Найти в Дзене

Последняя роль Мэрилин Монро

В субботний день Джордан с тяжелым сердцем поднимался по лестнице в свой офис, расположенный на третьем этаже дома 231 на Сорок седьмой улице. Дела у страховой фирмы шли не самым лучшим образом, а начавшийся биржевой кризис только усугублял положение, омрачая перспективы мрачной неопределенностью. «Еще несколько подобных месяцев и придется закрывать контору, – мрачно думал он, ступая по ступеням. – Как сказать об этом Эльзе?» Пять лет назад, когда Джордан наконец решился основать собственную компанию, в его офис заглянула стройная, привлекательная девушка лет семнадцати с волосами, окрашенными в платиновый оттенок. Слегка смутившись, она робко спросила, не найдется ли для нее какая-нибудь работа. Джордану как раз требовался секретарь, и он решил взять ее с испытательным сроком. Эльза оказалась отзывчивой и трудолюбивой девушкой, которая руководствовалась принципом «как ты относишься к людям, так и они отвечают тебе». Если у нее не было каких-либо неотложных дел, Эльза непременно приход

В субботний день Джордан с тяжелым сердцем поднимался по лестнице в свой офис, расположенный на третьем этаже дома 231 на Сорок седьмой улице. Дела у страховой фирмы шли не самым лучшим образом, а начавшийся биржевой кризис только усугублял положение, омрачая перспективы мрачной неопределенностью.

«Еще несколько подобных месяцев и придется закрывать контору, – мрачно думал он, ступая по ступеням. – Как сказать об этом Эльзе?»

Пять лет назад, когда Джордан наконец решился основать собственную компанию, в его офис заглянула стройная, привлекательная девушка лет семнадцати с волосами, окрашенными в платиновый оттенок. Слегка смутившись, она робко спросила, не найдется ли для нее какая-нибудь работа. Джордану как раз требовался секретарь, и он решил взять ее с испытательным сроком. Эльза оказалась отзывчивой и трудолюбивой девушкой, которая руководствовалась принципом «как ты относишься к людям, так и они отвечают тебе». Если у нее не было каких-либо неотложных дел, Эльза непременно приходила в офис по субботам, чтобы разложить по папкам скопившиеся за неделю бумаги и сверстать отчеты. За такое усердие Джордан щедро выплачивал ей достойную премию. Вот и сейчас, открыв дверь офиса, он застал Эльзу, сидевшую за письменным столом. На столе перед девушкой располагались аккуратно сложенные стопки бумаг, поверх которых лежала газета.

– Добрый день! – поздоровался Джордан, закрывая за собой дверь.

– Здравствуйте, шеф! – произнесла Эльза, вытирая платочком заплаканные глаза.

Джордан приблизился и внимательно посмотрел на девушку.

– Что случилось, Эльза? Ты плачешь?

– Простите, шеф. Ее опять уволили.

– Уволили? Кого? – удивился Джордан.

– Вот посмотрите, – ответила Эльза, протягивая ему свежий выпуск «New York Times», – Опять уволили Мэрилин. Скажите, разве можно так обращаться с кинозвездой? Киностудия совершенно не ценит ее талант! Бедная Мэрилин, ей, наверное, так сейчас тяжело!

Джордан взял в руки газету и прочел заголовок и несколько строк:

«Fox уволил Мэрилин Монро и подал иск на 500 000 долларов. Голливуд, Калифорния, 8 июня Мэрилин Монро была уволена главой студии Twentieth Century-Fox из фильма, над которым она работала для Fox. Кинокартина «Что-то должно случиться» значительно отставала от намеченного графика: изначально планировалось начать съемки в феврале, однако работа стартовала лишь двадцать третьего апреля. Питер Г. Леватес, исполнительный вице-президент, отвечающий за операционную деятельность киностудии, заявил, что мисс Монро неоднократно без уважительных причин не являлась на съемочную площадку в ходе производства фильма. Он обвинил звезду в грубом нарушении условий контракта. По его словам, отсутствия актрисы нанесли значительный ущерб компании, из-за чего киностудия приняла решение уволить ее из проекта, и намерена предъявить ей судебный иск.

Позже в тот же день в Верховный суд Лос-Анджелеса был подан иск против мисс Монро и ее компании «Marilyn Monroe Productions» на сумму 500 000 долларов. Как рассказал Джесси Р. О’Мэлли, адвокат фирмы «Musick, Peeler & Garrett», представляющей интересы Fox, существует вероятность внесения изменений в иск с увеличением заявленной суммы убытков до 1 000 000 долларов».

Двадцать третьего мая на четырнадцатой студии «20th Century Fox» были усилены меры безопасности. Съемочную площадку освободили от посторонних, а электриков деликатно попросили отвести глаза. В воздухе воцарилась глубокая тишина, пропитанная наэлектризованным напряжением. Вдруг из бассейна, словно волшебный мираж, поднялась обнаженная, тускло освещенная фигура Мэрилин Монро.

Вода стекала по ее коже, сверкая в лучах софитов, а лицо актрисы выражало одновременно нежность и загадочность. Фотожурналист Лоуренс Шиллер нажал на спусковую кнопку затвора фотокамеры, запечатлевая этот сказочный миг на пленке. Эти кадры должны были стать не просто снимками, а живым отражением момента – символом хрупкости, красоты и вечной легенды.

Мэрилин Монро. Фотограф Лоуренс Шиллер, 23.05.1962.
Мэрилин Монро. Фотограф Лоуренс Шиллер, 23.05.1962.

Фильм «Что-то должно случиться» являлся ремейком кинокартины американского режиссера и саксофониста Гарсона Карнира «Моя любимая супруга» вышедшей на экраны в 1940 году. В соответствии с сюжетом фильма, Элен, главная героиня, после кораблекрушения проводит семь лет на необитаемом острове в обществе красавца Стивена. Тем временем ее муж Ник, потеряв всякую надежду увидеть супругу живой, влюбляется в Бьянку и намеревается узаконить новые отношения браком. В тот самый день, когда судья объявил Элен умершей и узаконил брак Ника с Бьянкой, неожиданно появляется сама Элен. Ситуация осложняется тем, что Стивен, понимая, что безумно влюблен в Элен, предлагает ей вновь вернуться на остров, где они вели жизнь, как «Адам» и «Ева».

Между тем, мысль о проведении остатка жизни на необитаемом острове, даже в обществе атлетичного аполлона, совершенно не привлекает Элен. Женщина принимает решение остаться с Ником. После ареста Ника за двоеженство и аннулирования второго брака супруги, наконец, находят путь к примирению. Фильм был номинирован на премию «Оскар» как лучший оригинальный сюжет, лучший оригинальный саундтрек и лучшая работа художника в черно-белом кино.

В 1962 году киностудия «20th Century Fox» решила снять новую версию кинокартины, пригласив на роль Элены неподражаемую Мэрилин Монро. Роль Ника досталась сыгравшему Майкла Уайтэйкра в военной драме «Молодые львы» Дину Мартину, а роль Бьянки – длинноногой и соблазнительной танцовщице Сид Чарисс. В новом сценарии срок пребывания на необитаемом острове сократили до пяти лет, а Ник, даже в свадебном путешествии на Гавайях, не переставал думать о своей пропавшей супруге.

К этому времени Мэрилин больше года не снималась в кино из-за перенесенной операции, и она с радостью откликнулась на приглашение. Киностудия, приглашая ее, рассчитывала за счет кассовых сборов окупить затраты на производство самого дорогостоящего фильма того времени – кинокартины «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Необходимо отметить, что к июню 1962 года «20th Century Fox» находилась на грани банкротства и все надежды студии были связаны с фильмом «Что-то должно случиться», который должен был появиться на экранах к Рождеству.

Оба фильма сопровождались масштабной рекламной кампанией, вследствие чего Мэрилин восприняла это как личное соперничество с Элизабет Тейлор, также пребывавшей на вершине своей карьеры. Однако, в то время как таблоиды сосредотачивались преимущественно на скандальных романах Мэрилин, Тейлор купалась в лучах безграничной славы. Снимаясь в высокобюджетных картинах, Элизабет получала внушительные гонорары и вела богемный образ жизни. У будущей королевы Голливуда и «царицы Египта» было все то, чего так не хватало Мэрилин: деньги, всеобщее признание драматической актрисы и семья.

Похудевшая после операции на семь килограммов, Монро намеревалась во что бы то ни стало вытеснить Элизабет с обложек журналов и страниц газет. И такой случай представился: продюсеры в рекламных целях решили организовать фотосессию актрисы для журнала «Paris Match». Съемку решили устроить у бассейна, сцена у которого должна была стать самой пикантной сценой кинокартины. По сюжету фильма Монро должна была игриво соблазнить Дина Мартина.

Мэрилин Монро на съемках фильма "Что-то должно случиться", 1962 год.
Мэрилин Монро на съемках фильма "Что-то должно случиться", 1962 год.

Для организации фотосессии киностудия пригласила двадцатипятилетнего фотографа Лоуренса Шиллера. Несмотря на свою молодость и травму глаза, полученную в детстве, Ларри обладал редким талантом и необычайным чувством стиля, которые позволяли ему создавать выразительные и запоминающиеся образы.

Фотографией Шиллер начал увлекаться еще школе, фотографируя для местной газеты «The La Jolla Light» спортивные и школьные мероприятия. В старших классах он уже был обладателем пяти премий«Graflex Photographic Awards», а в шестнадцать лет начал работал помощником у известного испанского фотографа Энди Лопеса из «Acme NewsPix» (Нью-Йорк). Через три года журнал «Life» опубликовал его первую фотографию «С головой в работе», сделавшую Ларри знаменитым.

Спустя два года молодой фотограф приступает к съемкам знаменитостей. В 1958 году Ларри организует фотосессию для своей бывшей подружки, актрисы Джоан Стэйли, для журнала «Playboy», а затем публикует свои первые цветные фотографии знаменитой танцовщицы Джули Ньюмар в журнале «Life». С Мэрилин Монро он познакомился в апреле 1960 года на съемках фильма «Давай займемся любовью», когда фотографировал актрису для журнала «Look».

Хотя в нашей стране Ларри мало кому известен, во всем мире он пользуется широкой популярностью. Его культовые изображения Роберта Кеннеди, Мэрилин Монро, Барбары Стрейзанд, Ричарда Никсона, Мухаммеда Али, мадам Ню и других известных личностей выставляются во многих художественных галереях. Шиллер также снял девять кинолент и является соавтором семнадцати книг. В 1980 году Лоуренс выступил продюсером и сорежиссером телевизионного фильма «Мэрилин: Нерассказанная история», созданного по мотивам бестселлера Нормана Мейлера, близким другом которого он был. Главную роль голливудской кинозвезды в фильме сыграла американская актриса Кэтрин Хикс.

В настоящее время Ларри проживает вместе со своей супругой Ниной Винер, главным редактором «The Mayo Clinic Press», в Шерман-Оукс (штат Калифорния) и работает консультантом различных фондов и трастов, занимающихся сохранением наследия выдающихся деятелей Америки.

Двадцать девятого апреля 2012 года Шиллер в интервью «CBS News» рассказал о подробностях своего знакомства с Мэрилин Монро и о фотосессии, состоявшейся двадцать третьего мая 1962 года.

«Мне было двадцать три года, когда я впервые увидел Мэрилин, – рассказывает Шиллер. – И я был напуган. Можно сказать, что я был чертовски напуган?

Здесь и далее – перевод автора.

А кто бы мог устоять перед таким изумлением? В конце концов, она была одной из величайших звезд на планете. Я начал снимать ее прямо из гримерки. Тогда она сказала: “Оттуда хороших снимков не получится. Но если ты подойдешь, то увидишь нечто действительно хорошее”.

Я подошел, она обернулась через плечо, посмотрела на меня – и передо мной предстала совершенно иная женщина. Она была Мэрилин Монро. Я взял другую фотокамеру и сделал еще один кадр. Это был мой первый по-настоящему необычный портрет. Из всех снимков, сделанных в тот день, она одобрила лишь один. Именно в этот момент я понял, что Мэрилин тогда знала о фотографии больше, чем я. Но я всему научился».

Мэрилин Монро. Фотограф Лоуренс Шиллер, 23.05.1962.
Мэрилин Монро. Фотограф Лоуренс Шиллер, 23.05.1962.

«В 1962 году Мэрилин ощущала, что ее недооценивают, студии не воспринимали ее всерьез, – продолжал Шиллер. – Она была человеком, охваченным страхами и глубокой неуверенностью Если перейти прямо к делу, то она раздумывала, не прыгнуть ли в бассейн и не выйти из него без одежды. Мы не знали, была ли это шутка. Но вскоре я осознал, что она говорит вполне серьезно. И я сказал: “Мэрилин, ты же знаешь, что уже знаменита. Теперь ты сделаешь знаменитым и меня!”.

В те дни я был очень самоуверенным. Она просто посмотрела на меня и сказала: “Не будь таким самоуверенным, Ларри. Фотографа легко заменить”. Во время съемок этой сцены на кинозвезде был костюм телесного цвета. Но между дублями она его сняла. Стоя у бассейна, я снимал все на камеру. Пикантно, но в то же время невинно. Изображения ничего не показывают – но говорят все. Она сказала: “Если вы опубликуете эти фотографии, я хочу убедиться, что в том же номере я нигде не увижу Лиз Тейлор”».

Корреспондент «CBS News» Трейси Смит обратилась к Ларри с вопросом, разделяет ли он мнение пресс-агента Монро о том, что Шиллер во время фотосессии использовал актрису.

«Позвольте мне сказать вот что, – ответил Шиллер, – Мэрилин нуждалась в том, чтобы быть использованной в своих собственных целях. Я же был лишь инструментом в этом процессе. Она хотела донести послание до этой киностудии, что все в порядке. Поэтому я не считаю, что использовал ее, поскольку между нами существовали партнерские отношения – негласный контракт, негласное соглашение».

Продолжение: Последняя роль Мэрилин Монро / 2

Благодарю за лайк и подписку!

© 02.08.2025г.