Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение.Marrakesh Express

Начало здесь. Итак, бурные 1960-ые закончились. Подошло к концу десятилетие, во многом бывшее наиболее яркой страницей в творческой биографии Стена Гетца. Тогда он, в начале 1960-ых, вернувшись из Европы после долгого отсутствия, начал второй раунд своего восхождения на джазовый Олимп. Серия блестящих выступлений с квартетом, состав которого постоянно менялся, затем вожделенный проект смешения джазового бибопа с симфоническими звуковыми формами в период яркой коллаборации с композитором и дирижёром Эдди Соутером, плодом которой стал новаторский альбом «Focus». И, наконец, триумфальное открытие для мира джаза нового стиля-босса-новы, признанным лидером которого он стал. Казалось бы, что на этом можно было бы ставить точку и в дальнейшем просто стричь купоны, наслаждаясь вернувшимся венцом джазового кумира. Но слава никогда не была главным мотивом, побуждавшим Стена Гетца двигаться дальше, по пути новых творческих открытий, что и доказала серия его работ в конце 1960-ых, в которых он стр

Начало здесь.

Stan Getz  posed at his house in New York, United States circa 1970. (Photo by David Redfern/Redferns)
Stan Getz posed at his house in New York, United States circa 1970. (Photo by David Redfern/Redferns)

Итак, бурные 1960-ые закончились. Подошло к концу десятилетие, во многом бывшее наиболее яркой страницей в творческой биографии Стена Гетца. Тогда он, в начале 1960-ых, вернувшись из Европы после долгого отсутствия, начал второй раунд своего восхождения на джазовый Олимп. Серия блестящих выступлений с квартетом, состав которого постоянно менялся, затем вожделенный проект смешения джазового бибопа с симфоническими звуковыми формами в период яркой коллаборации с композитором и дирижёром Эдди Соутером, плодом которой стал новаторский альбом «Focus». И, наконец, триумфальное открытие для мира джаза нового стиля-босса-новы, признанным лидером которого он стал. Казалось бы, что на этом можно было бы ставить точку и в дальнейшем просто стричь купоны, наслаждаясь вернувшимся венцом джазового кумира. Но слава никогда не была главным мотивом, побуждавшим Стена Гетца двигаться дальше, по пути новых творческих открытий, что и доказала серия его работ в конце 1960-ых, в которых он стремился освободиться от прежних клише.

В 2025 году детройтский лейбл Third Man Records издал альбом на цветном виниле, называющийся «Stan Getz – “Marrakesh Express”». Этот красиво оформленный релиз, выпущенный в рамках серии Verve by Request, является переизданием студийного альбома Стена Гетца, который он под тем же названием записал в 1970-ом году. Это был его дебют в новом творческом десятилетии, открывший, как и в прошлой декаде, новые грани его творчества.

Теперь оно было в большей степени наполнено новомодным направлением жанрового синтеза. В частности в виде так называемого поп-джаза, ставшего к началу 1970-ых главным трендом музыкальной моды.

При этом «Marrakesh Express» завершил своеобразную трилогию альбомов оркестрового джаза, в которых Стен Гетц импровизировал на темы популярных шлягеров. Трилогии, которую он начал в 1966-ом альбомом «Stan Getz - Didn't We» (издан в 1970-ом) и продолжил в 1968-ом пластинкой «Stan Getz Plays Bacharach And David - What The World Needs Now». Были ещё конечно и совместные работы с оркестром Клауса Огермана («Voices», альбом 1967-го года). Но это всё же скорее продолжение линии, начатой ещё в совместном творчестве с Эдди Соутером на альбоме «Focus».

Поп-джаз и разные его варианты, как например джаз-фанк или джаз-рок возникли в конце 1960-ых в результате усилий ряда продюсеров увеличить доходность джазовых рекорд-лейблов, используя обработки популярных песен-шлягеров или рок-хитов в джазовом стиле, стремясь таким образом расширить целевую аудиторию рекорд-лейбла. Руководство рекорд-компаний, наблюдая, как молодые покупатели пластинок тяготеют к рок-н-роллу, предлагали известным джазовым музыкантам, вроде Стена Гетца, работать с подобным материалом. Представители маркетинга рекорд-студий рассчитывали, что молодёжи понравится слушать, как великие джазовые исполнители импровизируют под «их музыку». Более того, они наивно полагали, что покупателям джазовых пластинок понравится слушать, как их любимые исполнители импровизируют с более современным материалом, чем допотопные стандарты с Tin Pan Alley и бродвейских мюзиклов, столь популярных у предыдущих поколений любителей поп-музыки.

Portrait de Stan Getz dans les années 1970, France. (Photo by Andre CLERGEAT/Gamma-Rapho via Getty Images)
Portrait de Stan Getz dans les années 1970, France. (Photo by Andre CLERGEAT/Gamma-Rapho via Getty Images)

Многие из этих пластинок зачастую отличались приторно-сладким звуком и оказывались для слушателя перегруженными в звуковом плане. Поэтому они после выхода, как правило, исчезали в одночасье из поля зрения любителей брутального рок-стиля. Однако среди подобных экспериментов встречались иногда и примечательные работы. В частности одним из таких исключений стали пластинки с записями гитариста «A Day in the Life» (1967) гитариста Уэса Монтгомери и «Bridge Over Troubled Water» (1970) саксофониста Пола Десмонда, вышедшими на лейбле A&M.

Однако джазовые критики, и многие слушатели также, были в те времена беспощадны к подобным записям, не желая признавать наличие каких-либо достоинств или артистического блеска в такой откровенно коммерческой, по их мнению, музыке. Многие консервативные джазмены называли эту музыку «лёгкой», противопоставляя ей то, что они считали серьёзным искусством, а точнее «настоящим джазом».

Stan Getz  posed seated in a wicker swing seat with his saxophone at his house in New York, United States circa 1970. (Photo by David Redfern/Redferns)
Stan Getz posed seated in a wicker swing seat with his saxophone at his house in New York, United States circa 1970. (Photo by David Redfern/Redferns)

Так что неудивительно, что новый релиз Стена Гетца «Marrakesh Express», который благодаря искренности и гению Стена Гетца мог бы стать исключением, всё же не привлёк особого внимания ни со стороны слушателей, ни у критиков. Более того, на сегодняшний день эта пластинка никогда не издавалась на компакт-дисках. Удивительно, но и синглы с отдельными треками тоже не выпускались, хотя некоторые искусно аранжированные пьесы, исполненные Стеном Гетцем с большим чувством, в высшей степени достойны внимания широкой публики.

Так что успех в целом приятного «Марракешского экспресса» оказался довольно неоднозначным: он не был ни таким достойным, каким мог быть в те годы (хотя бы таким, как «Голоса» или «Сладкий дождь»), ни таким безликим или безыскусным, какими часто оказывались подобные кроссовер-проекты. Думаю, что лейбл Third Man Records, который выпустил «Марракешский экспресс» следует поблагодарить за спасение этого альбома, занимающего в дискографии Стена Гетца достойное место.

Спродюсированный самим Джорджем Мартином (знаменитым продюсером Битлз), альбом «Marrakesh Express» отличается тщательно подобранным сет-листом, оригинальными аранжировками и искренним исполнением, как оркестра, так и самого Стена Гетца с его фирменной теплотой и безупречным звучанием.

Аранжировками для «Marrakesh Express» занимался недооценённый английский аранжировщик, продюсер и мультиинструменталист Ричард Хьюсон (Richard Anthony Hewson). Хьюсон (род. в 1943 году) ранее аранжировал такие песни Битлз, как «I Me Mine» и «The Long and Winding Road», а также, первый и последний хит Мэри Хопкин 1968 года «Those Were the Days» (второе место в чартах), продюсером которого был Полом Маккартни.

Трек-лист альбома представляет собой явный троллинг на типовую программу AM-радио периода с конца 1969-го -середины 1970-го года, с несколькими сюрпризами для пущего эффекта.

Во-первых, титульная пьеса «Марракешский экспресс» Грэма Нэша, представляющая собой джазовые вариации на тему хита группы Crosby, Stills and Nash, попавшего в 1968-ом в топ-40. Композиция звучит как заставка к фильму, создавая киношную атмосферу азарта и приключений, как бы призывая: «Все на борт!». Мол, «запасайтесь попкорном и погнали».

В интерпретации песни «Cecilia» Пола Саймона чувствуется влияние The Beatles, а именно их весёлой песни «Ob La Di, Ob La Da», которая придаёт прочтению хита культового поп-дуэта 1960-ых совершенно новое звучание.

В сет вошли также не менее четырёх мелодий авторского дуэта Берт Бакарак-Хэл Дэвид, но без дублирования материала, вошедшего в ранее изданный альбом их каверов «What the World Needs Now». На трек-листе «Экспресса» звучат такие хиты Бакарака, как: “I'll Never Fall In Love Again (Я больше никогда не влюблюсь)”, “Do You Know The Way To San Jose (Знаешь ли ты дорогу в Сан-Хосе)”, “The April Fools (Первоапрельские розыгрыши)” из одноименного фильма 1969 года, (это всё были хиты из репертуара знаменитой чёрной поп-дивы Дайонн Уорвик) и ещё один бестселлер 1960-ых, “Raindrops Keep Fallin' On My Head (Капли дождя продолжают падать мне на голову)”, хит номер один (4 недели на 1 месте в США в 1970 году) из репертуара американского поп-рокового певца Би Джея Томаса (Billy Joe "B.J." Thomas).

Наиболее яркие моменты альбома проявляются там, где аранжировки Хьюсона или продюсерская работа Мартина дают Стену Гетцу возможность по-настоящему раскрыть или расширить заданную тему. На протяжении альбома таких моментов несколько. Во-первых, следует в связи с этим отметить композицию Джонни Мандела «Just a Child». Удивительно, как эта малоизвестная жемчужина джаза вообще попала в откровенно попсовую программу альбома. Для того, чтобы её джазовый контекст был более совместим с колоритом остальных вещей альбома, Хьюсон отдаёт Гетцу свободу импровизировать на фоне потрясающе аранжированных струнных , написанных в стиле Бартока и напоминающих работу Эдди Соутера в знаковом альбоме Гетца «Focus».

Хьюсон обращается к струнным (правда уже в квартетном звучании) и в аранжировке единственной на альбоме кавер-версии из репертуара The Beatles. Речь идёт о балладе«Because», которая изначально звучала на альбоме великого квартета «Abbey Road» 1969-го года. Говорят, что при её сочинении Джон Леннон черпал вдохновение из «Лунной сонаты» Бетховена, на основе фрагмента аккордов великой классики, но сыгранных в обратном порядке. Однако буквального копирования произведения Бетховена у Джона Леннона не было. Последовательность аккордов «Because» и «Лунной сонаты» в обратном порядке похожа, но не идентична, а мелодия «Because» ближе к прямой версии «Лунной сонаты», чем к обратной. Заметно, что Хьюсон старался свести к минимуму студийные фокусы. Но при этом ему удалось прекрасно сочетать свой струнный квартет с испанской гитарой, звучащей с отголосками Хоакина Родриго, которые наглядно напоминают о творчестве Гила Эванса и Майлза Дэвиса десятилетней давности. Стен Гетц отлично справляется с задачей главного солиста, наслаждаясь неземной, почти классической красотой песни самой великой рок-группы ушедшего десятилетия.

The Beatles
The Beatles

Тенор-саксофонист также особенно хорошо исполняет «Without Her (Без неё)» и, что примечательно, пьесу Love Theme From "Romeo And Juliet", с темой из кинофильма «Ромео и Джульетта» , поставленного Франко Дзефирелли. Without Her- это малоизвестный хит 1967 года Гарри Нильссона (1941–1994), который в то время был любимцем «The Beatles». Здесь барочная поп-музыка смещается к традициям юга, превращаясь в более оптимистичную версию группы Херба Альперта «Tijuana Brass», и в неё отлично вписывается Стен Гетц. (Как ни странно, Херб Альперт в 1969 году перепел эту песню в совершенно нехарактерной для Tijuana Brass манере).

Прекрасная тема Нино Роты из фильма Франко Дзеффирелли 1968 года «Ромео и Джульетта» (также известная как «In Capulet’s Theme» и «A Time For Us») стала в 1969 году поп-хитом номер один для Генри Манчини (!), сместив с первого места — кто бы мог подумать — песню The Beatles «Get Back». Несмотря на то, что в то время эта композиция стала популярной благодаря простоте восприятия, Стен Гетц по-настоящему усиливает джазовый акцент, предлагая захватывающее дух соло, которому аккомпанирует приятная басовая партия.

Оркестр, сопровождавший игру Стена Гетца, состоял из тщательно отобранных студийных музыкантов, имена которых, к сожалению, на конверте альбома отсутствуют, что вполне отвечало правилам тех лет. Хотя некоторые источники указывают, что «Marrakesh Express» был записан в Нью-Йорке в 1969 году, качество записи и дата выпуска пластинки позволяют предположить, что запись скорее всего была сделана в 1970 году в Лондоне, возможно даже в AIR Studios, собственной студии Джорджа Мартина.

George Martin in Studio
George Martin in Studio

Ведущие джазовые издания практически не заметили выход альбома и не комментировали это событие. Но специализированные музыкальные журналы восприняли пластинку достаточно дружелюбно. Например, Record World разместил на своих страницах весьма похвальный отзыв об этом альбоме:

«Вот альбом, — писал автор рецензии, — который заставит вас остановиться, посмотреть и прислушаться — очень внимательно. Стэн Гетц, отсутствовавший какое-то время, в сопровождении продюсера The Beatles Джорджа Мартина исполняет современные композиции. Гетц, конечно, просто не имеет себе равных в том, что он делает».

Ему вторил Cash Box:

«Стэн Гетц обращается к каталогу последних хитов и с удовольствием применяет к ним свой плавный стиль. Заглавная мелодия аккуратно аранжирована и исполнена, то же самое можно сказать о песнях “I’ll Never Fall In Love Again”, “Both Sides Now”, “The April Fools” и “Love Theme From Romeo And Juliet”. Гетц всё больше привлекает внимание к жанру MOR (middle of the road), и с этим альбомом, спродюсированным Джорджем Мартином, он вполне может добиться успеха».

Журнал Audio более прямолинейно, но вместе с тем и более объективно заметил, что

«обычно джазовый гигант, даже такого уровня, как Гетц, не может пробиться сквозь аранжировки в стиле „голливудской феерии“, но благодаря тщательному микшированию Гетц остаётся на первом плане, даже если он не ведёт группу. Гетц мягок и приятен, и эта пластинка не оттолкнёт вас, даже если не увлечёт с первого прослушивания».

Таким вот не вполне обычным для себя образом Стен Гетц открыл новое десятилетие своей творческой Одиссеи. Правда начало выдалось не очень плодовитым. Кроме альбома «Marrakesh Express» с обработками MOR-хитов, в дискографии Стена Гетца 1970-ым годом отмечены всего две композиции, записанные его квинтетом 6 апреля 1970-го на концерте в шведском Гётеборге. Это два би-боп стандарта «'Round Midnight» и «Night In Tunisia», на которых Стен Гетц играет в компании скандинавских джазменов, среди которых такие имена, как: Erik Nordstrom, tenor sax; Bobo Stenson, piano; Gunnar Johnson, bass; Kenneth Fogerlund, drums.

Stan Getz in concert Jazzhouse Montmartre Copenhagen April 1970 with his British trio Mike Pyne (piano), Ron Matthewson (bas) and Spike Wells (drums). (Photo by Jan Persson/Getty Images
Stan Getz in concert Jazzhouse Montmartre Copenhagen April 1970 with his British trio Mike Pyne (piano), Ron Matthewson (bas) and Spike Wells (drums). (Photo by Jan Persson/Getty Images

Уже после смерти Стена Гетца эти два трека были изданы в Италии на сборнике 1992-го года «Stan Getz - Sweetie Pie».

В актив достойных качеств Стена Гетца, как бескомпромиссной личности можно записать и его непримиримое отношение к расизму, которое проявилось во время его тура по Южной Африке в 1970-ом, когда он отказался играть только для белых и вопреки возможным неприятностям отправился выступать в гетто для чёрных африканцев.

Впереди у Стена Гетца было два десятилетия активного и плодотворного творчества. И новые открытия. О них я расскажу в следующих очерках.