Найти в Дзене
Открытый город

Атланты Нового Эрмитажа

Десять могучих атлантов на портике Нового Эрмитажа, построенного в 40-х годах ХIХ века по проекту мюнхенского архитектора Лео фон Кленце специально для музея, выполнены под руководством и при непосредственном участии скульптора Александра Ивановича Теребенёва. 150 каменотесов его мастерской, созданной специально для выполнения заказа, трудились над скульптурами атлантов больше трёх лет. Сначала Александр Теребенёв сделал глиняную модель, по которой сам разметил каждый монолит, а потом к работе приступали каменотесы-резчики. Причём, каждый мастер знал своё дело: кто-то отделывал торс, кто-то ноги, кто-то набедренные повязки, но лицо каждого атланта Теребенёв вырезал собственноручно. За глиняную модель атланта, представленную на ежегодный конкурс Императорской Академии художеств, Александр Теребенёв был удостоен звания академика, а за первую высеченную в граните фигуру император Николай I пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Надо сказать, что до Александра Ивановича никто не высе

Десять могучих атлантов на портике Нового Эрмитажа, построенного в 40-х годах ХIХ века по проекту мюнхенского архитектора Лео фон Кленце специально для музея, выполнены под руководством и при непосредственном участии скульптора Александра Ивановича Теребенёва.

Портрет скульптора Александра Ивановича. Михаил Иванович Скотти. 1835 Холст, масло. 25 × 20,5 см Третьяковская галерея, Москва. Общественное достояние
Портрет скульптора Александра Ивановича. Михаил Иванович Скотти. 1835 Холст, масло. 25 × 20,5 см Третьяковская галерея, Москва. Общественное достояние

150 каменотесов его мастерской, созданной специально для выполнения заказа, трудились над скульптурами атлантов больше трёх лет. Сначала Александр Теребенёв сделал глиняную модель, по которой сам разметил каждый монолит, а потом к работе приступали каменотесы-резчики. Причём, каждый мастер знал своё дело: кто-то отделывал торс, кто-то ноги, кто-то набедренные повязки, но лицо каждого атланта Теребенёв вырезал собственноручно.

Атланты
Атланты

За глиняную модель атланта, представленную на ежегодный конкурс Императорской Академии художеств, Александр Теребенёв был удостоен звания академика, а за первую высеченную в граните фигуру император Николай I пожаловал скульптору бриллиантовый перстень.

Надо сказать, что до Александра Ивановича никто не высекал скульптур из сердобольского гранита, так как этот камень, добываемый на берегу Ладожского озера, был очень твёрдым и неподатливым в обработке.

Атлантов установили под портиком к 1 сентября 1848 года, но ещё целый год продолжались работы по укреплению фигур и их полировке.

Атланты
Атланты

В 1850 году скульптор Александр Теребенёв был принят на службу в Эрмитаж, где вскоре стал заведовать всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах.

Автор атлантов стал популярен, заказы поступали регулярно, и он хорошо зарабатывал. Но деньги в карманах талантливого художника не задерживались: он быстро проживал всё, что получал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. Когда деньги заканчивались, он продавал все, что только мог, едва сводя концы с концами до нового крупного заработка.

Современники отмечали, что Александр Теребенёв был талантлив, но не способен к усидчивому труду. С годами вдохновение стало покидать его, он перестал получать выгодные заказы, что в конце концов привело к полному разорению когда-то удачливого и состоятельного скульптора. Из Эрмитажа его уволили, до пенсии он так и не дослужился. В 1858 году Теребенёв заболел чёрной оспой, его жена заразилась от него и умерла, и это окончательно подорвало его силы.

Умер он в нищете, всеми забытый, в Обуховской больнице летом 1859 года, и было ему всего 44 года.

К счастью, к атлантам Нового Эрмитажа судьба была более благосклонна. В годы войны, когда многие памятники были укрыты защитными коробами или закопаны в землю, атланты встречали невзгоды блокадного времени в полный рост, с открытыми лицами.

И они уцелели! Только ноготь одного из атлантов в середине портика был поврежден осколком. Вы можете без труда отыскать его, он специально не был отреставрирован.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Другие статьи автора: