Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская — имя, вписанное в историю русского и советского искусства. Выпускница Императорской Академии художеств, ученица Ильи Репина, она прошла путь от академического реализма к постимпрессионистическим поискам, оставаясь верной своему живописному почерку — тонкому и лиричному. Особое место в ее творчестве занимает период, проведённый в Переславле-Залесском, где художница нашла не только убежище от революционных потрясений, но и неиссякаемый источник вдохновения. В день рождения художницы, 14 августа, журнал Точка ART собрал семь картин из собрания Переславского музея-заповедника, вдохновлённых провинциальной безмятежностью.
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим…
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий — ритм.
Николай Гумилёв, 1914
Переславль-Залесский в начале ХХ века был местом притяжения для многих художников и интеллектуалов, стремящихся к уединению и творческой работе вдали от столичной суеты. Живописные окрестности города, старинные церкви и тихая атмосфера способствовали созданию особого творческого настроя. Бежав из Петрограда в 1918 году, художница поселилась в доме своего мужа, будущего профессора Переславского университета Дмитрия Кардовского. Здесь, вдали от столичной суеты, она обратилась к темам, отражающим тихий уклад провинциальной жизни и красоту окружающей природы.
«В жаркий день. Балкон в доме Кардовских»
Хотя эта работа создана до переезда в Переславль, она важна для понимания формирующегося стиля художницы. Безмятежная сцена на балконе, залитая солнечным светом, предвосхищает лиризм и камерность переславских работ. Работа выполнена в импрессионистической манере: игра солнечного света, пышная зелень сада, создают ощущение умиротворения и гармонии. Балкон, словно сцена, где разворачивается жизнь, становится связующим звеном между интерьером и экстерьером, между личным пространством и окружающим миром.
«Борисоглебское кладбище» и «Братские кельи Никитского монастыря»
Революционные события, оставившие глубокий след в судьбе страны, нашли отражение и в творчестве художницы. Однако, вместо трагических образов и драматических сюжетов, Делла-Вос-Кардовская избирает путь осмысления происходящего через изображение вечных ценностей. «Борисоглебское кладбище», 1918-1919 гг. и «Братские кельи Никитского монастыря», 1918-1919 гг. — не просто пейзажи, а своеобразные медитации о времени, памяти и духовности.
Строгие линии архитектуры, сдержанная цветовая гамма, создают атмосферу умиротворения и размышления. Кладбище и монастырь становятся символами непрерывности бытия, напоминанием о связи поколений.
«Веськовская горка»
Природа Переславского края — ещё один важный источник вдохновения для художницы. Пейзаж «Веськовская горка», 1920-е гг. демонстрирует мастерское владение техникой пленэра. Легкие, подвижные мазки передают изменчивость света и воздуха, создают ощущение простора и свободы. Художница мастерски использует цвет для передачи нюансов освещения и настроения.
«Бабушка Надежда»
Обращение к портретному жанру в переславский период также свидетельствует о стремлении запечатлеть ускользающую красоту повседневной жизни. «Бабушка Надежда», 1923 г. — трогательный и реалистичный портрет пожилой женщины. Внимание к деталям, точность в передаче черт лица позволяют создать запоминающийся и выразительный образ. Портрет отражает внешнее сходство и передаёт внутренний мир, характер модели.
«Осень»
В последующие годы, после возвращения в Москву и Ленинград, Делла-Вос-Кардовская не теряет связь с Переславлем. В ее творчестве продолжают появляться пейзажи, вдохновлённые красотой родной земли. «Облака над полями», 1948 г. и «Осень», 1930-е гг. — лирические зарисовки, наполненные чувством любви к природе.
Переславский период в творчестве Ольги Делла-Вос-Кардовской — важная глава, демонстрирующая способность художницы адаптироваться к меняющимся условиям, находить красоту в обыденном и сохранять верность своим творческим принципам. Погружение в провинциальную жизнь, общение с природой, обращение к духовным темам позволили ей создать произведения, наполненные глубоким смыслом и внутренней гармонией.
Журнал Точка ART благодарит Переславский музей-заповедник за помощь
в подготовке материала.
Больше живописи — на сайте журнала:
Светлая грусть Бялыницкого-Бирули: подборка картин ко дню рождения художника Поэт природы: 7 шедевров Исаака Левитана ко дню рождения художника Богатыри, гусляры и царевны: Сказочный мир Виктора Васнецова ко дню рождения художника От передвижников до импрессионистов: подборка живописи ко Дню художника Искусство подражания: ко дню рождения Марианны Верёвкиной Михаил Нестеров: Паломник души русской От Мурильо до Григорьева: дети на картинах известных художников Проживаем осень и собираем урожай вместе с известными художниками