Двадцать второго июня 1962 года вышел очередной выпуск еженедельника «Life» со статьей о Мэрилин Монро и интригующим заголовком «Купание нагишом, которое вы никогда не увидите на экране». На обложку журнала была помещена фотография Мэрилин, снятая месяц назад фотографом Лоуренсом Шиллером для рекламной компании фильма «Что-то должно случиться».
Статья под названием «Мэрилин уволили: ее погружение продолжается» была дополнена эксклюзивными фотографиями актрисы, где она в обнаженном виде позировала рядом с бассейном. Монро возлагала большие надежды на эти фотографии, которые, по ее мнению, должны были затмить славу стремительно восходящей звезды Элизабет Тейлор. Увы, столь ожидаемой сенсации не произошло.
Мало того, что публикация была помещена почти в самый конец журнала – на восемьдесят седьмую страницу – так еще и в самой статье не было и слова в поддержку актрисы. Только краткое изложение событий, связанных с ее увольнением из киностудии «20th Century Fox». А Мэрилин очень нуждалась в этой поддержке.
Откройте июньский выпуск «Photoplay», одного из самых влиятельных журналов киноиндустрии. Большая часть материалов посвящена первой леди страны Жаклин Кеннеди и Элизабет Тейлор, которых называют не иначе как королевами Америки. А где же Мэрилин? Ее имя упоминается лишь в рубрике светской хроники, да и то по случаю свадьбы ее бывшего мужа Артура Миллера с Ингой Морат.
«Мэрилин Монро никогда не выглядела лучше, – говорит об актрисе ведущая рубрики «Под шляпой Гедды», – но у нее нет любви, которая согревала бы ее. Джо Ди Маджио по-прежнему хороший друг, и я верю, что так будет всегда. Она нашла хорошего компаньона в лице мексиканского сценариста Хосе Боланьоса, но, я не думаю, что это роман. Мэрилин сосредоточена на хорошем фильме. Ей, безусловно, необходим успешный фильм – ее два последних проекта оказались откровенно неудачными».
Над текстом, словно в насмешку, была размещена фотография Монро в образе легкомысленной, наивной блондинки. В заметке упоминаются две киноленты, в которых Мэрилин сыграла главные роли: «Займемся любовью» с Ив Монтаном и «Неприкаянные» с кумиром ее детства – Кларком Гейблом. За последнюю роль актриса была удостоена премии «Золотой глобус» как «Любимая всемирная кинозвезда», а режиссер Джон Хьюстон был номинирован на премию Гильдии режиссеров Америки. Сценарий к фильму написал муж актрисы Артур Миллер. Несмотря на звездный состав, кассовые сборы с обоих фильмов едва смогли покрыть производственные затраты и считались провальными.
Спустя пятьдесят семь лет после выхода на экраны кинокартины «Неприкаянные», в августе 2018 года, журналист и биограф кинозвезды Чарльз Касильо взял интервью у фотографа Кертиса Тейлора, сына продюсера фильма «Неприкаянные» Фрэнка Тейлора. В ходе беседы Кертис признался, что хранит у себя пленку, на которой была запечатлена обнаженная Мэрилин. Кадры со звуком длятся около 45 секунд.
Все произошло, когда снималась любовная сцена главной героини с ковбоем Гаем Лэнглендом, роль которого исполнял Кларк Гейбл. После того, как Гейбл в соответствии со сценарием покинул комнату, Монро неожиданно сбросила простыню, укрывавшую ее тело. К изумлению всех присутствующих на съемочной площадке, актриса оказалась, как говорится, в чем мать родила. Сцену переснимали неоднократно, и каждый раз Монро без всякого смущения повторяла трюк с простыней. В то время цензурные ограничения не позволяли снимать такие сцены, поэтому кадры с обнаженной актрисой попросту вырезали из фильма. Если бы откровенные сцены с Монро попали в окончательный монтаж, это стало бы первым прецедентом, когда актер предстает обнаженным в полнометражном звуковом фильме.
Лишь в 1963 году Томи Нунаном уговорил Джейн Мэнсфилд сняться обнаженной в фильме «Обещания! Обещания!». Еще до официальной премьеры кинокартины, в июне месяце, Хью Хефнер опубликовал в своем журнале «Playboy» фотографии Джейн в неглиже, за что тут же был арестован чикагской полицией за непристойное поведение. Однако в ходе судебного заседания семеро присяжных против пяти проголосовали за оправдательный приговор, и с Хефнера были сняты все обвинения. Впрочем, несмотря на всю шумиху, окружавшую этот фильм, карьера Джейн окончательно закатилась, и актриса была вынуждена перебиваться заработками в ночных клубах и на частных мероприятиях.
В начале 60-х годов произошла резкая смена представлений об идеалах женской красоты и бюста. Зрители, уставшие от платиновых блондинок, стали больше ценить естественность и разнообразие форм, а не стандартизированные образы. В моду вошли актрисы с утонченной фигурой, подобные Одри Хепберн, и диеты. Напомню, что Одри использовала бюстгальтер размера 32А, а у Мэрилин он был 36D.
Двадцать первого июня 1962 года в ежедневной газете «The Times News (Idaho)» в рубрике «Цитаты из новостей» появилась небольшая заметка – интервью Харрисона Маркса с журналистом из «United Press International». В те годы Харрисон был знаменитым лондонским гламурным фотографом и сотрудничал с ведущими моделями своего времени. В 1961 году он снял 8-ми миллиметровый скандальный фильм «Наряжающаяся витрина» с английской моделью Памелой Грин. По сюжету фильма грабительница-домушница Памела, скрываясь от представителей закона, притворялась манекеном в магазине нижнего белья. В своем интервью Харрисон Маркс заявил, что эпоха пышногрудых красавиц вроде Мэрилин Монро ушла в прошлое.
«Бюст больше не имеет прежнего очарования, – сказал Маркс. – В наши дни внимание зрителей приковано к бедрам, животу и лодыжкам».
Вышедший в 1961 году фильм «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн в главной роли собрал 14 миллионов долларов при бюджете в 2,5 миллиона (!), тогда как фильм с Мэрилин Монро «Неприкаянные», вышедший в том же году, принес лишь 4,1 миллиона при бюджете в 4 миллиона долларов.
Тут было над чем задуматься. Изменение идеалов красоты неизбежно сказывается на самооценке любой актрисы, особенно той, что была живым воплощением прежнего канона. И Мэрилин не была исключением. Чувство несоответствия идеалам не покидало актрису на протяжении всей ее жизни. В начале своей карьеры Монро часто подвергалась критике по поводу своей внешности и боролась за звание не только талантливой актрисы, но и женщины, соответствующей идеалам красоты. Поэтому она перекрасила свои волосы и прибегла к пластическим операциям.
Узнав о своем увольнении, Мэрилин испытала не просто шок – она увидела, как рушится весь ее тщательно возведенный мир, связанный с карьерой и образом.
«Ее никогда раньше не увольняли, поэтому она была совершенно раздавлена, – вспоминал о событиях тех дней Аллан «Уайти» Снайдер, ее визажист. – Она не могла этого понять».
Но это было только начало. Тринадцатого июня, ровно через пять дней после увольнения актрисы, газета «Variety» опубликовала сразу несколько статей, посвященных Голливуду и съемкам фильма «Что-то должно случиться». Все они были объединены под общим заголовком «Восстание работников киноиндустрии». Приведу лишь некоторые выдержки из них:
«У каждой истории может быть две стороны, и сочувствие к больным (т.е. к Монро – Д.А.) признак доброй натуры, но поведение Мэрилин Монро, на первый взгляд, невыносимо. Кто может доверять ее заявлениям о добрых намерениях? Это выходит за рамки обычного стремления к славе и становится настоящим событием. Если студии "Голливуда" сегодня находятся в слабом положении по отношению к звездам и если звезды не могут контролироваться своими агентами, последнее слово, несомненно, будет за банкирами. Каждый должен повзрослеть».
«На прошлой неделе Мэрилин Монро была предана забвению,– сообщил Fox… Профсоюзы работников Голливуда: представители бизнеса недовольны и созвали совещание для обсуждения ситуации. Тем временем 109 работников, рассчитывавших на работу с Монро, сейчас отдыхают на задних крыльцах».
«Система star, которая превратилась из кассовой страховки в многомиллионную головную боль для киноиндустрии, бросает тревожную тень на телевизионную индустрию. Несмотря на то, что акцент на именитых исполнителях на телевидении все еще находится в зачаточном состоянии, в последние годы он превратился в крайне спекулятивный риск, который в некоторых случаях обходится сетям и студиям-продюсерам в значительную сумму денег. К счастью для телевидения, сети не могут позволить махинации в стиле Мэрилин Монро-Элизабет Тейлор-Марлон Брандо. Если бюджет превысит 125000 долларов за часовое шоу, то продюсер обанкротится»
Не забыли про выпуск журнала «Life»:
«Увольнение Мэрилин Монро создало для журнала Life серьезную проблему. В следующем выпуске журнала, который сейчас выходит в свет, мисс Монро изображена на обложке, а также на пяти страницах в развороте с фотографиями, на трех из которых ММ – в эпизоде с купанием. Редакторы не беспокоятся, что эта сцена никогда не появится на экране, если, конечно не произойдет неожиданное примирение star и 20th. Но они смущены тем, что их застукали с устаревшим текстом и не цветными снимками tub-dub, свидетельствующими о том, что все шло гладко. Этот раздел журнала был напечатан миллионным тиражом для западного издания, которое должно выйти на следующей неделе. Однако жизнь распорядилась иначе: оставшиеся 6 000 000 экземпляров тиража были обновлены, в связи с увольнением Монро».
Чтобы как-то сгладить сложившуюся ситуацию Мэрилин начала отправлять телеграммы продюсерам, артистам и съемочной группе. Одна из таких телеграмм была выставлена на продажу аукционным домом «Julien's Auctions» тридцать первого марта 2012 года.
«Дорогой Уайти, – пишет Мэрилин, – пожалуйста, поверь мне, это не моих рук дело. Я с таким нетерпением ждала возможности поработать с вами. С теплотой, Мэрилин».
На следующий день после выхода журнала «Life», двадцать второго июня, в очередном номере еженедельника «Time» была опубликована заметка под заголовком «Доктрина Монро». В ней шла речь не только о завышенных гонорарах голливудских кинозвезд, но и о «чрезвычайно преувеличенном влиянии великих звезд». В качестве примера приводилось справедливое увольнение Монро киностудией «20th Century Fox», руководство которой не желало больше унижаться перед кинозвездой. Небольшая заметка, опубликованная в столь уважаемом издании, вызвала широкий резонанс в американской прессе и ее перепечатали многие ведущие газеты и журналы. По репутации Мэрилин был нанесен серьезный удар.
Не кажется ли вам странным, что все биографы Мэрилин Монро (Д.Спото, Р.Тараборелли и др.) предпочли умолчать об этих событиях? Или они не читали прессу 1962 года?
В книге «Мэрилин Монро: тайная жизнь самой известной женщины в мире», написанной Тараборелли, мы читаем: «естественно, Мэрилин была возмущена тем, что ее уволили. С ее точки зрения, она была верна киностудии шестнадцать лет, а с ней поступили некрасиво, невзирая на те трудности, которые она испытывала», а Спото вообще пишет, что Мэрилин «не угрожала бездеятельность, поскольку не прекращались переговоры на тему других кинокартин с ее участием», а саму актрису осаждали журналисты с просьбами дать интервью.
И это в то время, когда пресса методически разрушала ее образ и карьеру?
Безусловно, сюжет с заговором спецслужб или другом-психиатром, подмешивающим в стакан смертельную дозу, звучит более увлекательно, чем трагедия человека, пытающегося в одиночестве справиться с испытаниями судьбы. Но не принижают ли биографы тем самым глубину и сложность настоящих человеческих переживаний? В погоне за сенсацией легко забыть, что подлинная драма находится внутри человека: его страхи, сомнения, борьба с собой и попытки найти смысл в хаосе жизни.
Между тем, несмотря на свое хрупкое состояние, Мэрилин не собиралась сдаваться. Она решила доказать всему миру, что не только талантлива, но и по праву носит звание кинозвезды.
Продолжение следует.
Уважаемые читатели и поклонники Мэрилин Монро! С полной версией очерка о великой актрисе и Голливуде того времени вы можете ознакомиться в подборке: "Мэрилин Монро: правда и вымысел"
Благодарю за лайк и подписку!
© 08.09.2025.