Здание пожарной части на углу Остоумовой улицы и Наличного переулка, представляющего собой продолжение Малого проспекта Васильевского острова, было построено в 1906 году по проекту архитектора Федора Алексеевича Корзухина.
Постройка здания для пожарного резерва на окраине Васильевского острова была вызвана быстрым ростом этой городской окраины. Застраивался этот небогатый район преимущественно деревянными домами. В то время дорога к месту пожара в Гавани от Васильевской пожарной части, которая располагалась на Большом проспекте, занимала довольно много времени. Часто, когда пожарные прибывали на место, спасать уже было нечего.
Чем интересно это здание?
Во-первых, на здании пожарной части уже нет пожарной каланчи. Надобность в каланчевой службе с распространением телеграфа в начале ХХ века отпала. Но, наверное, как напоминание о ней на здании возвышается небольшая башенка.
Мы видим перед зданием пожарной части обширную площадку. Во время строительства она была еще больше - главный корпус почти на 10 метров отступал от улицы. Площадка была устроена для того, чтобы образовать пологий переход, поскольку улица была почти на полтора метра ниже цоколя здания. Здание стояло на пригорке, чтобы защитить его от наводнений, которые в районе Галерной Гавани случались часто.
Раньше пожарные жили в пожарной части. Квартиры семейных служителей размещались в левом крыле здания, кучера жили в правом крыле на первом этаже. Конюшня, рассчитанная на 14 лошадей, помещалась не в отдельном здании, как было принято в 19 веке, а была пристроена к зданию в непосредственном соседстве с трубной - помещением, где формировался пожарный обоз.
В начале ХХ века пожарные постоянно проживали в казармах на втором этаже. Там находилась их спальня, столовая и гимнастический зал. Со второго этажа в трубную были устроены четыре спускных столба, по которым пожарные в момент тревоги мгновенно попадали на место формирования обоза. Спустя две-три минуты после получения сигнала о пожаре команда уже выезжала. Находясь в постоянной боевой готовности, пожарные даже спали в сапогах. Увольнительная предполагалась только раз в неделю на 3 часа для похода в баню.
Получив сигнал о пожаре, пожарные вскакивали в повозки на строго определенное место, на ходу надевая толстые серые куртки и порты. Обоз мчался в таком порядке: впереди ехал на верховой пожарный «скачок», который трубил, чтобы давали дорогу обозу. На место пожара он прибывал первым, за несколько десятков секунд до обоза, уточнял очаг пожара и давал сигнал, куда заезжать остальным. За «скачком» неслась квадрига — четверка горячих могучих лошадей с развевающимися гривами, запряженная в линейку. Это была длинная повозка с продольными скамьями, на которых спина к спине сидели пожарные. Над скамьями, на особом стеллаже, лежали багры, лестницы и другие приспособления для тушения пожара. Впереди, на козлах, сидел кучер-пожарный, рядом с ним возвышался богатырского роста брандмейстер в зеленом офицерском сюртуке. На голове брандмейстера сверкала посеребренная каска. На козлах укреплялось древко с развевающимся знаменем красного цвета с золотой бахромой, кистями и эмблемой части.
Вслед за линейкой неслась повозка, запряженная парой лошадей, с пожарным инвентарем: катушками со шлангами, ломами, штурмовыми лестницами. За ней тройка лошадей везла паровую машину, которая качала воду. Пожарная машина имела блестящий вид: котел, цилиндры и трубы медные, ярко начищенные. Пожарный стоял позади машины на приступочке, на ходу подкладывал топливо, поднимал пар, из трубы валил густой дым. Пожарная паровая помпа подавала воду под большим давлением сразу в несколько шлангов. За машиной тоже на тройке неслась высотная лестница на колесах выше человеческого роста. Складных металлических лестниц еще не было, а этих деревянных хватало до 4–5-го этажа. В конце обоза ехал медицинский фургон с фельдшером.
Бочки с водой в начале ХХ века пожарные уже не возили, в городе почти везде были водопровод и пожарные гидранты.
На первом этаже здания пожарной части размещалась сушилка, где при возвращении с пожара пожарные оставляли свою верхнюю мокрую одежду, а потом поднимались на второй этаж, где находилась умывальня с теплой водой и ванны с душами. Отсюда они попадают в спальню.
При пожарной части был маленький приёмный покой с комнатой для фельдшера. Он также располагался на первом этаже. Карета скорой помощи обязана была выезжать не только на пожары, но и по вызову при несчастных случаях на улице.
Под крышей здания пожарной части укреплена икона. Это Икона Божьей Матери Неопалимая купина.
Иконография Богородицы Неопалимая Купина, хранившая дом от пожара, была на Руси одной из самых распространенных.
Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи этого автора: