Шестнадцатого и семнадцатого декабря 2008 года британский аукционный дом Christie's устроил в Нью-Йорке распродажу фотографий из коллекции Леона и Микаэлы Константинеров. На аукционе, названном «Иконы гламура и стиля: коллекция Constantiner», были представлены откровенные снимки Джейн Рассел, тела супермоделей Кейт Мосс и Настасьи Кински, провокационные работы Хельмута Ньютона, и, к счастью, вполне пристойная фотография Маргарет Тэтчер.
Треть каталога составляли фотографии Мэрилин Монро, охватывающие весь творческий путь актрисы: от беззаботных снимков юной Нормы Джин до ее последнего интервью с Ричардом Мериманом. На этих неформальных снимках запечатлен подлинный облик Монро – тот самый, который так тщательно скрывается от нас медиамагнатами. Эти фотографии являются свидетельством индивидуальности актрисы, показывая хрупкость и уязвимость ее необыкновенной привлекательности.
Знакомство с фотохроникой Мэрилин Монро лучше начинать с фотографий Евы Арнольд, сделанных в 1960 году на съемках фильма «Неприкаянные».
Когда режиссер кинокартины Джон Хьюстон дал Мэрилин игральный кости, она спросила его: «Что мне им сказать?». «Не думай об этом, дорогая, – ответил Джон. – Просто брось их. Это история твоей жизни, просто брось».
Черно-белые фотографии размером 20,5 x 30 см были изготовлены методом желатиновой серебряной печати. Со временем частицы серебра, из которых состоит изображение, подвергаются окислению, что приводит к пожелтению и выцветанию изображения.
Увлекаться фотографией Ева начала в 1946 году, когда ей исполнилось тридцать четыре. Спустя два года она окончила фотошколу, и еще через четыре ей уже доверили съемку Марлен Дитрих. Кинозвезда находилась в студии звукозаписи, где записывала свои хиты. Опубликованные в журнале «Esquire» фотографии Дитрих произвели на Мэрилин глубокое впечатление, и она загорелась желанием познакомиться с фотографом. Вскоре представился случай: Джон Хьюстон устраивал вечеринку в нью-йоркском элитном «Клубе 21», куда были приглашены Мэрилин и Ева. Актриса подошла к Еве и сказала: «Если ты смогла сделать это с ней, представь, что ты сможешь сделать со мной». Они подружились, и Ева фотографировала актрису несколько раз в течение десяти лет.
«Если фотограф заботится о людях перед объективом и сострадателен, это многое значит, – делилась секретом Ева. – Инструментом является фотограф, а не камера».
Ева автор пятнадцати книг, ее книга о Монро, вышедшая в 1987 году, называется «Marilyn Monroe: аn аppreciation». В 2024 году книга была переиздана под новым названием «Marilyn Monroe: By Eve Arnold». Шесть фотографий Мэрилин Монро, играющей в кости, были проданы на аукционе за 13750 долларов США.
Фотограф Ричард Миллер – один из тех редких счастливчиков, кому выпала удача фотографировать девятнадцатилетнюю Норму Джин, будущую Мэрилин Монро. В те годы Норма Джин работала моделью в агентстве очарования и моделирования «Blue Book», а ее фотографии украшали обложки журналов.
В 1946 году Миллер дал объявление, в котором приглашал девушек принять участие в фотосессии в стиле пин-ап для вооруженных сил США. Среди откликнувшихся он выбрал девятнадцатилетнюю Норму Джин Мортенсон (Бейкер). В течение двух месяцев они работали вместе, проведя несколько фотосессий в его студии, на открытых площадках в Голливуде, Санта-Монике и долине Сан-Фернандо.
Сам фотограф и представить не мог, что пройдет время, и Норма Джин станет одной из самых знаковых персон кинематографа. Для него она тогда была просто милой девочкой.
Снова они встретились в 1958 году на съемках фильма «В джазе только девушки». Фотограф сотрудничал с «Globe Photos», производя съемку натурных объектов для фильмов. За период с 1955 по 1962 год Миллер отснял более семидесяти фильмов и всех ведущих звезд золотого века кино, от Кларка Гейбла до Ширли Маклейн.
Два хромогенных цифровых отпечатка с изображением Нормы Джин размером 50,5 x 40 см, напечатанных с подлинных негативов в 1995 году, были проданы за 3750 долларов.
О том как Норма Джин превратилась в Мэрилин Монро вы можете узнать из главы:
Венгерский фотограф Андре де Дьенес в пятнадцать лет ушел из дома и, пройдя пешком всю Европу, добрался до Туниса, где купил свою первую фотокамеру. Вместе с ней он приехал в 1933 году в Париж, чтобы изучать фотоискусство. Через пять лет редактор «Esquire» Арнольд Гингрич предложил ему работу в Нью-Йорке и помог оплатить переезд.
С Нормой Джин фотограф, специализирующийся на съемках обнаженной натуры, познакомился в 1945 году. Дьенес предложил ей отправиться в путешествие, чтобы сфотографировать ее на фоне природных пейзажей. За фотосессию он предложил девушке двести долларов. Во время поездки у них случился короткий роман. В 1949 году во время поездки в Нью-Йорк они устроили фотосессию на пляже Тобай на южном побережье Лонг-Айленда. Хотя Дьенес описывал Мэрилин как «великолепную, элегантную молодую женщину, утонченную, какой [он] никогда ее раньше не видел», но на его фотографиях актриса предстает обычной посетительницей пляжа с развевающимися на ветру волосами и ангельским личиком.
Последняя их совместная фотосессия состоялась ночью 1953 года, в долине в Беверли-Хиллз, при свете фар автомобиля Дьенеса. Два желатино-серебряных отпечатка размером 27,5 x 34,3 см с фотосессии 1949 года были проданы за 1875 долларов.
Мэрилин Монро была не просто любимой моделью фотографа Милтона Грина; она была его другом и, на некоторое время, деловым партнером. Впервые они встретились в 1949 году во время работы над журналом «Look».
«Мне показали папку с самыми красивыми снимками, которые мне доводилось видеть в своей жизни, – вспоминала Мэрилин Монро. – Я только ахнула и спросила: Господи, кто же их сделал?». Когда ее представили фотографу, она сказала Грину: «Но вы же еще мальчик!», на что тот, не растерявшись, ответил: «Что ж, а вы еще девочка!». На тот момент Грину исполнилось двадцать семь лет. В течение долгого времени Грин сопровождал Монро во всех ее поездках, фотографируя кинозвезду на свою фотокамеру. В 1955 году они основали продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions (MMP).
В 1950 году Грин сделал несколько снимков актрисы названных фотографом «Мэрилин в юбке из тюля».
Два отпечатка, один с надписью на обороте «Я люблю Милтона», написанной чернилами, были проданы за 8750 долларов.
Фотограф Корнел Каппа был младшим братом Роберта Каппы, основателя престижного международного агентства «Magnum Photos». В 1946 году, после службы в фоторазведывательном подразделении ВВС США, Корнелл был принят на работу в журнал «Life» в качестве младшего фотографа.
«Я не художник и никогда не собирался им быть, – говорил он. – Надеюсь, мне удалось сделать несколько хороших фотографий, но больше всего я надеюсь на то, что мне удалось создать несколько хороших фотоисторий с запоминающимися снимками, которые несут в себе смысл и, возможно, даже что-то меняют».
Работая в журнале, Каппа совершил первую из нескольких поездок по Латинской Америке. Путешествия завершились написанием трех книг, среди которых – «Прощание с Эдемом» (1964) – посвящена проблеме уничтожения коренных культур Амазонии. Капа освещал избирательные кампании Джона и Роберта Кеннеди, Эдлая Стивенсона и Нельсона Рокфеллера, а в 1969 году опубликовал книгу «Новое поколение на Уолл-стрит», рассказывающую о поколении безжалостных молодых предпринимателей, стремящихся к быстрому зарабатыванию денег.
Его фотография Мэрилин Монро размером 22,2 x 33 см была продана на аукционе за 5250 долларов.
Артур Феллиг, более известный под псевдонимом Уиджи, был известным фотографом и фотожурналистом, прославившимся черно-белыми уличными фотографиями в Нью-Йорке.
В раннем возрасте он был вынужден бросить школу и, быстро поняв, что даже бедные родители готовы потратить деньги на снимок своего ребенка, стал фотографом-самоучкой. В 1938 году Феллиг был единственным внештатным фотографом в Нью-Йорке, у которого было разрешение на ношение портативного радиоприемника полицейского диапазона. Его поразительная способность прибывать на место преступления до приезда полиции породила слухи о том, что он использует доску для спиритических сеансов.
Его снимок Мэрилин Монро размером 21,9 x 17 см был продан за 3500 долларов. Другая фотография кинозвезды, сделанная Уиджи в 1955 году на гала-концерте «Цирка братьев Ринглинг и Барнума и Бейли», размером 20 x 24,7 см с надписью «Знаменитый Уиджи» (на обороте) была продана за 6250 долларов.
«Мисс Мэрилин Монро напоминает букет фейерверков, вызывающий у изумленных зрителей восторженные возгласы «ох!» и «ах!», – говорил Сесил Битон. – Она так же эффектна, как серебристый ливень фонтана Везувия; она взмыла из безвестности, чтобы стать нашим послевоенным кекс-символом – пин-ап-девушкой эпохи. И какое бы информационное агентство или созданная иллюзия ни подожгли фитиль, именно ее собственный странный гений поддерживал ее полет».
Сесил Битон – главный светский фотограф первой половины ХХ века. Он создавал парадные портреты Британской королевской семьи и всех легендарных звезд Голливуда. С фотографией Сесил познакомился благодаря няне, у которой был «Kodak 3А», идеально подходящий для новичков. Няня обучила мальчика основам фотографии, а его первыми моделями были мать и сестры. После окончания Кембриджа Сесил Битон некоторое время работал в лесозаготовительной компании своего отца, а потом перебрался в Нью-Йорк. Когда ему исполнилось двадцать три года, он основал собственную студию и стал штатным фотографом журнала «Vogue».
Три желатино-серебряных отпечатка «Мэрилин Монро с птичкой» размером 23,7 x 24 см были проданы за 13750 долларов.
На протяжении всей своей карьеры Битон создавал портреты модниц и представителей высшего общества и использовал свой высокий статус и связи, чтобы фотографировать таких знаменитостей, как Коко Шанель, Одри Хепберн, Кэтрин Хепберн, а также таких художников, как Энди Уорхол и Джорджия О'Киф.
Шесть желатино-серебряных отпечатков с изображением Мэрилин Монро в купальнике у бассейна работы неизвестного фотографа были проданы за 3750 долларов.
Первой моделью для десятилетнего фотомастера Ричарда Аведона послужил его сосед, великий русский композитор Сергей Рахманинов. Еще не окончив школу фотографии, в 1946 году двадцатитрехлетний Ричард основал собственную студию и сотрудничал с женским модным журналом «Harper’s Bazaar». С 1952 по 1954 год, не прекращая сотрудничество с модными изданиями, Ричард был редактором журнала «Театральное искусство». Аведон считается признанным мастером портретной съемки. Перед объективом его камеры рассыпались в дребезги самые продуманные публичные образы. Портрет Аведона превратил Мэрилин Монро из звезды в простую смертную.
«На фотографии Мэрилин Монро фотограф изгнал все следы эротического очарования и пылкости, которыми славилась актриса, – отмечал Колин Вестербек. – Здесь она предстает удрученной. За красивым лицом скрывается ее настроение, столь же мрачное, как и тело под расшитым блестками платьем».
Аведон опубликовал это изображение в своей книге 1964 года «Ничего личного» с подписью «Мэрилин Монро, актриса», словно она была кем-то неизвестным. Отпечаток размером 32,9 x 26,9 см, сделанный в 1980 году, был продан за 56250 долларов. Это одна из самых дорогих фотографий Мэрилин Монро.
В 1958 году журнал «Популярная фотография» признал Аведона одним из десяти великих фотографов мира.
Спустя восемь лет Ричард расстался с «Harper's Bazaar» и перешел в «Vogue». На страницах этого журнала он открыл миру модель Твигги (Лесли Лоусон), которая стала идеалом новой красоты.
Подробнее о модных тенденциях в статье "Пресса против кинозвезды"
«Сидящая в черном» – одна из наиболее знаменитых и провокационных фотосессий Мэрилин Монро и Милтона Грина. Пять желатино-серебряных отпечатков, отпечатанных в 1978 – 1980 годах с подписью и датой, были проданы за 15 000 долларов.
Фотожурналист Боб Энрикес был сотрудником Magnum Photos и внештатным фотографом журнала «Life». Он наиболее известен своими фотографиями кинозвезд, а также фотографиями движения за гражданские права в начале 1960-х годов и Кубинской революции. Еще в 1950 году, когда ему было всего двадцать лет, он начал продавать свои фотографии с видами улиц Нью-Йорка и развлечений на Кони-Айленде. В 1954 году Энрикес начал работать на съемочной площадке фильма «Зуд седьмого года», где у него сложились дружеские отношения с Мэрилин Монро. Кинозвезда разрешала ему фотографировать ее как в официальной, так и в неформальной обстановке.
Его фотография Мэрилин Монро размером 33,9 x 22,8 см была продана на аукционе за 1375 долларов.
Энрикес фотографировал Монро вплоть до премьеры «В джазе только девушки». В сентябре 1959 года фотограф освещал визит Никиты Хрущева в Голливуд, где снял фото, как Ширли Маклейн гладит Хрущева по лбу.
В 1962 году Ричард Мэриман, руководитель отдела журнальных «историй о людях» в издании «Life», безуспешно пытался взять интервью у Кэри Гранта для материала о том, каково это – быть знаменитым. Тогда он обратился к Мэрилин Монро, которую только что уволили из киностудии «20th Century Fox». Кинозвезда согласилась на интервью и разрешила записать их многочасовую беседу. Ричард намеревался сделать несколько фотографий к статье, но Мэрилин не хотела делать еще одну фотосессию. В конце концов, она согласилась сделать это у себя дома. Фотографом был Аллан Грант.
Аллан Грант был штатным фотографом журнала «Life» с 1947 года до конца 1960-х годов. Он не просто снимал постановочные рекламные кадры, а стремился запечатлеть индивидуальность и сущность своих моделей. Благодаря этому подходу его снимки получались искренними и откровенными.
Эти фотографии – последние фотографии Мэрилин Монро.
Семнадцатого декабря 2008 года они были проданы за 4750 долларов США.
Благодарю За лайк и подписку!
© 03.04.2025г.