В субботний день Джордан с тяжелым сердцем поднимался по лестнице в свой офис, расположенный на третьем этаже дома 231 на Сорок седьмой улице. Дела у страховой фирмы шли не самым лучшим образом, а начавшийся биржевой кризис только усугублял положение, омрачая перспективы мрачной неопределенностью.
«Еще несколько подобных месяцев и придется закрывать контору, – мрачно думал он, ступая по ступеням. – Как сказать об этом Эльзе?»
Пять лет назад, когда Джордан наконец решился основать собственную компанию, в его офис заглянула стройная, привлекательная девушка лет семнадцати с волосами, окрашенными в платиновый оттенок. Слегка смутившись, она робко спросила, не найдется ли для нее какая-нибудь работа. Джордану как раз требовался секретарь, и он решил взять ее с испытательным сроком. Эльза оказалась отзывчивой и трудолюбивой девушкой, которая руководствовалась принципом «как ты относишься к людям, так и они отвечают тебе». Если у нее не было каких-либо неотложных дел, Эльза непременно приходила в офис по субботам, чтобы разложить по папкам скопившиеся за неделю бумаги и сверстать отчеты. За такое усердие Джордан щедро выплачивал ей достойную премию. Вот и сейчас, открыв дверь офиса, он застал Эльзу, сидевшую за письменным столом. На столе перед девушкой располагались аккуратно сложенные стопки бумаг, поверх которых лежала газета.
– Добрый день! – поздоровался Джордан, закрывая за собой дверь.
– Здравствуйте, шеф! – произнесла Эльза, вытирая платочком заплаканные глаза.
Джордан приблизился и внимательно посмотрел на девушку.
– Что случилось, Эльза? Ты плачешь?
– Простите, шеф. Ее опять уволили.
– Уволили? Кого? – удивился Джордан.
– Вот посмотрите, – ответила Эльза, протягивая ему свежий выпуск «New York Times», – Опять уволили Мэрилин. Скажите, разве можно так обращаться с кинозвездой? Киностудия совершенно не ценит ее талант! Бедная Мэрилин, ей, наверное, так сейчас тяжело!
Джордан взял в руки газету и прочел заголовок и несколько строк:
«Fox уволил Мэрилин Монро и подал иск на 500 000 долларов. Голливуд, Калифорния, 8 июня Мэрилин Монро была уволена главой студии Twentieth Century-Fox из фильма, над которым она работала для Fox. Кинокартина «Что-то должно случиться» значительно отставала от намеченного графика: изначально планировалось начать съемки в феврале, однако работа стартовала лишь двадцать третьего апреля. Питер Г. Леватес, исполнительный вице-президент, отвечающий за операционную деятельность киностудии, заявил, что мисс Монро неоднократно без уважительных причин не являлась на съемочную площадку в ходе производства фильма. Он обвинил звезду в грубом нарушении условий контракта. По его словам, отсутствия актрисы нанесли значительный ущерб компании, из-за чего киностудия приняла решение уволить ее из проекта, и намерена предъявить ей судебный иск.
Позже в тот же день в Верховный суд Лос-Анджелеса был подан иск против мисс Монро и ее компании «Marilyn Monroe Productions» на сумму 500 000 долларов. Как рассказал Джесси Р. О’Мэлли, адвокат фирмы «Musick, Peeler & Garrett», представляющей интересы Fox, существует вероятность внесения изменений в иск с увеличением заявленной суммы убытков до 1 000 000 долларов».
Двадцать третьего мая на четырнадцатой студии «20th Century Fox» были усилены меры безопасности. Съемочную площадку освободили от посторонних, а электриков деликатно попросили отвести глаза. В воздухе воцарилась глубокая тишина, пропитанная наэлектризованным напряжением. Вдруг из бассейна, словно волшебный мираж, поднялась обнаженная, тускло освещенная фигура Мэрилин Монро.
Вода стекала по ее коже, сверкая в лучах софитов, а лицо актрисы выражало одновременно нежность и загадочность. Фотожурналист Лоуренс Шиллер нажал на спусковую кнопку затвора фотокамеры, запечатлевая этот сказочный миг на пленке. Эти кадры должны были стать не просто снимками, а живым отражением момента – символом хрупкости, красоты и вечной легенды.
Фильм «Что-то должно случиться» являлся ремейком кинокартины американского режиссера и саксофониста Гарсона Карнира «Моя любимая супруга» вышедшей на экраны в 1940 году. В соответствии с сюжетом фильма, Элен, главная героиня, после кораблекрушения проводит семь лет на необитаемом острове в обществе красавца Стивена. Тем временем ее муж Ник, потеряв всякую надежду увидеть супругу живой, влюбляется в Бьянку и намеревается узаконить новые отношения браком. В тот самый день, когда судья объявил Элен умершей и узаконил брак Ника с Бьянкой, неожиданно появляется сама Элен. Ситуация осложняется тем, что Стивен, понимая, что безумно влюблен в Элен, предлагает ей вновь вернуться на остров, где они вели жизнь, как «Адам» и «Ева».
Между тем, мысль о проведении остатка жизни на необитаемом острове, даже в обществе атлетичного аполлона, совершенно не привлекает Элен. Женщина принимает решение остаться с Ником. После ареста Ника за двоеженство и аннулирования второго брака супруги, наконец, находят путь к примирению. Фильм был номинирован на премию «Оскар» как лучший оригинальный сюжет, лучший оригинальный саундтрек и лучшая работа художника в черно-белом кино.
В 1962 году киностудия «20th Century Fox» решила снять новую версию кинокартины, пригласив на роль Элены неподражаемую Мэрилин Монро. Роль Ника досталась сыгравшему Майкла Уайтэйкра в военной драме «Молодые львы» Дину Мартину, а роль Бьянки – длинноногой и соблазнительной танцовщице Сид Чарисс. В новом сценарии срок пребывания на необитаемом острове сократили до пяти лет, а Ник, даже в свадебном путешествии на Гавайях, не переставал думать о своей пропавшей супруге.
К этому времени Мэрилин больше года не снималась в кино из-за перенесенной операции, и она с радостью откликнулась на приглашение. Киностудия, приглашая ее, рассчитывала за счет кассовых сборов окупить затраты на производство самого дорогостоящего фильма того времени – кинокартины «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Необходимо отметить, что к июню 1962 года «20th Century Fox» находилась на грани банкротства и все надежды студии были связаны с фильмом «Что-то должно случиться», который должен был появиться на экранах к Рождеству.
Оба фильма сопровождались масштабной рекламной кампанией, вследствие чего Мэрилин восприняла это как личное соперничество с Элизабет Тейлор, также пребывавшей на вершине своей карьеры. Однако, в то время как таблоиды сосредотачивались преимущественно на скандальных романах Мэрилин, Тейлор купалась в лучах безграничной славы. Снимаясь в высокобюджетных картинах, Элизабет получала внушительные гонорары и вела богемный образ жизни. У будущей королевы Голливуда и «царицы Египта» было все то, чего так не хватало Мэрилин: деньги, всеобщее признание драматической актрисы и семья.
Похудевшая после операции на семь килограммов, Монро намеревалась во что бы то ни стало вытеснить Элизабет с обложек журналов и страниц газет. И такой случай представился: продюсеры в рекламных целях решили организовать фотосессию актрисы для журнала «Paris Match». Съемку решили устроить у бассейна, сцена у которого должна была стать самой пикантной сценой кинокартины. По сюжету фильма Монро должна была игриво соблазнить Дина Мартина.
Для организации фотосессии киностудия пригласила двадцатипятилетнего фотографа Лоуренса Шиллера. Несмотря на свою молодость и травму глаза, полученную в детстве, Ларри обладал редким талантом и необычайным чувством стиля, которые позволяли ему создавать выразительные и запоминающиеся образы.
Фотографией Шиллер начал увлекаться еще школе, фотографируя для местной газеты «The La Jolla Light» спортивные и школьные мероприятия. В старших классах он уже был обладателем пяти премий«Graflex Photographic Awards», а в шестнадцать лет начал работал помощником у известного испанского фотографа Энди Лопеса из «Acme NewsPix» (Нью-Йорк). Через три года журнал «Life» опубликовал его первую фотографию «С головой в работе», сделавшую Ларри знаменитым.
Спустя два года молодой фотограф приступает к съемкам знаменитостей. В 1958 году Ларри организует фотосессию для своей бывшей подружки, актрисы Джоан Стэйли, для журнала «Playboy», а затем публикует свои первые цветные фотографии знаменитой танцовщицы Джули Ньюмар в журнале «Life». С Мэрилин Монро он познакомился в апреле 1960 года на съемках фильма «Давай займемся любовью», когда фотографировал актрису для журнала «Look».
Хотя в нашей стране Ларри мало кому известен, во всем мире он пользуется широкой популярностью. Его культовые изображения Роберта Кеннеди, Мэрилин Монро, Барбары Стрейзанд, Ричарда Никсона, Мухаммеда Али, мадам Ню и других известных личностей выставляются во многих художественных галереях. Шиллер также снял девять кинолент и является соавтором семнадцати книг. В 1980 году Лоуренс выступил продюсером и сорежиссером телевизионного фильма «Мэрилин: Нерассказанная история», созданного по мотивам бестселлера Нормана Мейлера, близким другом которого он был. Главную роль голливудской кинозвезды в фильме сыграла американская актриса Кэтрин Хикс.
В настоящее время Ларри проживает вместе со своей супругой Ниной Винер, главным редактором «The Mayo Clinic Press», в Шерман-Оукс (штат Калифорния) и работает консультантом различных фондов и трастов, занимающихся сохранением наследия выдающихся деятелей Америки.
Двадцать девятого апреля 2012 года Шиллер в интервью «CBS News» рассказал о подробностях своего знакомства с Мэрилин Монро и о фотосессии, состоявшейся двадцать третьего мая 1962 года.
«Мне было двадцать три года, когда я впервые увидел Мэрилин, – рассказывает Шиллер. – И я был напуган. Можно сказать, что я был чертовски напуган?
Здесь и далее – перевод автора.
А кто бы мог устоять перед таким изумлением? В конце концов, она была одной из величайших звезд на планете. Я начал снимать ее прямо из гримерки. Тогда она сказала: “Оттуда хороших снимков не получится. Но если ты подойдешь, то увидишь нечто действительно хорошее”.
Я подошел, она обернулась через плечо, посмотрела на меня – и передо мной предстала совершенно иная женщина. Она была Мэрилин Монро. Я взял другую фотокамеру и сделал еще один кадр. Это был мой первый по-настоящему необычный портрет. Из всех снимков, сделанных в тот день, она одобрила лишь один. Именно в этот момент я понял, что Мэрилин тогда знала о фотографии больше, чем я. Но я всему научился».
«В 1962 году Мэрилин ощущала, что ее недооценивают, студии не воспринимали ее всерьез, – продолжал Шиллер. – Она была человеком, охваченным страхами и глубокой неуверенностью Если перейти прямо к делу, то она раздумывала, не прыгнуть ли в бассейн и не выйти из него без одежды. Мы не знали, была ли это шутка. Но вскоре я осознал, что она говорит вполне серьезно. И я сказал: “Мэрилин, ты же знаешь, что уже знаменита. Теперь ты сделаешь знаменитым и меня!”.
В те дни я был очень самоуверенным. Она просто посмотрела на меня и сказала: “Не будь таким самоуверенным, Ларри. Фотографа легко заменить”. Во время съемок этой сцены на кинозвезде был костюм телесного цвета. Но между дублями она его сняла. Стоя у бассейна, я снимал все на камеру. Пикантно, но в то же время невинно. Изображения ничего не показывают – но говорят все. Она сказала: “Если вы опубликуете эти фотографии, я хочу убедиться, что в том же номере я нигде не увижу Лиз Тейлор”».
Корреспондент «CBS News» Трейси Смит обратилась к Ларри с вопросом, разделяет ли он мнение пресс-агента Монро о том, что Шиллер во время фотосессии использовал актрису.
«Позвольте мне сказать вот что, – ответил Шиллер, – Мэрилин нуждалась в том, чтобы быть использованной в своих собственных целях. Я же был лишь инструментом в этом процессе. Она хотела донести послание до этой киностудии, что все в порядке. Поэтому я не считаю, что использовал ее, поскольку между нами существовали партнерские отношения – негласный контракт, негласное соглашение».
Продолжение: Последняя роль Мэрилин Монро / 2
Благодарю за лайк и подписку!
© 02.08.2025г.