В свое время на Ebay продавали подборку фотографий 1941 года по северо-западному направлению и ближайшим окрестностям Ленинграда, некоторые фотоснимки которой были подписаны как Романово. Деревня с очень похожим названием Романовка находится недалеко от северо-восточной окраины города Гатчина (в 1929 - 1944 годах - город Красногвардейск). И до 1940-х годов прошлого века она называлась Романово.
Как Романово был подписан и нижеследующий снимок "упрощенной" 90 мм башни завода №371 от танка КВ-1 производства Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года, которая лежала на земле в городской застройке.
Эта самая окружающая городская застройка не очень соответствовала подписи. Кроме того, в документах 1-й Краснознаменной танковой дивизии, танки которой в сентябре 1941 года и воевали в Красногвардейске и на северных окраинах этого города, не нашлось сведений о потере танка КВ-1 в районе деревни Романовка.
Перебрав возможные варианты, я пришел выводу, что с высокой степенью
вероятности данный КВ-1 был потерян 9 сентября 1941 года непосредственно в Красногвардейске. И довольно быстро здание, на фоне которого сфотографирована башня, нашлось на дореволюционных фотографиях Гатчины.
Это здание гатчинской женской Мариинской гимназии дореволюционной постройки. Оно сохранилось и поныне (пр. 25 Октября, д. 18). Сейчас в нем находится "Музей истории города Гатчина".
На нижеследующей карте отметил местоположении башни танка в центре Красногвардейска на проспекте 25-го Октября, а также деревню Романово для наглядности. Это к вопросу о точности некоторых подписей на задниках немецких фотографий. Очень часто их нужно понимать в довольно широком смысле.
Теперь о танке. В документах 1-й Краснознаменной танковой дивизии приводится информация о том, что в 9 сентября 1941 года в самый первый день нового немецкого наступления на Ленинград «...прямым попаданием авиабомбы разбит танк КВ-1 № 5089».
При этом погибли командир танковой роты 1-го батальона 1-го танкового полка лейтенант Швец Борис Давидович, о котором я совсем недавно писал в записи о действиях танков КВ под Красногвардейском уже после "колобановских боев", и командир орудия сержант Ходус Павел Иванович. Еще пять человек было ранено, в том числе комиссар танковой роты младший политрук Скороспелов.
Интересно также, что местом погребения командира орудия в документах ОБД "Мемориал" значится северная окраина Красногвардейска.
Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года с заводским номером М-5089 выбыл из 22-го отдельного учебного танкового батальона 27 августа 1941 года в составе маршевой роты младшего лейтенанта Попова. В составе экипажа этого танка под командованием младшего лейтенанта Балако на фронт был и сержант Ходус («танкист с 1939 года. Знает Т-26 и БТ. Знает пушку 45 мм и Ф-32, стрелял фронтовые упражнения. Оценка отлично»). В составе этого же экипажа на фронт выбыл и позже погибший в ходе последнего боя "колобановского" танка КВ-1 с заводским номером М-4812 радиотелеграфист красноармеец Шарипов Павел Павлович («танкист с 1939 года. Знает 71-ТК-1-3. Знает 45 мм пушку, стрелял все упражнения»).
В Донесении о перемещении боевых и вспомогательных машин и сложных агрегатов помощник командира 1-й Краснознаменной танковой дивизии военинженер 1 ранга Шлепнин от 8 сентября 1941 года сообщает начальнику Автобронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дмитриеву о том, что дивизия 30 августа получила «с Кировского завода» 15 танков КВ-1 и КВ-2, в том числе танк с номером М-5089 (номер корпуса 812941, номер двигателя 1400-03, 1941 года выпуска, почему-то тоже 2 категории, т.е. бывших в употреблении, хотя все танки КВ-1 в прилагаемом списке были новыми).
"Упрощенная" башня на приведенных в этой записи фотоснимках был собрана на ленинградском заводе №371 имени Сталина 1-го Главного управления Наркомата вооружения СССР. Так в 1939 - 1944 годах назывался Ленинградский металлический завод, на котором с июля 1941 года также развернули производства корпусов и башен для танков КВ-1. Сама башня с довольно толстыми броневыми уголками, которые приваривали на ранние башни завода № 371 в августе 1941 года, вполне соответствует по материальной части танку с заводским номером М-5089. На профильной странице сайта она учтена под номером 36.
Состояние окружающих зданий также свидетельствует о бомбежке или
артобстреле, что также идет в поддержку версии о том, что эта башня принадлежала танку с заводским номером М-5089.
Однако детали корпуса танка и ходовой части на известных снимках
полностью отсутствуют. И возникает ощущение, что корпус танка позже сумели эвакуировать, так как город Красногвардейск подразделения 2-й гвардейской дивизии народного ополчения и танкисты 1-й Краснознаменной танковой дивизии мужественно обороняли до 13 сентября 1941 года и отошли только после прорыва нашей обороны под Красным Селом.
Башню весом более 7 тонн при этом поднять и эвакуировать не удалось. И в связи с этим принадлежать она могла и другому танку КВ, так как позже заводской номер танка М-5089 мне в других документах не встречался.
Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/46009.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы Главного Автобронетанкового управления Красной армии,
Автобронетанкового управления Северного фронта, 1-й Краснознаменных танковых дивизий и её 1-го танкового полка, 22-го отдельного учебного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Живой журнал humus (humus.livejournal.com);
4. Аукционы eBay.
Другие записи о танках КВ в окрестностях Красногвардейска:
Танки КВ-2 в районе Красногвардейска. Сентябрь 1941 года.
Танк «Клим Ворошилов» младшего лейтенанта Ласточкина из роты Колобанова в городе Пушкин