Найти в Дзене
Forbes Sport

Гонка за профитом: World Athletics намерена увеличить доходы за счет чемпионата мира

Оглавление
World Athletics в Нанкине, Китай (Фото Lintao Zhang / Getty Images)
World Athletics в Нанкине, Китай (Фото Lintao Zhang / Getty Images)

13 сентября в Токио стартует 20-й в истории чемпионат мира по легкой атлетике на открытом воздухе. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics) выделила призовой фонд в размере $8 498 000 — такой же, как два года назад в Будапеште. Forbes Sport рассказывает, как зарабатывает организация и какие суммы готова вкладывать, чтобы нивелировать значительный дисбаланс между доходами и расходами

$70 000 за золотую медаль, премия в $100 000 за новый мировой рекорд

В конце марта в китайском Нанкине прошел чемпионат мира по легкой атлетике в помещении, а теперь 2 000 лучших спортсменов из 200 стран съехались в Японию на мировой форум на открытом воздухе. В течение девяти дней соревнований атлеты будут бороться за медали в 49 дисциплинах — по 24 для женщин и мужчин и одна смешанная.

В первом чемпионате, прошедшем в Хельсинки в 1983 году, приняли участие 1 333 спортсмена из 153 стран. В последнем ивенте в Будапеште в 2023 году за медали боролись 2 100 атлетов из 195 стран, а также команда спортсменов-беженцев. Первые три чемпионата мира проводились с интервалом в четыре года, но в 1991-м состоялся переход на двухлетний цикл — турнир проводится в нечетные годы, чтобы избежать пересечения с Олимпийскими играми.

Предыдущий чемпионат мира по легкой атлетике в Будапеште в 2023 году продемонстрировал сумасшедший ажиотаж вокруг мероприятия. Национальный легкоатлетический центр на берегу Дуная заполнили болельщики из 120 стран — 404 088 зрителей за девять дней создали потрясающую атмосферу. Уровень активности болельщиков можно оценить по количеству запросов в разделе чемпионата на сайте World Athletics — 400 000 запросов в минуту и ​​более 14 млн в час, а число подписчиков на платформах социальных сетей превысило 11 млн.

ЧМ на открытом воздухе считаются более престижными. Не все спортсмены стремятся соревноваться в закрытых помещениях (мероприятие проходит в течение трех дней, а не девяти, как на открытом воздухе), приберегая силы для более статусного турнира. Например, великий ямайский спринтер Усэйн Болт никогда не участвовал в соревнованиях в закрытых помещениях. Болт побил наибольшее количество мировых рекордов на чемпионатах мира (четыре), включая 9,53 с на 100 м и 19,19 с на 200 м в Берлине в 2009 году, оба из которых до сих пор не побиты.

Всемирная легкоатлетическая серия также включает в себя проводимый раз в два года чемпионат мира по легкой атлетике среди спортсменов до 20 лет. Кроме того, раз в два года проводятся соревнования по специализированным дисциплинам: чемпионат мира по кроссу, командный чемпионат мира по спортивной ходьбе, легкоатлетические эстафеты и мировой форум по шоссейному бегу.

В этом году в Токио World Athletics выделила призовой фонд в размере $8 498 000, он остался таким же, каким был два года назад в Будапеште. Победители всех дисциплин получат по $70 000, серебряные призеры — $35 000, бронзовые — $22 000. Денежные премии предусмотрены для первых восьми мест. Также призовые получат команды — $80 000 за первое место, $40 000 за второе и $20 000 за третье (всего восемь мест). Кроме того, $100 000 заработает каждый автор нового мирового рекорда.

В Японию приехали главные суперзвезды этого вида спорта и чемпионы прошлых турниров. Рекордсмен по прыжкам с шестом из Швеции Арман Дюплантис, американский спринтер Ноа Лайлс, украинская прыгунья в высоту Ярослава Магучих, рекордсмен мира по толканию ядра из США Райан Краузер, олимпийская чемпионка из Японии по метанию копья Харука Китагучи и многие другие прославленные атлеты.

Доходы World Athletics заметно уступают расходам

Как и большинство других видов спорта, легкая атлетика в лице World Athletics опирается на такие традиционные виды доходов, как телевизионные сделки, спонсорство и маркетинг (продажа билетов, сувениров и других сопутствующих товаров во время соревнований). На них приходится 85,4% выручки организации. Согласно последнему финансовому отчету World Athletics за 2023 год, ее доходы незначительно снизились до $54,2 млн в сравнении с $54,9 млн за предыдущий сезон.

«Хотя общий доход от телевизионных прав и спонсорства в 2023 году несколько снизился ($46,3 млн против $48,7 млн за прошлый цикл), другие доходы, включая средства от шоссейных беговых соревнований Label Road Race, увеличились на 27%, что позволило сохранить выручку на приемлемом для развития уровне, — говорится в отчете. — Нам удается сохранить стабильный денежный баланс, но расходы все еще значительно превосходят доходы World Athletics, оставаясь на отметке $70,6 млн в год».

Чуть более половины трат приходится на проведение соревнований ($35,3 млн), еще $16,8 млн выделяется на различные гранты национальным федерациям, $11,7 млн составляют расходы на соблюдение юридических вопросов и нормативных требований, а также в $6,7 млн в год обходится содержание огромного офиса в Монако и выплаты зарплат персоналу.

Заметный перекос в сторону трат не помешал World Athletics впервые в истории учредить призовой фонд в размере $2,4 млн для золотых медалистов Олимпиады-2024. Каждый чемпион получил $50 000. Начиная с Олимпийских игр 2028 года в Лос-Анджелесе, World Athletics планирует выплачивать призовые и серебряным, и бронзовым призерам.

Большую ставку в попытках увеличить свой доход World Athletics делает на запуск нового турнира — World Athletics Ultimate Championship с призовым фондом в $10 млн. Ожидается, что в нем примут участие только звезды своих дисциплин. Первый такой чемпионат пройдет в 2026 году в Будапеште.

Значительные поступления от реализации телевизионных прав мотивируют ассоциацию еще больше вкладываться в развитие этого направления и медиа в целом. В августе 2025 года организация объявила о запуске обновленной платформы потокового вещания «напрямую к потребителю» (DTC), позволяющую болельщикам по всему миру следить за спортом. Новое название платформы — World Athletics+, ранее известной как Inside Track. Обновленный сервис предлагает бесплатный доступ к прямым трансляциям соревнований, эксклюзивным интервью, закулисным материалам, а также к впечатлениям и наградам для болельщиков, отмечает Sportcal.

Помимо видеоконтента, World Athletics+ предоставляет прямую трансляцию результатов крупных чемпионатов. Что касается традиционного телевизионного освещения, то за последние месяцы легкоатлетическая ассоциация заключила несколько сделок по продаже прав. В мае крупнейшая международная платная телевещательная компания BeIN Sports объявила о заключении эксклюзивного трехлетнего соглашения на трансляцию чемпионата мира и других крупных соревнований в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) до 2027 года.

Также в июне права на ЧМ в Токио приобрела австралийская коммерческая телекомпания Nine Network. Медиагигант Warner Bros. Discovery также получил права на предстоящий чемпионат мира на 45 рынках по всей Европе благодаря соглашению с Европейским вещательным союзом.

Международные права на World Athletics продаются японским агентством Dentsu в рамках 10-летнего соглашения, которое заканчивается в 2029 году. По этому соглашению Dentsu реализует международные спонсорские и лицензионные права руководящей организации, а также медиаправа за пределами Европы и стран Африки к югу от Сахары.

В списке партнеров World Athletics преобладают азиатские компании

Одну из последних сделок на глобальное спонсорство World Athletics подписала в 2024 году с японским технологическим гигантом Sony — соглашение рассчитано до конца 2026 года. По условиям контракта, компания будет поставлять оборудование для камер и решения для вещания, также создатели контента получат техническую поддержку. Компания Hawk-Eye Innovations, принадлежащая Sony и предоставляющая услуги по проведению международных мероприятий в различных видах спорта, будет способствовать честному управлению соревнованиями с помощью своих судейских платформ, отмечает SportsPro.

Также в число основных партнеров World Athletics входит японский производитель профессиональной спортивной экипировки Asics — в 2019 году компания заключила с ассоциацией 10-летнее соглашение. В прошлом году долгосрочный контракт подписала еще одна японская компания Honda Motor Co Ltd. В соответствии с этим спонсорским соглашением, Honda предоставит автомобили из своего электропарка в качестве официального транспорта на ЧМ-2025.

В этом году World Athletics отмечает 40-летие партнерства с официальным хронометристом ассоциации, еще одной японской компанией — Seiko. Текущая 10-летняя сделка с производителем часовой продукции, а также ювелирных изделий, прецизионных инструментов и точной механики действует до 2029 года. Однако самое длительное сотрудничество у ассоциации заключено с другим японским гигантом, производителем электронных компонентов и носителей информации TDK, который спонсирует легкую атлетику с 1983 года.

Из других соглашений выделяются спонсорские контракты с британской консалтинговой фирмой Deloitte, японской кондитерской Morinaga и производителем популярного в Азии безалкогольного негазированного напитка Pocari Sweat.