Найти в Дзене
РЖД Цифровой

«РЖД Медиа» может стать основой единой системы управления взаимоотношениями с пассажирами

Оглавление

ОАО «РЖД» работает над созданием единой системы управления взаимоотношениями с пассажирами. В ее основе может быть использована кросс-платформенная система «РЖД Медиа», которую уже применяет каждый четвертый пассажир поездов «Сапсан» и «Ласточка». В ближайших планах — расширение функционала и внедрение новых сервисов, что сделает платформу еще удобнее, информативнее и технологичнее.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

От Sapsan Center до «РЖД Медиа»

Информационно-развлекательная система появилась в 2015 году под названием Sapsan Center и была ориентирована на пассажиров «Сапсана». В 2019 году аналогичный сервис под брендом Lastochka Center был запущен и на «Ласточке». За годы эксплуатации мультимедийный портал доказал свою эффективность, и в начале 2024 года было принято решение объединить оба проекта в единый цифровой портал пассажира — «РЖД Медиа».

Сегодня «РЖД Медиа» является частью цифровой экосистемы ОАО «РЖД» и Дирекции скоростного сообщения (ДОСС). После ребрендинга платформа превратилась в единый цифровой сервис развлечений, услуг и информации на борту «Сапсана» и «Ласточки». Решение стало ответом на растущий запрос пассажиров на цифровые сервисы: кроме комфорта в пути они ожидают доступа к мультимедиа, актуальной информации о маршруте и дополнительным услугам.

При разработке платформы был изучен мировой и отечественный опыт, проведены опросы пассажиров об их потребностях и пожеланиях, проанализированы другие сферы деятельности, чтобы внедрять самые передовые решения, рассказал начальник отдела информатизации службы технической политики ДОСС Алексей Манахов.
Основные сложности, с которыми столкнулась команда разработчиков,
связаны с ранжированием разрабатываемых функций. «Идей у нас хоть
отбавляй, а вот выбрать именно то, что будет действительно полезно и
востребовано у клиентов – это вопрос непростой. С выбором помогают сами
пассажиры и регулярные мозговые штурмы внутри коллектива дирекции.
Иногда мы даже проводим голосования за лучший сервис», – отметил Алексей
Манахов.

Алексей Манахов, начальник отдела информатизации службы технической политики ДОСС:
«В течение 2024 года мы занимались унификацией информационно-развлекательных систем Sapsan Center и Lastochka Center. Поставили себе цель – обеспечить бесшовность услуги вне зависимости от типа поезда, и у нас это получилось: 17 декабря 2024 года, в честь 15-летия Дня высоких скоростей, мы презентовали новый продукт для пассажиров – «РЖД Медиа». Кроме того, помимо веб-версии мы разработали и одноименное мобильное приложение».

Импортонезависимая база

Платформа «РЖД Медиа» построена исключительно на российских технологиях. В основе — отечественные серверные решения, размещенные в России, что гарантирует автономность системы. Используются сертифицированные протоколы шифрования, соответствующие стандартам безопасности РФ, а также собственные протоколы передачи данных, оптимизированные для работы в условиях ограниченного интернета. Благодаря этому мультимедийный контент можно загружать офлайн через Wi-Fi поезда.

Веб-версия и мобильное приложение адаптированы для работы без внешнего интернет-подключения, что особенно важно на участках с отсутствием покрытия.

Функционал платформы

«РЖД Медиа» — это не просто медиапортал с фильмами, музыкой и новостями. Платформа выполняет роль персонального помощника до, во время и после поездки.

Среди доступных возможностей:

  • просмотр фильмов и сериалов, прослушивание музыки и аудиокниг;
  • заказ питания из вагона-бистро с доставкой на место;
  • покупка сувениров из каталога «Сапсан»;
  • детский раздел с мультимедиа для юных пассажиров;
  • бронирование отелей, трансферов, покупка билетов на экскурсии и мероприятия;
  • подача предложений по улучшению сервиса;
  • покупка билетов на все поезда компании «РЖД» (с сентября 2024 года);
  • онлайн-табло с указанием номера пути, времени прибытия и отправления поездов.

Пассажиры могут даже повысить класс обслуживания в пути — впервые для железнодорожного транспорта в России.

Встроенная система анализа поведения пользователей и обратная связь помогают формировать наиболее востребованный контент и услуги.

Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Shutterstock AI Generator/FOTODOM

По данным статистики, лидирующие позиции занимают раздел «Фильмы и сериалы» (46% пассажиров) и опция заказа питания (36%). Далее следуют «Музыка», «Аудиогид» и «Сувенирная продукция». Быстро растет популярность раздела «Обращения в пути следования», позволяющего поездным бригадам решать вопросы пассажиров прямо во время рейса.

Набор сервисов в «РЖД Медиа» варьируется в зависимости от поезда и класса обслуживания.

Набор услуг и сервисов в «РЖД Медиа» варьируется в зависимости от
типа поезда и класса обслуживания пассажира. «В основном различия
только в объеме предоставляемого медиаконтента – это фильмы, музыка и
аудиокниги. Есть ряд функций, которые реализованы только на «Сапсане»
или только на «Ласточке». Платформа «РЖД Медиа» построена таким образом,
что она сама понимает, на каком поезде сейчас находится пассажир, и
показывает ему только те функции, которые доступны на конкретном поезде в
конкретном рейсе», – рассказал Алексей Манахов.

Признание и награды

В 2023 году проект «Мобильное приложение “Сапсан Медиа”» получил три награды:

  • «Время инноваций – 2023» в номинации «Открытие года»;
  • Digital Leader Awards 2023 («Мобильное приложение года»);
  • ComNews Awards 2023 («Лучшее цифровое решение в транспорте и логистике»).

В 2024 году ДОСС второй год подряд стала лауреатом ComNews Awards в номинации «Лучшее цифровое решение в транспорте».

Развитие продолжается

Планируется, что платформа «РЖД Медиа» станет частью цифровой
экосистемы ОАО «РЖД» и частью мобильного приложения «РЖД Пассажирам».
«Мы идем по пути создания единого клиентского приложения и единой
системы управления взаимоотношениями с клиентом», – сказал Алексей
Манахов.

Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Shutterstock AI Generator/FOTODOM

В числе разрабатываемых новинок:

• функции персонализации контента на основе предпочтений пассажиров;

• раздел блогов;

• электронные книги;

• расширение интеграционного взаимодействия с железнодорожными системами;

• субтитры для мультимедиа;

• раздел «История железных дорог»;

• возможность заказа экскурсий по вокзалам России;

• раздел «Ваша поездка» с информацией о номере пути прибытия и порядке нумерации;

• функция бесшовной авторизации в поездке для пользователей приложения.
Обновится и дизайн платформы – будет добавлена темная тема.

«РЖД Медиа» — это не только мультимедиа и развлечения, но и важный инструмент цифровизации пассажирских перевозок.

«Она объединяет мультимедиа, сервисы и информацию, делая путешествия комфортными и современными. Полностью импортонезависимая разработка, созданная с использованием российских технологий, демонстрирует потенциал ОАО «РЖД» в создании инновационных решений. С новыми функциями платформа может стать эталоном для транспортных компаний по всему миру, задавая новый стандарт качества путешествий», – уверен Алексей Манахов.

Узнавайте о главных цифровых трендах на транспорте вместе с нами!

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ