Найти в Дзене
Сити x M24

Blazar 2025 — как смотреть арт-ярмарку

Оглавление
Дарина Грехова, _Графика из скетчбука #8
Дарина Грехова, _Графика из скетчбука #8

Ярмарка молодого искусства Blazar идет с 10 по 14 сентября в Музее Москвы. Показывают арт молодых художников, главная фишка — открытие новых имен и талантов. Если вы коллекционер, эта статья не для вас. Мы собрались, чтобы обсудить базу — без имен и терминов — держите самый краткий (и субъективный) гид.

Обзор

Экспозицию разделили на три секции: «Цифровое искусство» (первый этаж), «Дизайн» (второй этаж), и «Искусство» (третий этаж). На площадке будут работать арт-гиды — они помогут разобраться в том, «что хотел сказать автор», но для этого нужно купить специальный билет. Советуем брать, если вам хочется обсудить увиденное, построить догадки, залезть в дебри смыслов. А если нет — в целом, на стендах художников есть кьюар-коды на их сайты и описание работ, что очень удобно. Чтобы обойти всю выставку с медиаторами нам понадобилось приблизительно два часа.

Цифры

Проходит в шестой раз. В общей сложности показывают больше 2000 работ. Самая большая секция — «Искусство», здесь собрали стенды 40 независимых художников, а также работы выставили 26 галерей. В «Цифровом искусстве» увидите 15 авторов, которые работают с новыми медиа и современными технологиями.

Секция дизайна

В этом году есть три главных направления. Во-первых, дизайнеры фокусируются на экологичных материалах — используют дерево, камни и прочие готовые вещи (или редимейды). Во-вторых, экспериментируют с материалами и их функциями, то есть придумывают уже существующим предметам новое назначение. В-третьих, обращаются к традициям, то есть используют схему «ультрасовременное + архаика».

Важно понимать вот что: большая часть экспонатов здесь работает как искусство и они не особенно функциональны в интерьере потому что очень хрупкие. Большая, но не все. Например, есть кресло-качалка за 300 000 рублей, в основе которого 250 килограммовый камень, который художник нашел в реке в Алма-Ате. Он еще нам фото этого места показал — красиво. Сверху — войлок, это опять же к тренду на натуральность.

Кресло-качалка с камнем, Данияр Удербеков
Кресло-качалка с камнем, Данияр Удербеков

Или есть стулья, вдохновленные богомолом. Да, насекомым. Ну, потому что у него как бы такие ножки и он нависает над пространством, и у него такое тельце, и он воздушный… Ладно, признаемся: мы связи так и не увидели.

Стул Iris, Бюро Utro x Лейла Мифтахова
Стул Iris, Бюро Utro x Лейла Мифтахова

А теперь о предметах, которые невозможно использовать в быту: вот это металлическое кресло, например. Оно на курьих ножках — помните, говорили с вами про архаику? Народные мотивы в брутальном материале завораживают. Да, красиво конечно, но в прихожей такое не поставишь (разве что со знаком «не садиться»).

Кресло Cathedra, Du Buro
Кресло Cathedra, Du Buro

Вот вообще феерия — кресло за 900 000 рублей, самое дорогое, что мы нашли на выставке. Сверху — поролон, все ручная роспись, но выглядит оно, конечно, не очень удобно. И маловато, никак на нем не разложиться.

Кресло-трон из серии «Яблоко», Ooingeniy
Кресло-трон из серии «Яблоко», Ooingeniy

Или стульчик из строительных уголков? Ладно, может в гараже бы неплохо смотрелся, да. А если говорить серьезно — помните о том, что это все поле эксперимента современных художников, где утилитарная функция уходит на второй план.

-6

Секция искусства

В начале вы попадете в раздел независимых художников — вот наш топ-3, на что обратить внимание.

Во-первых, самое дорогое, что мы нашли — это жилет из фарфора, как бы сотканный из воспоминаний, за 700 000 рублей. Идея такая: каждая деталь — отдельная история, которая сплетается в единую кольчугу (или спасательный жилет), способный удержать нас на плаву. Ведь кто мы без прошлого?

«На цыпочках подкравшись себе я позвонил и убежал», Катя Забелина
«На цыпочках подкравшись себе я позвонил и убежал», Катя Забелина

Во-вторых, нам очень понравилась Барби за 220 000 рублей и в целом эта серия free your mind («Освободи сознание»). Тут о женской идентичности и о том, что иногда не хочется быть этой суперважной и идеальной во всем бизнесвумэн. Куклы тут стали ироничным символом наивности, освобождения. А еще это о восприятии себя и культе красоты в целом.

Mess feelings, Xenia Grange
Mess feelings, Xenia Grange

В-третьих, не пройдите мимо серии с надписями на картах. Тут нет какого-то глубокого смысла — что на схеме, с тем и будет связана строчка поверх нее. Почему она в топе? Согласитесь, это универсально красиво — потому что само по себе простое и легко расшифровывается (получаем быстрое удовлетворение от понимания). А еще потому что, пока мы ходили по экспозиции, купили и унесли сразу несколько этих работ — возвращаешься сфотографировать понравившийся арт, а его уже нет.

Карта «Куда я жил», Базелевс
Карта «Куда я жил», Базелевс

Это был очень краткий экскурс, дальше — разделы галерей и рассказывать о них сложнее. Совет: не бойтесь подходить к представителям, которые там сидят — они будут рады рассказать о художниках, представленных у них. И за каждой фарфоровой пуговицей окажется целый манифест — на то оно и современное искусство.