Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Republic F-84 «Thunderjet» в Корее.

История "самого эффективного боевого самолёта" Корейской Войны, которому западная историография приписывает 60% уничтоженных ВВС за войну наземных целей, начиналась путано и не просто, как и у любого пионера "реактивной революции". А дело было так.

На эффектном арте F-84E из 524-ой эскадрильи 27-го Истребительного Эскортного Крыла (524th FES, 27th FEW – Fighter Escort Wing) что-то там бомбит в Северной Корее. Машина пережила войну.

В 1944 году фирме "Republic" была заказана разработка реактивного истребителя сопровождения. Дело было новое, рискованное, работы проводились вне конкурса ("уплочено-сделай") и стартовавший чуть ранее проект "Локхида", P-80 «Shooting Star», конкурентом будущему "Тандерджету" ни разу не являлся. Прямокрылая машина (на дворе-то 44-ый год) должна была быть построена вокруг крупного (сухой вес около тонны), перспективного двигателя Allison J35 тягой 1800 кг с осевым компрессором, который на момент начала работ над истребителем был только на бумаге.

-2
Не столько изначальная провальная попытка как-то "прикрутить" реактивный двигатель к отработанной конструкции P-47 "Thunderbolt", сколько фактическое отсутствие двигателя, работы затянули и первый прототип (на фото), XP-84A, получивший имя собственное "Thunderjet "взлетел только в конце февраля 1946 года.

Желание получить "дальнобойный" самолёт (у первых "Труб" большой радиус действия никак не был в списке добродетелей) было таково, что еще до первого полёта, в 1945 году, фирме было заказано 15 предсерийных YP-84A и 85 серийных P-84B. На бумаге-то было всё хорошо, тем более, что 6 сентября 46-го на машине был установлен национальный рекорд скорости (977.2 км/ч) а вот на практике...

-3
Если по вопросу мизерного срока службы двигателей (40 часов) и отсутствия запчастей, вопрос был к "двигателистам", то продольная неустойчивость, деформация обшивки стабилизатора при маневрировании, непредсказуемое поведение при эволюциях на больших скоростях, скверная ремонтопригодность, отражённая в неофициальном прозвище "Mechanics nightmare" ("Кошмар механиков"), данное соответствующей артелью - исключительно на совести Александра Картвелли (ген.конструктора) и Ко. На фото F-84B 49-ой эскадрильи 14-ой Истребительной Группы (49th FIS, 14th FIG) - первого подразделения, получившего на вооружение данное чудо.

"Перчинки" добавило размещение по требованию военных на концах крыльев дополнительных бочек-баков по 870 литров, с одной стороны, значительно увеличивающих радиус действия, с другой, превративших маневрирование в захватывающий квест "рухнет-не рухнет": машину "с бочками" по-хорошему вообще никто полноценно не испытывал. В общем, в ноябре 47-го P-84B с помпой приняли на вооружение первой авиачасти, введя кучу ограничение на маневрирование, максимальную скорость и взлётный вес. Выпустили 274 истребителя F-84B (весной 48-го букву «P» (Pursuit) в обозначении истребителей сменила буква «F» (Fighter)), продолжили мазохизм в 1948 году, выпустив 191 машину модификации F-84C, отличавшуюся электрикой и менее мощным, но более надёжным двигателем J35-A-15 вместо J35-A-13 тягой 2400 кг, ставившегося на "Бэшку".

-4
И всё ради того, чтобы в мае 1948 году признать все имевшиеся F-84B\C непригодными к эксплуатации, остановки полётов и торжественного вручения Картвелли "черной метки" с перспективой закрытия всей программы "Тандерджетов". На фото F-84C из 58-ой эскадрильи 33-ей Истребительной Группы (58th FIS, 33th FIG). Самолёт разбился 22.01.53 года после столкновения с другим F-84B. За всё время сверхудачной эксплуатации, в авариях и катастрофах было потеряно 174 "ранних Тандерджета".

Справедливости ради, конструкторский коллектив не сидел сложа руки и большинство проблем было решено на уже выпускавшейся c 1949 года следующей модификации, F-84D. На внешних баках установили маленькие треугольные стабилизаторы, усилили конструкцию крыла и увеличили толщину обшивки, а новая модификация двигателя J35-A-17D (2300 кг) отличалась относительной надежностью. Значительно упростили обслуживание, сделав, например, вместо цельносъёмной верхней части капота откидную крышку для доступа к пулемётам.

-5
Не прошло и четырёх лет, как ВВС получило примерно то, что хотело и F-84D выпустили в количестве 154 экземпляра. А служба в ВВС Национальной Гвардии затянулась до 1957 года (и фото, и "боковичок" относятся к подразделениям "пиджаков", правда разным). Формальный анахронизм, переплёт фонаря, вернее многосекционная сдвижная часть, напоминавшая "птичью клетку" Второй Мировой, увеличивавшая прочность, была введёна только на F-84G, а большинство машин ранних модификаций были доработаны по образу и подобию впоследствии, в том числе и на F-84D.

А первая, действительно боевая и массовая модификация, F-84E, имела удлинённый на 38 см фюзеляж и фонарь кабины пилота (вырос на 20 см), возможность подвески двух 870-литровых ПТБ, убираемые в фюзеляж узлы подвески двух твердотопливных стартовых ускорителей JATO (Jet Assisted Take Off) и такую полезную штуку, как радиолокационный прицел-дальномер AN/APG-30. Тут уже было всё серьёзно: 843 серийных машины.

-6
Технически это выглядело так. Восьмитонный истребитель с двигателем J35-A-17D мог разогнаться до 970 км/ч. Встроенное вооружение составляло шесть 12.7-мм пулемётов М3 (два - в корне крыла, четыре в носовой части). На четырёх узлах подвески могла быть размещена ракетно-бомбовая нагрузка весом до двух тонн, другое дело, что никто столько в боевых условиях не таскал. Две 1000-фунтовых бомбы (по 454 кг на "плюху") и четыре 127-мм НАР HVAR (нижнее фото) - это только если лететь не далеко, да и старт с разбегом до двух с половиной километров - лучше с пороховыми ускорителями JATO, а летом - почти исключительно с JATO (верхнее фото).

Тут, редактор-кот решил забежать немножко вперёд и, распаковывая невесть откуда взявшуюся посылку с белым париком, пояснил, почему вообще "Тандерджеты" оказались в Корее: спасибо большому радиусу действия, куда большему, чем у более лёгкого, но "по справочнику" схожего по многим ЛТХ "Шутинг Стара". На лицо была "длинная рука империализма".

-7
Последним "прямокрылым Рипабликом" семейства и последней модификацией, принявшей участие в Корейской Войне, была модификация F-84G. Это уже был чистый истребитель-бомбардировщик, изначально разработанный как носитель ядерной бомбы Mark 7, оснащённый двигателем J35-A-29 тягой 2540 кг, автопилотом, и штатным оборудованием для дозаправки в воздухе. Максимальный взлётный вес машины переваливал десять тонн, скорость превышала 1000 км/ч а радиус действия -1500 км. Тут уже было массовое производство (3025 самолётов), но почти 2/3 ушло саттелитам и сочувствующим. На картинке борт из 58-го Крыла. Корея. 1953 год.

Ну и непосредственно о Корейских делах. Идея с использование F-84 в Корее обрела законченные черты в ноябре 1950 года, после близкого знакомства с МиГами и фактором «миллиона китайских добровольцев», превратившим почти победу в ... не совсем победу. Причём изначально приоритет отдавался ударным действиям (истребитель-бомбардировщик): воздушные бои и прикрытие ударной авиации отдавались на откуп более совершенному North American F-86 «Sabre». «Законными жертвами» скоростного, грузоподъемного и «дальнобойного» самолёта должно было стать всё, что было севернее Пхеньяна вплоть до района пограничной с Китаем реки Ялу, посещение чего поршневыми «ударниками», вроде North American P-51D «Mustang», рассматривалось чересчур рискованным предприятием.

-8
Тревожная, но почётная честь стать примером-пионером по боевому применению «Тандерджетов» выпала 27-му Эскортному Крылу Стратегического Авиа-Командования (27th FEW – Fighter Escort Wing SAC). Выбор был неслучаен: пилоты Крыла, занимавшегося по роду деятельности сопровождением «стратегов» B-29 и B-50, имели наибольший налёт на типе ЛА среди всех авиачастей USAF. К тому же 60% летного состава были участниками Второй Мировой. Ну а то, что никто и никогда не занимался маловысотными штурмовками, так кому сейчас легко, да и участие в воздушных боях, например сопровождение бомбардировщиков, было изначально включено в «культурную программу». На фото F-84E подполковника Уильяма Бертрама (Lt.Col William Bertram), из 27-го крыла, заявившего 21 января 1951 года первую победу (МиГ-15), одержанную на "Тандерджетах". Бой в тот день был, участвовали наши и китайцы. У наших потерь не было, у китайцев вроде тоже. "Вроде" обрадовало редактора, которому очень понравился белый парик. Но что точно известно, самолёт по наследству достался 58-му Крылу и 9 сентября 52-го был сбит МиГом, вероятно китайским (демократически настроенный главред расстроился и спрятал парик. Во избежание).

Сказано-сделано: три эскадрильи Крыла были переброшены на авиабазу Тэгу (Taegu) – ближайший к ЛБС аэродром, располагавший качественной, а главное длинной ВПП. Первый боевой вылет приключился 6 декабря 1950 года, ну а дальше пошло по нарастающей: за первый месяц сорок восемь машин авиачасти совершили почти 930 боевых вылетов, правда только 275 на «штурмовку», остальное «свободная охота» и сопровождение. В мае 51-го 27-е Крыло на ТВД стала заменять 136-ая истребительно-бомбардировочная Группа ВВС Национальной Гвардии (136th FBG ANG), причем совершенно разумно обе авиачасти сначала совершали совместные боевые вылеты: «старики» передавали опыт. В июле к компании присоединилась 49-я Группа (49th FBG), а в августе - 116-е крыло Нац.Гвардии (116th FBW ANG). Так, до конца войны и сформировался наряд "Тандерджетных Сил" на той, незнаменитой войне: три группы - крыла трёх-эскадрильного состава, полная численность каждой из которых скорее соответствовала нашей авиадивизии (60-90 машин).

-9
Неким особняком стояла 49-я группа (F-84G на фото как раз из неё), начавшая воевать на F-80 ещё в июле 1950 года, перевооруженная на "Тандерджеты" и безобразничавшая до логического конца. Это не значит, что летный состав работал на износ: у янки действовало правило "100 вылетов - домой". На фото - стандартная подвеска на дальний вылет - пара 500-фунтовых (227 кг) бомб. С тоннами "подарков" редко когда летали, а массированность удара решалась нарядом сил: вылет полным составом группы на одну важную цель было порядком вещей.

Летом 1952 года "уже не пиджаки" из Нац.Гвардии (116-ое и 136-ое Крылья) были заменены в Корее 474-ым и 58-ым Крыльями (474th FBW, 58th FBW). Так перемирие и встретили. Скажем сразу, с подвигами на ниве воздушных боёв ничего путного не вышло. Американская героическая историография, которая однозначно дает фору отечественным коллегам, этот вопрос старательно обходит стороной, скромно указывая в подтверждённых победах всего двенадцать "жертв", хотя "Тандеры" и принимали живейшее участие и в "Черном четверг" (12.04.51), и "Черном вторнике» (23.10.51). Если в первом случае "подтверждённых заявок" пилотов F-84 вообще нет, то на 23 октября их целых две, правда единственный сбитый в тот день МиГ-15 из 523-го ИАП относят на счёт "Сейбров".

-10
Наибольшего успеха среди "Тандер-истребителей" достиг лейтенант Якоб Кратт (1lt. Jakob Kratt) у которого из трёх "подтверждённых побед" (пара МиГ-15 и один "Як-3") подтверждается МиГ-15 20-го ГИАП, сбитый 23 января 51-го и северокорейский Як-9. Пилоты к сожалению погибли.

Ещё в реальных победах числятся МиГи из 17-го ИАП (26.06.51), 523-го ИАП (19.09.51) и ...всё. Редактор, который невесть откуда взял портрет самого известного девелопера в Истории (с дарственной надписью), небезосновательно заметил, что чехарду с местами, датами и опознаванием никто не отменял, "первичку" подразделений никто в глаза не видел (и не увидит) и что таки делать с МиГом 196-го ИАП сбитого 7 апреля 51-го и отнесённого нашими на счёт пилотов F-84? Скрепя всем, что уже скрипит (а этого, увы, много) пришлось согласиться.

-11
А вот на ниве боротьбы с наземными целями всё было куда лучше. Опять же из-за большого радиуса действия, одной из наиглавнейших задач "Тандеров" стала т.н. изоляция района боевых действий, читай, борьба с транспортными перевозками в тылу, а поскольку противник быстро всё понял, осознал и перенёс перевозки на ночное время, целями стали выступать объекты транспортна и логистики, вплоть до ж/д путей. На фото F-84E из 136-ой группы с иконостасом отметок о боевых вылетах и налёте в 1000 часов (так прямо и написано).

Доставалось и инфраструктуре. Вероятно наиболее известной операцией «Тандерджетов» стало участие в «обесточивании» КНДР путём «выключения» четырех ГЭС на корейском берегу Ялу. Операция началась с циклопического налёта 23 июня 52-го года около пятиста тактических ударных самолётов ВВС, ВМС и КМП под прикрытием сотни «Сейбров» и продолжалась едва ли не до весны 53-го. Отдельной строкой шли акции мая 1953 года по разрушению земляных дамб вокруг рисовых полей: ну как же, демократично уморить голодом «мирняк» – святое, демократическое дело. "Это война", прошипел Редактор.

-12
Кроме прямой и явной угрозы, исходящей от МиГов, были и косвенные «неудобства», а именно, вынужденное невыполнение боевой задачи: 19 сентября 51-го сорок восемь «Тандеров» 49-ой Группы из-за атаки МиГов были вынуждены полностью избавиться от бомбовой нагрузки не долетев до цели (96 «пятисот фунтовок», между прочим). То есть, требовалось надёжное истребительное прикрытие, читай, двойной наряд сил. Самолёт на фото, как раз принадлежащей 49-ой Группе, был сбит 9 сентября 52-го в районе Пхеньяна МиГом, вероятно китайским или северокорейским.

В общем, про 60% уже было сказано в самом начале, от победы к победе. "Тандеры" совершили более 86000 боевых вылетов (это меньше, чем у "Шутинг Старов", но заметно больше, чем у всего 64-го ИАК (63000 вылетов) и тем более у ВВС КНР (около 27000). Кроме 500-фунтовых бомб использовались и 1000-фунтовые, ракеты HVAR и даже монструозные «Tiny Tim» калибром 298 мм и весом около 600 кг. Ну и конечно напалм, куда без него. Обычной практикой был отстрел по "земле" боекомплекта бортовых пулёмётов.

-13
С дозаправкой в воздухе получилась скорее "опытная эксплуатация", чем что-то реально масштабно-полезное. Первый вылет с дозаправкой шестнадцати F-84 из 116-го Крыла (116th FBW) состоялся 28 мая 52-го с авиабазы Мисава (Япония). К Пхеньяну. Вылеты были повторены ещё несколько раз, но такие масштабы никакой погоды не делали, только опыт, сын ошибок трудных. Причём дозаправлялись машины модификации F-84E-30, у которых на каждом крыльевом баке было по заправочной штанге (на фото): каждый бак заправлялся со своей "пипки" и с танкером надо было стыковаться дважды.

Общее отношение к машине было сугубо положительное, в худшем случае, нейтральное ("обычный самолёт, ничего особенного"). На счёт охов и ахов по поводу выдающейся живучести F-84, ситуация сложная. С одной стороны, действительно, достаточно примеров, когда самолёты возвращались домой после получения значительных повреждений (даже после встреч с 37-мм «огурцами»). С другой, в воспоминаниях участников событий нет нет да проскальзывает, что реальной угрозой было ручное стрелковое оружие: атаки-то проводились с малых и предельно малых высот. Удивительно, но самолёт находили вполне ремонтопригодным и лёгким в обслуживании, правда сравнивали с "Сейбром".

-14
Между бомбовой нагрузкой и радиусом действия объективно выбирали второе и низкая бомбовая нагрузка "боевой единицы" подразумевала массирование. Вверху группа товарищей с парой 454-кг бомб из 474-го Крыла, внизу - с парой 227-кг "подарков" из 49-го.

И о потерях. Для небронированного самолёта, выполнявшего по сути функции штурмовика, они не могли быть низкими, особенно на фоне постоянно количественного и качественного роста зенитной артиллерии "Северных": они тоже понимали важность коммуникаций снабжения. Дошло до того, что к весне 52-го списочный состав Групп едва ли не уполовинился и не от хорошей жизни пришлось изымать из подразделений, находящихся на территории США и перебрасывать в Корею старенькие F-84D (всего 102 штуки). Итак, по официозу, всего за Войну было потеряно 305 F-84, в том числе 249 в ходе боевых вылетов, а 56 записали в небоевые потери. Автор по агрегаторам лётных происшествий и серийных номеров насчитал 336. Редактор, у которого опять непонятно откуда взялось 5 (пять) фишбургеров и фото дамы по имени Мелания с дарственной надписью "целую, не подведи там", "урезал осетра" до 294 (выкинув почти всё, что приключилось в Японии (если этого не было в швятом KORWALDе, а там много чего не было, хотя с Японских островов тоже работали), один явный дубль и заведомо повреждённые машины (два случая).

-15
Тут понятно всё без пояснений. Хотя, постойте, нет. У нижнего F-84E из 27-го Крыла, так лихо севшего весной 51-го после боевых повреждений, нет усиленного переплёта. Самолёт в потерях отсутствует, починили.

89 машин было потеряно после всевозможных лётных инцидентов (26 на взлёте, 11 на посадке, 12 - столкновения в воздухе, три были поражены осколками собственных бомб после сброса, один зацепился за провода на предельно малой высоте и ... пятнадцать грохнулись из-за отказов двигателя). Т.н. "аварийщики". Робкие попытки автора пояснить, что самолёты бьются на посадке по разным причинам, провода могли быть северокорейским тросом, натянутым специально обученными людьми, двигатели могли заглохнуть от того, что в них попало что-то твёрдое, а осколки бомб могли быть снарядами МЗА, натолкнулись на непонимание и твёрдое "Нет!" Редактора. Вот примерно такое:

-16

Сто пять "Тандерджетов" стали жертвами огня с земли, а двадцать четыре записаны на счёт пилотов МиГ-15, причём на девять убиенных не нашлось привязки именно к отечественным пилотам. Для ещё десяти F-84, проходящих по разным категориям ("аварийщики", "потеряшки", ЗА) в различных источниках встречаются вариации с причиной "МиГ" и фамилиями конкретных отечественных пилотов. Один "Тандер" пал жертвой дружественного огня, а "фирменное блюдо" Корейской историографии, "причина потери не указана - неизвестна" включает 72 борта.

-17
*** Просто чтобы позлить Главреда.

Сравнение с базой потерь KORWALD (Korean War Aircraft Loss Database), компиляцией данных по потерям, проведенной в конце 90-х годов бывшим военным, подполковником, на государственные деньги, после разбора F-80 даже не удивило. Не учли 58 потерянных F-84. С непонятной закономерностью повыкидывали "аварийщиков", "потеряшек", всех без исключения списанных в Корее во время ведения боевых действий и даже пять, сбитых ЗА. С другой стороны, присутствуют повреждённые машины и борта, потерянные во время небоевых (учебных) вылетов. Редактор вздохнул, откуда-то достал таблетку "ЭтоДругина" и предложил успокоиться и смириться.
Жизнь - это боль.
*** Использована информация из открытых источников.
*** Перед Главредом был поставлен тяжёлый выбор: отдать парик с фото и вступить в КПРФ или взяться ударными темпами за китографию. Выбрал второе.

*** Всем добра