Психологу часто приходится быть примиряющей стороной между супругами, родителями, даже друзьями; приходится «мирить» учеников и учителей, воспитанников и воспитателей. И честно говоря, не всегда понятна причина, из-за которой разгорелся весь сыр-бор.
Вот и с мамой Толи тоже не все было понятно. Педагоги детского сада виделись ей исключительно врагами, злыми тетками, которым она оставляет свою кровиночку на растерзание.
У меня на консультации Александра сразу заговорила о собственном детском опыте, сопроводив рассказ словами: «Уж я-то знаю, что там происходит». К сожалению, детство у этой мамы было таким, что не позавидуешь. Родители работали на заводе, а после смены могли «загулять» и забыть дочь в детском саду. Как назло, девочка росла активной, непоседливой, шумной, даже драчливой. Александра признается, что чувствовала неприязнь и даже агрессию со стороны воспитателей:"Мне было очень некомфортно в саду". На всю жизнь Александра запомнила, что в детском учреждении страшно, одиноко, плохо.
Если копнуть глубже, эти чувства стали лейтмотивом всего детства Александры; страх и отверженность она чувствовала и дома. Но наша психика устроена сложно и мудро: Александра не видит в этом вины родителей, весь негатив она целиком перенесла на детский сад.
Из травматичного детского опыта выросла насторожённость к детскому саду и предвзятое отношение ко всем педагогам. Когда пришло время вести в сад сына, Александра сразу «показала характер», чтобы все поняли, что она «не даст сына в обиду». С первых дней молодая мама развернула настоящую войну против детсадовской системы и воспитателей лично:
- На прогулку нужен головной убор? А вот фигушки вам, а не панамка! Мой ребенок будет гулять с непокрытой головой! Он так привык, ему так удобно!
- Учить есть самостоятельно? Ну уж нет! Ему три года всего, какая ложка?! Кормите сами, я кормлю и вы кормите, вы должны, обязаны.
- Стих на утренник? Нееет, я не дам за наш счет выезжать, мы учить не будем!
- Как "не даём стих на утренник"? Это что вообще такое?! Да как посмели, что за ущемление?! Все будут читать, а ребенок в сторонке стоять?
Осознавала ли Александра, как абсурдны ее претензии? Конечно, нет. Она просто старалась для своего ребенка. Так, как могла, исходя из своих представлений и своего опыта. Когда-то она сама искала защиты. Ей мечталось, как мама зайдет в группу и всех построит: "Не заставляйте мою дочь есть эту кашу! Не ставьте ее в угол во время тихого часа! Не смейте на нее кричать!" А еще ласково скажет своей дочке: "Вот тебе новые сандалики... лучше, чем у всех. Вот тебе нарядное платье на утренник, я не забыла!" Тогда Александра так и не дождалась своей защитницы, но дала себе слово, что не позволит так поступать со своим сыном. А у Толика, тем временем, совсем другая жизнь, другая история и другой опыт: его любят, его принимают, его никто не обижает. Но Александра упорно продолжает исполнять данное себе обещание и спорит, скандалит, выясняет, жалуется.
А теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами маленького Толика, который всей этой подоплеки не знает, а только безгранично верит маме – как любой ребенок. Наступило утро, надо идти в детский сад – и мама сразу мрачнеет, напрягается, становится злой и колючей. Ребенок пока не способен анализировать и делать выводы, но он нутром чувствует: детский сад – опасное злое место, где все время надо быть начеку и в каждую секунду ждать нападения. Вместе с мамой он входит в яркую раздевалку, напряжение достигает апогея и мама начинает кричать, расшвыривает вещи; лицо ее красное, руки горячие. Нечаянно она задевает сына, тот падает, мама плачет…
Захочет после этого ребёнок ходить в детский сад? Не захочет. И совсем не потому, что его там обижают. Но мама сделает свои, удобные ей выводы: воспитатели злые, ее ребенка там не любят; она им всем покажет. Круг замыкается.
«Благими намерениями выложена дорога в ад». Как часто в жизни я вижу подтверждение этой мудрой фразы. Александра хотела своему ребенку исключительно добра. А устроила невроз. Сначала ребенок возненавидел детский сад, находился в постоянном стрессе, связанном с дошкольным учреждением. Позже появились ночные страхи, "испортился характер". Нервное истощение подкосило соматическое здоровье мальчика, частые болезни отразились на его нервно-психическом развитии. Сформировался тревожно-мнительный тип личности. И всю эту трагичную историю мама могла легко предотвратить, если бы направила свои усилия не на войну с воспитателями, а на сотрудничество с детским садом.
Мы все желаем самого лучшего своим детям. Кстати, Вы слышали, как педагоги говорят между собой: «Мой ребенок»? Это ведь не про наших родных детей, это про воспитанников (говоря с коллегами про родных, мы с юмором уточняем: «личный», «собственный»). Так что ваши дети – тоже наши; мы их любим, переживаем, бьемся за них на комиссиях, спорим с коллегами иногда рискуя своей карьерой. Мы делаем для ваших детей не меньше, чем вы. Но вместе с вами мы можем сделать еще больше.