Найти в Дзене
Русская Семёрка

Как жилось императорской портнихе Надежде Ламановой при СССР

Оглавление

Ее клиентами были императрица Александра Федоровна и первые красавицы Серебряного века. Ее платья сравнивали с парижскими, а метод работы называли волшебством. Казалось, революция 1917 года должна была стереть эту женщину, как классового врага. Но судьба распорядилась иначе: Надежда Ламанова не просто выжила при советской власти, но и стала главным модельером молодого государства, создав моду для новой, пролетарской эпохи.

Дo рeвoлюции

Путь к вершинам моды для Надежды Ламановой начался с трагедии. Рано оставшись без родителей и с четырьмя младшими сестрами на руках, юная дворянка из Нижнего Новгорода не могла позволить себе светского образования. Ее университетом стала Московская школа кройки и шитья Ольги Суворовой.

Талант Ламановой был очевиден. Уже в 24 года она открыла собственную мастерскую в Москве. Ее метод работы поражал клиенток: Надежда Петровна не пользовалась лекалами. Она придумывала образ instantly, набрасывая на женщину куски ткани и sculpting будущее платье прямо на фигуре с помощью булавок. Это был haute couture в чистом виде. Сама Ламанова никогда не шила — ее ролью было творчество и создание эскиза.

Какие цифры у русских считаются проклятыми

Слава о «московской волшебнице» долетела до императорского двора. В 1890-х годах Ламанова получила звание «Поставщицы Ее Императорского Величества». Ее платья носила Александра Федоровна, звезды МХАТа Ольга Книппер-Чехова и Мария Ермолова, икона немого кино Вера Холодная.

При советской власти

К Октябрьской революции Надежда Ламанова отнеслась весьма настороженно. Однако она всегда была аполитична, и, в отличие от многих своих клиенток, не уехала за рубеж. Портниха продолжила заниматься своим делом — и даже была обласкана новой властью. Во многом этому способствовали одевавшиеся у Ламановой жены партийных руководителей и «пролетарских» деятелей искусств. Правда, сожительнице Максима Горького Марии Андреевой в 1919 году пришлось похлопотать об освобождении модельера из Бутырской тюрьмы, куда ее посадили как «бывшую». Но больше подобных эксцессов не происходило.

При большевиках одним из направлений деятельности Ламановой стала разработка одежды, доступной для рабочих и крестьян. С этой целью портниха организовала Мастерскую современного костюма при Главнауке. «В России она считалась основательницей новой пролетарской моды», — отмечает один из биографов Ламановой Виталий Вульф.

В 1925 году костюмы Ламановой в псевдонародном стиле были представлены на Всемирной выставке в Париже и произвели сенсацию, завоевав Гран-при. Парижане не понимали, как можно создать такие шедевры практически из подручных материалов (для платьев использовались лен и холст, а бусы были сделаны из раскрашенного хлебного мякиша). Несколько лет Ламанова продолжала создавать одежду «а-ля рюс», принося своим творчеством валюту для Кустэкспорта. Награды модельера дали официальной пропаганде повод утверждать, что советская мода — «лучшая в мире». Впрочем, в 1928 году случилась неприятность — Ламанову лишили избирательных прав на том основании, что она продолжала пользоваться трудом наемных швей.

«Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно-полезной», — доказывала в ответ портниха.

«Девушка в красном купальнике»: как сложилась судьба самой красивой беглянки из СССР

Сколько раз можно кипятить воду на самом деле

Какие территории отдал СССР США в 1990 году

The post Как жилось императорской портнихе Надежде Ламановой при СССР appeared first on Русская семерка.