Неравные браки, как и случайные романы с большой разницей в возрасте, для этого мира не новость. Когда-то они считались нормой, в современном мире всё больше осуждаются, хотя иногда и становятся инструментом черного пиара для не слишком избирательных знаменитостей. Не обошло это явление и литературу. Помимо незабвенной «Лолиты» Владимира Набокова (в художественную и культурную ценность которой, простите меня, я поверить не могу), в современной литературе всё чаще встречаются произведения подобной тематики. К ним относится и роман Елены Кречман «Возраст согласия». Я долго сомневалась, стоит ли читать это произведение. Но много положительных отзывов и подозрение, что автор смотрит на ситуацию с близкой мне точки зрения, убедили меня познакомиться с романом.
Многие девочки в период, когда влюбиться уже хочется, а вокруг одни глупые одноклассники, всё еще наскакивающие друг на друга на переменах и отпускающие глупые шуточки, предметом своего чувства выбирают кого-то постарше. И повезло тем, кто был влюблен в актера, певца или писателя с портрета в кабинете литературы (да, я лично одну такую знала). А вот героине романа Елены Кречман не повезло – в свои пятнадцать она влюбилась в знакомого дядьку "за пятьдесят", который за счет глупой девчонки решил запрыгнуть в уходящий поезд любовных утех. И это вам не "Лолита".
В отношениях Юры и Ксении всё весьма прозаичнее, без пережитых мужчиной в юности душевных травм (вспомним погибшую возлюбленную Гумберта), зато с покупкой крепких напитков и дешевых мобильников для юной любовницы. Да, отношения героев развиваются на фоне захлестнувших Питер девяностых годов, когда всё можно, никто не задает лишних вопросов, но и ответов не даст. И эта атмосфера безнадежности, неприкаянности, болотной серости пронизывает все повествование, и именно она становится причиной многих поступков и Ксении, и её матери.
К слову о "Лолите". Роман В. Набокова, случайно найденный тринадцатилетней героиней в книжном шкафу, наводит её на мысль, что приставания подвыпившего дяди Славы летом на даче могут и нравиться, что это пусть и не совсем нормально, но бывает. Так почему же не с ней? "Найду ли я своего Гумберта?" - вот итог размышлений о любви тринадцатилетней Ксении. Шокирует? Меня, да. И еще раз заставляет задуматься об ответственности автора за то, что он транслирует в своих произведениях. Но чего еще ждать от девочки, на глазах которой с самого детства мама иногда одна, а иногда в компании в соседней комнате из-за "огненной воды" превращается в сказочное чудовище? И получается, что Ксению, еще совсем ребенка, в объятия Юры толкает одиночество, потребность быть нужной.
"Делать дома было нечего, я знала, что там сейчас царит пьяная мать".
И чем больше мы узнаем о главной героине, её детстве, наблюдаем за её поступками, тем яснее становится, что по натуре она любопытна и впечатлительна, у неё хорошо развита фантазия, чувство эмпатии, стремление к творчеству.
"Вдали, в черно-желтом миражном мареве, над высотками вырастают башенные краны. Они кажутся мне, зачарованной, мачтами волшебного корабля".
Так девочка описывает родной город в своем дневнике, который ведет в тайне от мамы, чтобы с кем-то поделиться сомнениями, выплеснуть чувства, до которых взрослым нет дела, осмыслить множество книги, которые она читает. И при всем желании не получается осуждать Ксению, но её становится пронзительно жаль.
Сначала меня удивляло, почему девочка позволяет Юре так с собой обращаться. А потом я поняла: она не знает, что можно по-другому. Все женщины вокруг, с кого она могла бы взять пример: однокурсницы, мама, её подруги - делали одно и то же: предлагали себя мужчинам за бутылку, катание на машине или за просто так, потому что скучно. Ксения чувствует, что что-то не так, что это неправильно, не для неё, но все вокруг делают так же, и она продолжает прощать Юрия, полагая, что любит его. И только во снах, иногда прорывающихся в реальность, эти мысли приобретают образ тигра – символ греха – который подстерегает девочку, плачет над ней, но не нападает, будто чего-то ждет.
Помнится, Мария Герус в «Повелителе и пешке» тоже затрагивала вопрос о том, что сильнее: среда или истинная природа человека.
Любопытно, что в двух столь разных произведениях, авторы приходят к одной и той же мысли: среда может искалечить человека, запутать его, увести с правильного пути, но не изменить окончательно, и если найдется поддержка или духовно человек окажется достаточно силен для того, чтобы услышать свой голос, он сможет вырваться и стать тем, кем ему предназначено было быть.
"Опасно наслаждаться собственными страданиями, упиваться ими, словно верблюд, жующий колючки и пьющий в результате свою собственную кровь".
И, дочитав роман, я скажу, что очень благодарна автору за то, как она развернула эту непростую тему, лишила её романтического ореола и показала, что на самом деле скрывается за «любовью» таких Юр и куда эти отношения могут привести. Как бы странно это ни звучало, но Ксении в конечном счете повезло (говорю это для тех, кто опасается трагических финалов). Будучи неглупой, она в конечном счете находит спасительную формулу: "я понимаю простую вещь - для того чтобы выжить, мне нужно чем-то заняться", которая уводит её с дороги, по которой идет мать, и дает надежду на то, что девочку ждет лучшее будущее.
Я не буду советовать вам прочитать роман Елены Кречман, потому что эта книга не для всех. Но если вы готовы размышлять, не осуждая, сочувствовать и плакать, то прочитав «Возраст согласия», вы точно не пожалеете о потраченном времени.
Согласны ли вы с тем, что литературные образы, попавшие в благодатную почву, могут повлиять на сознание и мировоззрение юного читателя?
Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал, там я делюсь новостями и первыми впечатлениями о книгах.
Читайте и другие отзывы: