Сделав несколько попыток, они поняли, что придется ждать утра, чтобы снова нырять.
В 9:30 утра следующего дня спасатели начали попытки снова. На тот момент Xisco Gràcia находился в душной пещере более 30 часов. Увы, но и в этот раз все попытки спасения не увенчались успехом. Один из спасателей постоянно повторял, что завтра будет слишком поздно. Он не верил, что мужчина, запертый в пещере все еще жив.
Вам все это не напоминает историю Наташи Наговициной на Победе?
Дайвер внизу потерял счет времени. Ему казалось, что прошло несколько дней, прежде чем он услышал громкий шум над собой. Он понял, что Маскаро, наверное, все-таки удалось выбраться, и к нему спешат на помощь.
"Я был просто счастлив, когда понял, что меня ищут", - признается он. Однако, когда шум затих, Грасиа пережил один из самых тяжелых моментов. "Я думал, что я могу умереть самой страшной смертью - из-за отсутствия еды или воздуха. У меня почти села батарейка в последнем фонарике, и я понимал, что уже не смогу спуститься за водой в темноте", - говорит Грасиа. "Я решил доплыть до скалы, где лежало мое снаряжение, и взять нож. Я хотел, чтобы он был при мне на случай, если мне придется выбирать, как умереть - быстро или медленно", - рассказывает дайвер.
Погрузившись в эти мысли, Грасиа снова услышал звук пузырящейся воды: "Я обернулся и увидел свет фонаря дайвера - он становился ярче и ярче. Сначала я подумал, что это еще одна галлюцинация, но потом понял, что свет был настоящим, и увидел появляющийся из-под воды шлем". Это был Бернат Кламор, его старый друг.
Ввиду сложности ныряния и сильного замутнения, спасатели сначала пробовали из хода, выше, где не было воды, пробурить скалу над залом, где сидел Грасиа, чтобы через отверстие забросить ему еду и воду и дать доступ свежему воздуху. Это объясняло тот шум, который Грасиа слышал, ожидая помощи. Но эта попытка тоже не удалась. В итоге товарищи добрались к нему через день - после того как поднявшиеся со дна осадочные породы осели и видимость улучшилась.
Но на этом испытания для Грасиа еще не закончились - Грасиа был в плохом состоянии и Кламор был вынужден уплыть за помощью. Он дал дайверу подышать воздухом с более высоким содержанием кислорода и оставил пакетики с глюкозой, чтобы тот мог немного восстановить силы.
"На то, чтобы вызволить меня оттуда, ушло еще восемь часов. Но это были счастливые восемь часов", - говорит Грасиа. Он вернулся на сушу вечером в понедельник, 17 апреля, - спустя 60 часов после погружения в воду.
Гильем Маскаро встретил его на берегу, но Грасиа сразу же переместили в скорую под кислородный аппарат, у него была температура тела 32 градуса. .
Грасиа не перестал заниматься дайвингом, несмотря на то что шансы быть спасенным тогда у него были невелики. Он продолжает работать над картами пещер острова Майорка. "Моим детям это занятие не нравится, но они не говорят мне его бросить. Я изучаю подводный мир уже 24 года. Это у меня в крови", - говорит дайвер.
И у меня в крови море. Но без пещер! А еще странно, но самое лучшее состояние души и тела у меня на высоте 3 тысячи метров. Там я счастлива.
Для любителей чтива про экстремальные события, возвращаясь в прошлые публикации - пару рассказов про трагедии в горах.