Найти тему
Тихий океан 1/72

Lockheed F-80 «Shooting Star» в Корее.

Оглавление

«Первопроходцы» новых направлений от авиации редко получались сколько-нибудь удачными: очень уж сложные задачи приходилось решать инженерам и конструкторам. Не стала исключением и реактивная техника. Однако если речь идет о первом полноценном американском реактивном истребителе, то впечатляющее по масштабам корейское боевое портфолио и завидное «активное долголетие», пусть и в около-учебной реинкарнации, технично опровергают вышеизложенный постулат. Итак, Lockheed F-80 «Shooting Star». История корейской Войны в воздухе без этого истребителя, использовавшегося по большей части не по своему изначальному предназначению, была бы как Новый Год без Жени Лукашина.

На картинке все традиционно красиво. Сеющая опустошение стремительная «Падающая звезда» 35-ой эскадрильи (35th FBS). Но есть нюанс, ставший доброй традицией для F-80. Данная машина войну не пережила, будучи сбитой огнем с земли 20-го апреля 1952 года. Пилот, 1-ый лейтенант Уол (Wall), попал в плен.

История самолета началась в середине 43-го, когда США уже как два года участвовали в «реактивной гонке». Формальное временное отставание от лидеров (Англии и Германии) было с лихвой компенсировано посильной, вернее полной и абсолютной помощью англичан в самой важной области: двигателестроении. Первая ласточка, Bell P-59 «Airacomet», оснащенная парой двигателей британского происхождения, ставших General Electric J31, уступала поршневым собратьям и даже не рассматривалась как боевой самолет. В июне 43-го с фирмой Lockheed был заключен контракт на новую итерацию. Делу должны были всячески способствовать не только неуемная энергия и талант конструктора Кларенса «Келли» Джонсона, возглавившего мероприятие, но и поставка из Англии и последующая натурализация двигателя de Havilland H.1B «Goblin» тягой чуть более тонны.

-2
Первый прототип истребителя, получившего обозначение XP-80 и имя собственное «Lulu Belle», поднялся в воздух 8 января 1944 года, то есть, через 203 дня после заключения контракта. Даже без учета многочисленных «детских болячек», в особенности «сырого» двигателя, не выдававшего полную мощность, испытания выдали не сказать, что выдающиеся результаты: максимальная скорость едва перевалила за 800 км/ч, что считалось так себе аргументом против ожидаемого потенциального противника, Ме-262. Машину смогли сохранить - нижнее фото из музея NASM (National Air And Space Museum).

Проблему летных данных решили заменой двигателя, тем более что с серийным производством американского «Гоблина» (Allis-Chalmers J36) возникли проблемы. Альтернативный вариант, двигатель General Electric J33 (развитие упоминавшегося J31, то есть, британского Power Jets W.2) имел не только большую мощность (тяга больше полутора тонн), но и большую длину. Пришлось удлинять фюзеляж на 280 мм, а заодно менять размеры и форму законцовок крыльев. Поменяли и воздухозаборники с вертикальным оперением. Новая машина, XP-80A, первый раз взлетела 10 июня 1944 года.

-3
После всех доработок, новая модель, XP-80A, заказчика вполне устроила: машина с взлетным весом под четыре с половиной тонны разгонялось до 900 км/ч и набирала 1000 м высоты за одну минуту. На фото первый прототип с именем собственным «Grey Ghost», разбитый 20 марта 45-го года.

Четыре машины из установочной партии в тринадцать YP-80A, уже имевших штатное вооружение из шести крупнокалиберных пулеметов M3, даже формально успели на Большую Войну. Одна пара зимой 45-го попала в Англию, где обе машины благополучно разбили, еще одна пара - в Италию, в 15-ю Воздушную Армию, где самолеты совершили несколько боевых вылетов.

Первые же серийные машины, P-80A-1, оснащенные двигателями J33A-9 тягой 1700 кг и усиленным крылом, способным нести на законцовках ПТБ по 620 литров каждый, стали сходить с конвейера уже в конце марта 1945 года. Контракт, разросшийся к февралю 45-го до 3000 заказанных машин, при цене одной «Падающей звезды» в 100000 «зеленых» (почти как два «Мустанга»), не мог не внушать оптимизм руководству Локхида. Урезание всего и вся после окончания ВМВ, оптимизма видимо поубавило, но вероятно это как-то пережили: новая реактивная эра требовала нового «железа» и до марта 48-го было поставлено 674 самолета модификации P-80A плюс 239 машин модификации P-80B, оснащенных системой впрыска воды в двигатель.

-4
P-80A-1 «Shooting Star». США. 1946-год. Самолет принадлежит 412-ой истребительной группе (412th FIG) – пионере в ВВС США по использованию реактивной техники: начинали еще с P-59. Считается, что размещение крупных ПТБ прямо на законцовках крыльев не сильно портило аэродинамику. Первая партия в 344 P-80A-1 целиком окрашивалась в глянцевый серый цвет (Pearl Grey) от которого впоследствии отказались (ЛКП со временем все равно «плыло» и разрушалось) и машины пошли в войска некрашеными.

Последняя, самая совершенная и самая массовая модификация, F-80C (буковку «P» (Pursuit) в обозначении истребителей на буковку «F» (Fighter) сменили в июне 1948 года) выпускалась до октября 51-го. Всего было сдано 798 тушек, плюс после окончания корейской войны часть оставшихся машин ранних модификаций F-80A и F-80B были доведены до стандарта F-80C. Главным отличием модификации была установка катапультируемого кресла (на P-80A/B изначально его не было, прыгали по старинке). Появились новые модификации двигателей, J33A-23 и 35 (тягой в две с половиной тонны). Хотя взлетный вес переваливал за семь тонн, машина разгонялась до 930 км/ч, скороподъемность превысила два км в минуту.

-5
Как абсолютно любой американский тактический истребитель, «Шутинг Стар» имел возможность наносить удары и по наземным целям. Здесь показаны экстремальные варианты времен корейской войны. Вверху пара 1000-литровых ПТБ и восемь 127-мм ракет HVAR (обычная нагрузка – четыре). Внизу – четыре 1000-фунтовых бомбы (обычно – две). В последней конфигурации катастрофически падала дальность полета, не дотягивая до 200 км.

Ну и отдельным пунктом программы шли фоторазведчики. Подобная машина разрабатывалась параллельно с истребителем и была изначально одобрена заказчиком. Разработчики же пошли уже проверенным на «Лайтнинге» путем: в носовой части вместо вооружения просто разместили два-три АФА. Первая такая метаморфоза произошла с одним из предсерийных YP-80A: самолет, получивший обозначение XF-14 взлетел уже в октябре 44-го. Однако серийного выпуска не было: в фоторазведчики, FP-80A-5, переоборудовали обычные истребители в количестве 152 тушки.

-6
RF-80A из 15-ой разведывательной эскадрильи (15th TRS) на авиабазе Кимпо, Корея. 1953 год. В корейской войне формальные «старички» участвовали не в первозданном виде (установили катапульты плюс все машины прошли ремоторизацию на новую модификацию двигателя J33A-23), причем демонстрировались чудеса надежности. Хотя у ранних P-80 (естественно не только у разведчиков) с двигателями было не ахти как. В частности, 6 августа 45-го на P-80A с/н 44-85048 погиб «Ас №1», Ричард Бонг.

Однако в Корее нужда в тактических разведчиках была такова, что около полусотни F-80C были переделаны в разведчики в заводских условиях, плюс на местах, в поле, стали «колхозить»: на нескольких десятках F-80A/B/C сняли часть пулеметов, установив одну АФА (т.н. «Hybrid I»).

Вот примерно в таком виде самолетики встретили Корейскую войну

*** Рассмотрение суб-модификаций «дроноводов», «мишеней», немногочисленные флотские итерации (было и такое), а так же прямых родственников (T-33 и F-94) выходит за рамки статьи.

Итак, к июлю 1950 года в составе Дальневосточных Воздушных Сил (FEAF) в числилось пять истребительных авиакрыльев (групп), из которых посильное участие в войнушке приняли четыре, находящиеся на территории Японии (8th FBW, 49th FBW, 51st FIW, 35th FIW), ну плюс 8-я разведывательная эскадрилья (8th TRS). Крылья имели трех-эскадрильный состав и по численности больше соответствовали нашей авиадивизии, чем полку (более 60 машин). Матчасть была представлена последними и самыми совершенными модификациями F-80C-10. Это не касалось разведчиков (RF-80A) и 35-го авиакрыла (35th FIW) оснащенного старенькими F-80A - данная часть в боевых действиях на «Шутингах» толком и не участвовала.

-7
F-80C с именем собственным «Saggon Dragon» 51-го авиакрыла. Под крылом НАР HVAR. Машину разбили на взлете с авиабазы Тэгу (Taegu, Корея) 7 марта 1951 года.

На тот момент, кроме трех эскадрилий, вооруженных North American F-82, «Шутинг Стары» были единственными чистыми истребителями USAAF на ТВД, причем длительные перелеты с ударами по наземным целям (то, чем собственно и пришлось заниматься) никто не отрабатывал. Вообще. К тому же, на повестку дня остро встал вопрос малого радиуса действия машины. Тему конечно со временем частично закрыли 1000-литровыми ПТБ (т.н. «Misawa Type»), однако сколько-нибудь длительное патрулирование или «много подарков, причем далеко» - это не про F-80: с территории Японии «Шутинги» вообще летали как правило без внешних подвесок. Мало того, одна эскадрилья 35-го крыла и две 8-го крыла получили вместо F-80 старенькие P-51D, «Мустанги». Причина все та же – чахлый радиус действия: как известно, у «Мустанга» с этим было все хорошо.

-8
Еще одной причиной триумфального возвращения «Мустангов» была неприлично большая длина разбега F-80 (более двух километров – зависело от загрузки самолета). Учитывая, что и позднее, на территории Кореи, большинство ВПП длиной не блистали, обычным явлением стало использование порохового ускорителя JATOG – Jet Assisted Take Off (как на фото). При использовании «тысячефунтовок» (чугуний такой калибром 454 кг) вкупе с ПТБ, использование упомянутого девайса было если и не обязательным, то частым явлением.

Что касается воздушных деяний, то на счет «Звездоводов» записывают 17-18 заявок на победы, из них шесть Миг-15 и 11-12 «северокорейцев» начального периода войны ( Як-9, Ил-10 и один «Ла-7» (видимо Як-11)). С подтверждаемостью противной стороной существуют известные проблемы орг-характера, но по факту, ВВС КНДР к августу 50-го в воздухе или на аэродромах помножили на «ноль»: сказался высокий уровень подготовки американских пилотов, а так же количественный и качественный перевес (все-таки Як-9П так себе конкурент реактивным машинам).

-9
F-80C лейтенанта Роберта Девальда (Lt. R.Dewald) из 49-го авиарыла. 27 июня 1950 года пилот заявил победу над северокорейским Ил-10. В тот день был групповой бой, янки в течение нескольких минут записали себе четыре победы. Карма настигла машину (пилот был уже другой) 23 марта 51-го. Постарались зенитчики.

С Корейцами вообще все сложно. Американский официоз признает потерю только одного «Шутинг Стара» (49-698) сбитого Яком 19 июля 1950 года. Отечественная и не только историография записывает пилотам КНДР еще четыре машины (49-603, 49-711, 49-537, 49-600). Версия вполне имеет право на жизнь: F-80 были потеряны над вражеской территорией, во время боев, в которых принимали участие Яки, да и кое-что у «американских официалов» плохо бьется (например, как так, сбит огнем танка? Это что, фильм про Джеймса Бонда!?).

Появление в ноябре 50-го на ринге нового игрока, МиГ-15, конечно заметили, однако адекватный оппонент в лице 4-го истребительного авиакрыла (4th FIW) на F-86A «Sabre» прибыл только в декабре 50-го и поначалу отдуваться пришлось «Шутингам», мгновенно ставшим «старичками» среди истребителей.

-10
Группа товарищей (которые совсем не товарищи) из 8-го авикрыла. Январь 1951 года. Верхняя на фото машина (49-531) была сбита МиГом 27 ноября 50-го.


В таких условиях, первое столкновение с Мигами было просто вопросом времени. По отечественной версии, первый результативный «реактивный бой» произошел 1 ноября 50-го, когда лейтенант 72-го ГИАП Хоминич С. Ф. на
МиГ-15 сбил F-80 (янки не сознаются, записывая потерянный в этот день борт с/н 49-593 на счет зенитной артиллерии). Американская же версия гласит, что такое событие произошло 8 ноября, а первая победа была одержана именно на F-80 лейтенантом Расселом Брауном из 51-го Крыла, который ЛИЧНО наблюдал, как МиГ взорвался (неа, потерь у наших в тот день не было).

Две оставшиеся победы над Мигами были записаны пилотам «Шутеров» в марте 51-го, причем обе, пилотам 8-го Крыла: 12-го числа групповая победа (по нашей версии столкнулись два МиГа 28-го ГИАП), а 17-го числа лейтенант Гарольд Лэндри столкнулся с Миг-15 с фатальным исходом (отечественная версия гласит, что МиГ капитана Дубровина В.М. из 72-го ГИАП разбился сам).

*** коллеги сергей nicols и "Воздушные бои над Вьетнамом" любезно дополнили историю взаимоотношений F-80 и МиГ-15 следующими событиями, отраженными в отечественных документах и литературе:

Миг-15 ст.лт. Насонова М. П. (28-й ГИАП) сбит F-80 11 ноября 1950 года (пилот погиб).
Миг-15 капитана Гордеев И. И. (28-й ГИАП) сбит F-80 23 февраля 1951 года. Что маловероятно, так как по американскому описанию боя был атакован одиночный RF-80. Американских заявок на оба вышеописанных события нет.
Миг-15 Никитченко П.Д. "сбит F-84" 3 апреля 1951 года (пилот погиб). У США две заявки пилотов F-80 на вероятно поврежденные МиГи и 5 декабря 1951 года погиб Рыжков А.Д. По книге Пепеляева Е.Г., сбит F-80 "случайной очередью под большим углом". Заявок у пилотов F-80 нет.

-11
Нарядный F-80C 8-го авиакрыла. Сувон, Корея. Лето 1953 года, как раз перед перевооружением на F-86F. Авиачасть честно отвоевала на «Шутингах» почти всю войну. Два других активных участника мероприятия «сменили коней» гораздо раньше, осенью 51-го. 49-е крыло – на F-84. 51-е крыло – на F-86. Ясно, что все это происходило не одномоментно.

Хотя «Шутинги» в 1951 году привлекались по нужде и к сопровождению "Сверхкрепостей" B-29 (базы-то были уже близко, в Корее, причем просто повезло, что до «дружеских встреч» в общем-то не дошло), уже было понятно, что истребитель из него никакой. А в 1951 году на фронте появился новый, более совершенный ударный самолет (F-84 «Тандерджет»), вопрос был только в скорости производства и доступности нового чуда-юда. Тем не менее, масштабы использования машины, которая создавалась для совсем другой войны и с другим противником впечатляют: без малого 100000 боевых вылетов на тип ЛА. Сколько чего сбросили, кого разбомбили (вероятно всех) оставим агитпропу «Оспрея» и плавно перейдем к потерям.

-12
RF-80A 15-ой эскадрильи 67-го разведывательного крыла (67th TRW), чего только не имевшего в штате. Зачастую «фото-Шутинги» сопровождали на миссии «Сейбры», что было совсем не айс (лишний наряд сил). Именно такой RF-80A был сбит огнем с земли 27 июля 1953 года за несколько часов до объявления перемирия, а пилот (Джон Родс) стал последним пилотом США, погибшим в Корее.

Итак подсчет-учет-пересчет c одновременной потерей веры в людей велся по агрегатору авиа-происшествий (Flightsafety), агрегатору серийных номеров (Warbirds Resource Group) и приснопамятной базе потерь KORWALD (Korean War Aircraft Loss Database). Последнее было вдвойне интересно, так как неожиданно выяснилось, что есть граждане, считающие на серьезных щах данные из этой базы чем-то вроде истины в последней инстанции.

*** База KORWALD – компиляция известных данных по потерям, проведенная в конце 90-х годов подполковником в отставке Роном Мейнардом (Ron Maynard) «для помощи исследователям и аналитикам». Несознательные зарубежные любители этого дела давно задавали каверзные вопросы о мелких недочетах в содержимом, но несомненно одно, это завистники и враги (саркастически так).

-13
Пара ну самых нарядных F-80C 8-го авиакрыла. Опять корейский Сувон. Зубки аппарату идут не меньше, чем P-40 (частное мнение).

Итак, резюмируя имеющиеся (читай, американские) данные, за вычетом дублей, уничтоженных машин, удивительным образом материализовавшихся после окончания корейской войны, в общие потери насчиталось 362 F-80.

В жертвы истребителей попало тринадцать машин (одна за северокорейским Як-9, остальное – наши МиГ-15).

Восемь машин погибли по «другим» боевым причинам: пара пала жертвой «тросового оружия» (корейцы-китайцы между холмами натягивали тросы и ловили птичек), один экземпляр брошен на аэродроме, захваченном «Северными» (49-579) и у пяти в причинах присутствуют просто некие «battle damage» или волшебные слова «probably-possible».

Сто десять машин сбили зенитчики.

Сто тридцать три машины потеряны в авариях и катастрофах (включая пожары на борту, отрыв ПТБ в самый неподходящий момент (7 случаев) и всевозможные «crashed»). * Хотя есть хороший вопрос, из-за чего именно самолет «гикнулся», если речь идет не о взлете?

И в девяносто восьми случаях причина явно не указана или имеются разночтения (включая списанные и пропавшие над территорией противника). Конечно это совсем не означает, что к потере борта обязательно приложил руку противник.

-14
Немножко чудачинки в ленту. Несколько RF-80A 45-ой эскадрильи 67-го разведывательного крыла (второй и последней разведывательной эскадрильи, использовавшей в Корее «Шутинги») несли защитную окраску в виде некоего «танкового зеленого» (какой-то Olive Drab). А вообще, по всем причинам было потеряно тридцать три «фото-Шутинга».

И о KORWALD. Восемьдесят три заранее посчитанных убиенных в данной базе отсутствуют. Выбросили все до единой списанные машины (Written off). И правда, разве может быть машина списана из-за боевых повреждений, ведь статус DBR придумали трусы? Ну и массово выбросили «аварийщиков» (машины, разбитые в авариях и катастрофах). Особенно «цепануло» инциденты на посадке.

Может люди имели ввиду только боевые вылеты? Ничего подобного. В учтенных в KORWALD потерях присутствуют и перегоночные полеты (cross-country flight) и тренировочные (training mission). Понятно, что речь идет о событиях и на корейских авиабазах, причем только в боевых подразделениях. К незамутненным дублям, когда по базе проходит один борт на разные даты и борта без серийных номеров, которые вообще-то можно найти, даже цепляться не хочется – не ошибается тот, кто ничего не делает.

В общем, как и любой абсолют, этот (KORWALD) весьма относителен.

Ну и после такой оптимистической ноты не грех перейти и к любителям «игрушечных самолетиков» в масштабе 1/72. Явные древности (40-50-е года) опускаются сразу, за бесполезностью с практической точки зрения. Итак, наш чахлый и убогий конкурс.


AIRFIX

-15

Модель 1973 года рождения принадлежала к малочисленному фиксовскому поколению «без заклепок» (то есть не являлась классическим «огурцом»). В наличии тонкая внешняя расшивка, какие-никакие ниши шасси и прочие мелкие излишества.

-16

Переиздавалась множество раз, в том числе дружественным MPC. Последнее издание было в 2022 году, в "серии для старперов" (Vintage Classics) и отличалось весьма недурной декалью.

-17

Даже сейчас, учитывая времена особенные, не такой уж безнадежный выбор.

Грань

-18

Продукция кооператоров самого начала девяностых. Злые языки клевещут, что это творческое переосмысление Фикса (можно подумать, что это что-то плохое).

-19

В тех же девяностых паковалась «Восточным Экспрессом».

-20

Собирать не собирал, даже мимо не проходил, но представляя себе продукцию тех лет, маловероятно, что сборка доставит радость и просветление. А потом, эту штуку еще найти надо.

SWORD

Сравнительно новая модель 2009 года рождения. Настоящий подарок (ой ли?) для любителей авиации 50-х и «корейских разборок» Причем чехи закрыли всю производственную линейку машины (P-80A/B, F-80C, RF-80).

-21

В 2017 году вышел новомодный набор «два в одном» с Ил-10 (очевидно, что от чешской же «Fly»)

-22

Смола на проблемные места (ниши-кабина), внутренняя расшивка, прозрачный фонарь, хорошая декаль. Живи да радуйся.

-23

Но нет. Есть и минусы. «Плывущая», а местами исчезающая расшивка, так себе мелочевка, сборка, хуже чем у NOVO: издержки ЛНД первого десятилетия двухтысячных и персонально компании SWORD. Ну и конечно цена.

Резюмируя.
Когда у боевой машины, обслуживаемой летно-техническим составом высокой квалификации и по-факту подтвердившей свою надежность, без малого 40% небоевых потерь, а немногим менее 30% потерь по причине «да черт его знает, чего он брякнулся», считать потери можно как угодно и в пользу какой угодно стороны.

*Автор пишет и считает, как умеет.

*Мнение сугубо частное.

*Использована информация из открытых источников.

Всем добра.

.