Найти в Дзене
Книга про КВ

Танк «Клим Ворошилов» младшего лейтенанта Ласточкина из роты Колобанова в городе Пушкин

К очередной годовщине известных боев роты старшего лейтенанта Колобанова решил продолжить разбирательства с танками КВ из этой роты. В этой записи речь пойдет о танке КВ младшего лейтенанта Ласточкина Василия Иосифовича.
     Напомню, что ранее я уже писал о танках КВ лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Дегтяря, а также в нескольких записях разбирался с вероятным заводским номером танка собственно самого Зиновия Колобанова.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин

А проиллюстрировать эту запись решил фотоснимками экранированного танка КВ-1, который на профильной странице сайта учтен под номером 61. К сожалению, опознать место потери этого танка, несмотря на наличие на его снимках довольно приметного здания, пока не удалось.
     Однако подбит был этот танк в окрестностях городов Красногвардейск, ныне - Гатчина, и Пушкин, т.е. в районе, где в августе - сентябре 1941 года воевал 1-й танковый полк 1-й Краснознаменной танковой дивизии, в состав которого входила и рота старшего лейтенанта Зиновия Колобанова.

    Вот что написал 26 августа 1941 года о действиях экипажа младшего лейтенанта Ласточкина в бою 20 августа 1941 года под Большими Борницами в своем донесении в Политуправление Северного фронта начальник политотдела 1-й Краснознаменной танковой дивизии полковой комиссар Матюшин:
     «
Со священной ненавистью в сердце шел в бой экипаж лейтенанта тов. Ласточкина. Люди этого экипажа недавно пришли в Красную армию, они разных профессий, разных возрастов и вместе впервые участвовали в бою. Любовь к Родине, стремление разгромить врага - вот чувства, которые сделали этот экипаж сплоченным, готовым пожертвовать жизнью во имя победы.
     Это было 19 августа 1941 года. Взвод танков КВ получил задачу: занять оборону в районе Большие Борницы. По данным обороняющей этот район пехоты, противник готовил наступление, подтягивал танки, артиллерию, минометы. Всю ночь танкисты находились в засаде, чутко следя за врагом. Утром послышался шум моторов.
     - Танки противника! Вперед! - приказал командир танка тов. Ласточкин. Механик-водитель старшина Иовлев И.Д., беспартийный, быстро развернул
машину и смело бросился на встречу врагу. Экипаж лицом к лицу встретился с 4-мя вражескими танками. 2 из них легкие, 2 - тяжелые. Размышлять было некогда.
     - Таранить! - скомандовал лейтенант Ласточкин. Водитель Иовлев дал полный газ и врезался в задний легкий фашистский танк. Ненависть клокотала в груди механика-водителя, утраивала силы. Не дожидаясь команды, он вывернул машину и направил её прямо ленивец тяжелого танка. Резкий удар. Вражеский танк больше не сойдет с этого места! Остальные танки пустились наутек, но и они не ушли от метких выстрелов отважного экипажа. Огромные языки пламени охватили подбитые танки
».

     В этом же донесении экипажу Зиновия Колобанова и уничтоженным этим экипажем 22-м вражеским танками посвящена ровно половина одного предложения. Видимо, в Политотделе 1-й Краснознаменной ТД сразу посчитали историю с танковыми таранами более перспективной для дальнейшей агитационной работы среди личного состава.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин

В Журнале боевых действий 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной ТД, который, видимо, набело был переписан в октябре 1941 года, о действиях экипажа Ласточкина приведена следующая информация: «Танк КВ младшего лейтенанта 1-го батальона Ласточкина, действующий совместно с лейтенантом Сергеевым, неожиданно встретившись с обошедшими его 4-мя танками противника, на очень короткой дистанции вынужден был уничтожать танки противника тараном. Видя это мехводитель Иовлев на большой скорости протаранил два танка противника, остальные были уничтожены огнем пушки. Все четыре танка противника сгорели».
     В известных оперативных сводках и боевых донесениях 1-го танкового полка за 20 - 22 августа 1941 года информация о таранах вражеских танков, которые произвел танк КВ лейтенанта Ласточкина, отсутствует.

     В начале сентября 1941 года младший лейтенанта Ласточкин Василий Иосифович и старшина Иовлев Иван Дмитриевич были представлены к правительственным наградам за августовские бои под Красногвардейском.

 Младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович (снимок конца 1930-х годов)
Младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович (снимок конца 1930-х годов)

В наградном листе на младшего лейтенанта Ласточкина командир 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной ТД Герой Советского Союза полковник Погодин написал о том, что танк Ласточкина попал в окружение вражеских танков. В ходе выхода из этого окружения Ласточкин приказал механику-водителю уничтожать танки противника тараном. Два танка были уничтожены тараном, а еще два - огнем из пушки. В это неравном бою «...танк тов. Ласточкина был серьезно поврежден: сбито два нижних катка, ленивец и много пробоин».
Также полковник Погодин, видимо, памятуя о разбирательствах с командиром дивизии генералом Барановым насчет оставленного на поле боя танка лейтенанта Сергеева, написал, что поврежденный танк был выведен с поля боя и полностью сохранен экипаж.

В наградном листе на старшину Иовлева полковник Погодин написал, что в ходе боя командир танка, отстреливаясь от противника, развернул башню танка назад. В это же время механик-водитель Иовлев заметил как на встречу танку идут четыре вражеских танка. Не дожидаясь по на них будет развернута башня, механик-водитель Иовлев уничтожил два танка тараном, а еще два были позже уничтожены огнем из пушки. В бою «...танк тов. Иовлева был серьезно поврежден: разбито два нижних и один верхний каток, разбит ленивец, но отважный водитель искусно вывел с поля боя машину и экипаж в полном составе возвратился на сборный пункт».
     Собственно информацию из вышеприведенных документов, в которых указаны фамилии танкистов из экипажа младшего лейтенанта Ласточкина, я разместил для того, чтобы попробовать совместить её с информацией из документов технической части 1-й Краснознаменной танковой дивизии, в которых указаны заводские номера танков, их повреждения и район в которых они были получены.

     Напомню расположение позиций танков из роты старшего лейтенанта Колобанова, которые они занимали совсем поздним вечером 19 августа 1941 года. Ниже эти позиции отмечены на схеме: №1 - один танк КВ старшего лейтенанта Колобанова западнее 0,5 км Ванго-Староста; №2 - два танка КВ лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина опушка леса 0,5 км восточнее Болбшие Борницы; №3 - два танка КВ лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря в районе Большие Черницы.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

Также напомню, что танк лейтенанта Сергеева 20 августа 1941 года был оставлен в районе ныне несуществующей деревни Малое Тяглино, которая расположена юго-восточнее Больших Борниц. Еще юго-восточнее на вышеприведенной карте можно заметить деревню Новое Ротково, которая ныне также не существует.
     Так вот в Ведомости о потерях материальной части 1-й Краснознаменной танковой дивизии с 22 июня по 1 сентября 1941 года помощник командира по технической части этой дивизии военинженер 1 ранга Шлепнин сообщал, что 21 августа из района
Ново Радьково эвакуирован и отправлен на Кировский завод танк КВ-1 с заводским номером М-4809, у которого был разбит ленивец и четыре трака. Вероятно, в объяснительной записке были перечислены не все повреждения танка, но упомянут разбитый ленивец, который упомянут также и вышеприведенной информации из наградных листов на младшего лейтенанта Ласточкина и старшину Иовлева.

     Приемный Акт на танк КВ-1 с заводским номером
М-4809 был подписан Военный представителем Главного автобронетанкового управления Красной армии на Ленинградском Кировском заводе военинженером 2 ранга Бубякиным 3 июля 1941 года, хотя завод этот танк, видимо, изготовил еще 28 июня 1941 года. Уже 5-го июля 1941 года этот КВ-1 транспортом под номером А7/4718, которым всего было отправлено 10 танков - 8 новых экранированных танков КВ-1 с заводскими номерами М-4809 - М-4816 и два ремонтных танка КВ-1 установочной серии с заводскими номерами У-14 и У-15, отправили на фронт на станцию Порхов.

По прибытию эти танки попали в 3-ю Краснознаменную танковую дивизию. Подробно с боевыми действиями в июле 1941 года танков этого эшелона мне еще предстоит дополнительно разобраться. Поэтому сразу перейду к их
завершению.
     А завершились они для танков с заводскими номерами
М-4809 и М-4812, на котором с большой вероятностью под Красногвардейском воевал сам Зиновий Колобанов, в реке Мшага. В ней эти танки застряли при переправе на северный берег. Да так застряли, что попали в приказ командующего Северо-Западным фронтом генерала Собенникова от 2 августа 1941 года - «Ничем не может быть оправдана бездеятельность командования 3-й танковой дивизии и 1-го механизированного корпуса в отношении брошенных на переправах в районе Мшага двух танках КВ».

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин

Однако к моменту выхода этого приказа эти два танка уже давно вытащены из реки. Еще 25 июля 1941 года командование 6-го танкового полка 3-й Краснознаменной ТД доложило о эвакуации двух засевших в реке Мшага танков и отправке их на завод для ремонта. На завод они прибыли 27 июля 1941 года.
     Позже после ремонта с заменой двигателя и, вероятно, небольшой модернизации в виде наваривания броневых брусков вокруг погона башни для его защиты заклинивания в результате попаданий вражеских снарядов эти два танка отправились в учебные танковые части Северного фронта для подготовки новых танкистов.

     А 19 августа 1941 года танк КВ-1 с заводским номером
М-4809 (номер корпуса 66341, номер двигателя 1412-01, 1941 года выпуска, 2 категории) попал в 1-й танковый полк 1-й Краснознаменный танковой дивизии. Весь процесс отправки этих танков я уже ранее приводил в записи про новые факты по танку Колобанова, так что повторяться не буду.

Как выше уже говорилось, 21 августа танк вновь отправился на ремонт из района Ново Радьково. Вероятно, ремонт не был долговременным и этот танк очень быстро вернулся обратно в 1-й танковый полк, так как он не проходит по спискам танков маршевых роты, которые на фронт отправлял 22-й отдельный учебный танковый батальон.
     В списках личного состава этих рот также не упоминаются фамилии Ласточкин и Иовлев, а, как мы знаем, экипажи танков КВ Северо-Западного направления с начала августа 1941 года выбывали вместе с с танками при их отправке на заводской ремонт. Со своими танками они затем возвращались в свою или попадали в другую танковую часть.
     В списках других танковых частей по августу - сентябрю 1941 года заводской номер танка КВ
М-4809 мне также не встречался, так что предположение о том, что данный танк сразу вернулся после небольшого ремонта в свою часть выглядит вполне обоснованным.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин

Продолжилась эта история уже в сентябре 1941 года. 9 сентября началось новое немецкое наступление на Ленинград. К сожалению, войска 42-й армии Ленинградского фронта в этих боях потерпели неудачу и начали отход на самые ближайшие подступы к Ленинграду.
     В этих боях абсолютно точно принимал участие экипаж младшего лейтенанта Ласточкина. В Журнале боевых действий 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной ТД в записи за 15 сентября 1941 года указано, что «
...у танка КВ младшего лейтенанта Ласточкина заклинило затвор пушки и он отошел на восстановление в город Пушкин».

     16 сентября 1941 года начались бои в самом городе Пушкин. После неудачной контратаки, сводная танковая группа из остатков батальонов 1-го
танкового полка заняла оборону «
...у бульвара Киквидзе - Пушкин. Отражая атаки противника подбит и сгорел один танк КВ и один Т-26. Погиб один красноармеец, ранен воентехник 2 ранга Карпец».
     А, как уже известно из записи о танке лейтенанта Сергеева, воентехник 2 ранга Карпец Прокофий Тарасович в августовских боях под Красногвардейском был помощником командира роты по технической части как раз в роте Зиновия Колобанова. Сам старший лейтенант Колобанов, кстати, был тяжело ранен за день до этого на южных подступах к городу Пушкин.
     Кроме того, механик-водитель танка младшего лейтенанта Ласточкина старшина Иовлев Иван Дмитриевич 20 сентября 1941 года был задержан военной комендатурой города Ленинград и направлен на военно-пересыльный пункт, в учетной карточке которого указано, что старшина 1-го танкового полка Иовлев оторвался в бою от своей части 17 сентября 1941 года.

     Таким образом, с большой вероятностью на снимках с подбитым экранированным танком КВ-1 выпуска июня 1941 года мы видим именно танк младшего лейтенант Ласточкина с заводским номером
М-4809, который был подбит 16 сентября 1941 года в где-то в районах нынешнего Кадетского бульвара, а также железнодорожной станции Павловск.

     На нижеследующем снимке этого танка выпуска июня 1941 года с полной экранировкой корпуса и башни хорошо виден броневой брусок, который был приварен в августе 1941 года к экрану для защиты погона башни с стороны борта танка. При проектировании экранировки танка КВ-1 до войны конструкторы Ленинградского Кировского завода не продумали этот момент, хотя военные требовали прикрыть погон башни, если верно помню, еще в январе 1941 года.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, вероятно, из 1-й Краснознаменной танковой дивизии в городе Пушкин

В ходе немецкого наступления в сентябре 1941 года на красногвардейском направлении, а затем и в районе города Пушкин действовали дивизии 50-го
армейского корпуса 18-й армии Группы армий "Север". В числе прочих частей усиления дивизий этого корпуса находился и 106-й тяжелый артиллерийский дивизион (I./schwere Artillerie-Abteilung 106), который был вооружен 105 мм тяжелыми пушками (10 cm schwere Kanone 18 ).
     И такие цифры
I/106 в круге мы можем заметить на башне подбитого танка на немецких снимках. Так что, вероятно, этот танк был подбит одним из орудий указанного дивизиона. Но дополнительные подробности в немецких документах пока искать не стал.
     Кроме того, один из снимков подбитого танка (с крестом на башне) находился в подборке немцев, которые служили в железнодорожной артиллерии. В подписи к нему говорилось о том, что это подбитый русский танк остался стоять около нашей позиции. Другие снимки этой подборки были подписаны и как Flugplatz Krasnogvardejsk (аэродром находился и находится к югу от города Пушкин), и как Пушкин.

     И еще такая информация по танкистам из экипажа младшего лейтенанта
Ласточкина. И сам младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович, и старшина Иовлев Иван Дмитриевич были достаточно опытными танкистами,
которые ранее участвовали в Финской войне. Старшина Иовлев даже был награжден медалью За боевые заслуги. Но к 22 июня 1941 года оба они находились в запасе и были вновь призваны на военную службу после начала Великой Отечественной войны, так что вышеприведенная информация полкового комиссара Матюшина о том, что танкисты из экипажа Ласточкина
недавно оказались в Красной армии в целом соответствует действительности.

     В документальной повести Семенова под названием «Юшут зовет» приведена информация о том, что командиром орудия в экипаже младшего лейтенанта Ласточкина в бою 20 августа 1941 года под Большими Борницами был танкист по фамилии Сливоев. Для написания своей повести Семенов использовал документы 1-й Краснознаменной танковой дивизии из ЦАМО СССР, в частности упомянутый в записи Журнал боевых действий 1-го танкового полка, на который в книге Семенова приведены архивные ссылки, правда, не совсем верные. Но в этом Журнале фамилия командира орудия экипажа Ласточкина не приводится. Не упоминается они и вдонесении Матюшина.
     Так что пока неизвестно откуда Семенов взял указанную информацию.


     Однако в именных списках 123-го танкового полка 123-й танковой бригады,
который был сформирован на базе 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии вполне себе упоминается призванный в Красную армию в июле 1941 года уроженец поселка Парголово Ленинградской области сержант Сливоев Хамис, по национальности - ассириец.
     Позже сержант Сливоев 1 декабря 1941 года был тяжело ранен в боях под Невской Дубровкой, так что он вполне мог быть в составе экипажа уже другого
танка лейтенанта Ласточкина, который ныне находится в Музее имени Колобанова во Всеволожске. Но это опять, как говориться, уже другая история.

     А пока на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются. Также хотелось бы поблагодарить добрых людей, которые в свое время помогали с документальной основой для этой записи.

И, большая просьба, к жителям Санкт-Петербурга посмотреть приведенные в записи фотографии на предмет опознания дома в городе Пушкин. Возможно, он сохранился или присутствует на старых фотографиях. Можно также разместить ссылку на эту запись по краеведческим группам Вконтакте из города Пушкин.

Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для
продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал:
t.me/kniga_pro_kv

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/174282.html).

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Документы Главного Автобронетанкового управления Красной армии, Автобронетанкового управления Северного фронта, 1-й и 3-й Краснознаменных танковых дивизий, 1-го танкового полка 1-й ТД и 22-го отдельного учебного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт
Память народа, ОБД Мемориал);

3. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 33. — М.: Воениздат, 1957 (docs.historyrussia.org);

4. Семенов Н.С. Юшут зовет: Докум. повесть. — Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 1978;

5. Аукционы eBay.

Другие записи о танках из роты старшего лейтенанта Колобанова:

Танк с номером 864 из воспоминаний Зиновия Колобанова

Командир танка из роты Колобанова лейтенант Дегтярь