Найти в Дзене
Альтернативная история

Линейные корабли типа «Хира»: между «Конго» и «Фусо»

В ночь выхода в море в Сасебо прибыл сам старый адмирал, живой «Бог войны» — 72-летний Хэйхатиро Того. В адмиральском салоне флагманского дредноута «Исэ» Того кратко напутствовал Танина Ямая и начальника 2-го флота принца Хироясу, пожелав им думать о благе Японии, а не о личной славе. Потом старец адмирал добавил: «Перед Нихонкай-кансэй, великой битвой в Цусимском проливе и Японском море, я убеждал своих офицеров не бояться врага, который кажется им сильнее, чем он есть на самом деле. Вам я говорю — не презирайте врага, который кажется слабым. Соизмеряйте ваши цели с вашими силами. Сохраняйте всегда хладнокровие и ясную голову. Помните, что от вас будет зависеть судьба империи!» Ямай и Хироясу почтительно проводили адмирала до трапа. Потом принц Фушими, сам срочно отбывая на «Конго», с усмешкой выразил жалость, что Того не видел Соединенный флот при свете дня: «Тогда Молчаливый адмирал промолчал бы по поводу осторожности». Действительно, мощь Cоединенного флота была неизмеримо больше т

В ночь выхода в море в Сасебо прибыл сам старый адмирал, живой «Бог войны» — 72-летний Хэйхатиро Того. В адмиральском салоне флагманского дредноута «Исэ» Того кратко напутствовал Танина Ямая и начальника 2-го флота принца Хироясу, пожелав им думать о благе Японии, а не о личной славе. Потом старец адмирал добавил: «Перед Нихонкай-кансэй, великой битвой в Цусимском проливе и Японском море, я убеждал своих офицеров не бояться врага, который кажется им сильнее, чем он есть на самом деле. Вам я говорю — не презирайте врага, который кажется слабым. Соизмеряйте ваши цели с вашими силами. Сохраняйте всегда хладнокровие и ясную голову. Помните, что от вас будет зависеть судьба империи!» Ямай и Хироясу почтительно проводили адмирала до трапа. Потом принц Фушими, сам срочно отбывая на «Конго», с усмешкой выразил жалость, что Того не видел Соединенный флот при свете дня: «Тогда Молчаливый адмирал промолчал бы по поводу осторожности».

Архивы Альтернативное кораблестроение - Флоты которых не было - Альтернативная История

Действительно, мощь Cоединенного флота была неизмеримо больше того, что Япония когда-либо собирала для морского сражения. За флагманом адмирала Ямая — 31 000-тонным сверхдредноутом «Исэ» шли, густо дымя из труб, корабли 1-го флота: однотипный «Хьюга» и чуть меньшие 30 000-тонные «Фусо» и «Ямасиро». Каждый из линкоров был вооружен двенадцатью 356-мм орудий в шести башнях: две башни, одна над другой — в носовой части, две — в кормовой и две — по середине. Главный калибр дополняли батареи вспомогательной артиллерии — по шестнадцать 152-мм орудий у «Фусо» и «Ямасиро», по двадцать 140-мм — у «Исэ» и «Хьюго». Скорость — 23 узла, мощное бронирование центра корпуса и барбетов орудийных башен главного калибра, более протяженное у построенных позже «Исэ» и «Хьюго» за счет утончения защиты казематов вспомогательных орудий.
Отдельной кильватерной колонной шли четыре других линейных корабля 2-го флота вице-адмирала принца Фушими Хироясу, еще недавно считавшиеся сильнейшими в мире линейные крейсера «Конго» и «Харуна» и их дальнейшее развитие «Кирисима» и «Хира». Первая пара имела по 27,5 тысяч тонн водоизмещения каждый и была по вооружению на треть слабее линкоров — восемь 356-мм орудий в четырех башнях, установленных в два яруса на носу и корме; вспомогательная артиллерия — шестнадцать 6-дюймовок в казематах бортовых батарей. Броня намного тоньше, чем на линкорах, но зато скорость — более 27 узлов. Вот она — мощь Японии, ставшей перворазрядной морской державой, первые сверхдредноуты – построенные в Японии. Вторая пара, представляла собой не то линейные крейсера, не то быстроходные линкоры (28,75 тысяч тонн водоизмещения, 10 356-мм орудий, скорость – чуть больше 25 узлов), занимая промежуточное положение между ними. В этой битве, было решено использовать пару «Хира» как усиление линейных крейсеров – их броня и огневая мощь должны были стать хорошим подспорьем…

-2

К тому же, если у адмирала Того пятнадцать лет назад, все броненосцы и броненосные крейсера были иностранной постройки, то из восьми нынешних дредноутов лишь один — «Конго» — был построен в Англии, остальные сошли с японских стапелей. Грядущий бой будет победой не только японских моряков, но и японских корабелов!
*
… Не обращающий внимание ни на оглушающие залпы своих орудий, ни на рвущиеся рядом вражеские снаряды, капитан Михаил Беренс наблюдал с кормового мостика «Петропавловска» за японским флотом. Точнее сказать, двумя флотами. Тяжелые сверхлинкоры «Исэ», «Хьюга», «Фусо» и «Ямасиро» были всё еще позади, следуя за русскими параллельным курсом где-то в 90-95 кабельтовых слева. Идущие же на 27 узлах (против неполных двадцати у русских дредноутов) линейных крейсера «Конго» и «Харуна», (и чуть отстающие на 25,5 узлах) «Кирисима», «Хира» частично обошли и обходили русскую эскадру по траверзу и продолжали уходить вперед, заметно уклоняясь вправо, на пересечение курса русской колонны.
Да, так японцы действовали во всех своих сражениях — двумя флотами, основным и быстроходным… И против китайцев четверть века назад, и против Рожественского при Цусиме. Будто длинный и короткий мечи в японской школе фехтования. В бою в Желтом море с 1-й Тихоокеанской эскадрой быстроходные броненосные крейсера адмирала Камимуры, правда, не участвовали. Может быть, поэтому русские тогда почти удалось свести дело вничью. Эх, если бы адмирал Колчак повернул бы сейчас навстречу их эскадре. Против четырех новейших «измаилов» четверке не самых новых японских линейных крейсеров пришлось бы несладко. А теперь трудно приходится устаревшим русским линкорам…..
… Но русские дредноуты-мониторы, несмотря на свой примитивный, бесхитростный вид, оказались отнюдь не простыми противниками. Все же линейные корабли типа «Конго» и «Хира», создавались не для долгого линейного сражения, а для стремительного, набегового боя. При их конструировании главная ставка делалась на быстроходность и мощную артиллерию за счет облегченного бронирования. Линейные крейсера должны были не подставляться под вражеские снаряды, а держать противника на дальнем огневом контакте.
Однако 12-дюймовые орудия русских дредноутов, хотя и уступали по калибру 14-дюймовкам японцев, имели гораздо большую, чем те, длину ствола и, в результате, сопоставимую дальность стрельбы. Вести огонь с безопасного для себя расстояния японцы уже не могли.
Происходило практически классическое сравнение – «больше и крупнее» или «мельче и скорострельнее». Преимуществом русских была централизованная система управления огнем (отсутствовавшей у японцев), большее количество стволов (48 против 36), ну и конечно же скорострельность орудий дававшие на два японских три своих. А вот в весе снаряда, преимущество было у японцев 674-кг против 471-кг русских.
И преимущества японских тяжелых снарядов не замедлило сказаться….
(примечание: бортовой залп был в пользу японцев – 24264 кг против 22608 кг, но за минуту русские выпускали больше снарядов).
(Книга «РЯВанш» Никитин)

-3

Разыгравшиеся сражение 2-х дневное сражение в Японском море было завершилось не убедительной победой Японского флота. Да, за 15 лет русские многому научились, и устроить второе Цусимское сражение (хотя японская и русская пресса все же озвучивали данное) с разгромом в сухую русского флота не удалось. Учитывая, что в первом Цусимском сражении, японские корабли, построенные на британских верфях, остались целыми, а во втором сражении корабли Японии (построенные на японских верфях) тонули, об этом не забыли упомянуть / позлословить британцы

Более того, исследования второй половины 20-го века показывают, что будь огневая мощь японского флота чуть меньше – победу вполне могли одержать и русские.

-4

Линейный корабль «Хира» является промежуточным вариантом между линейными крейсерами типа «Конго» и линкорами типа «Фусо». А следовательно, история идет так: в 1911 году заложены два линейных крейсера типа «Конго» — один в Великобритании, другой – «Кирисима» (да должен быть «Хиэй», но сохраним преемственность / разделение на «К» и «Х») в Японии.
Через год, (в 1912 году) японцы сделали шаг вперед – улучшили проект «Конго» (удлинили корпус, добавили башню и броню), и получили не то линейные крейсера, не то быстроходные линкоры типа «Хира» («Хира» и «Харуна»).
Через год, еще одно улучшение / шаг вперед (снова удлинение, добавление башни и брони, зато уменьшаем скорость) – линкоры типа «Фусо».
Затем, следует еще один шаг вперед, улучшенный «Фусо», т.е. линкоры типа «Исэ» (ну и т.д.)

-5

Линкоры типа «Хира».
Заложены в 1911 г, спущены на воду в 1913г, в строю с 1914 г.
Водоизмещение 33210 т, размеры 205,8/29,9/9,7м.
Бронирование: пояс 254мм, траверсы 254мм, башни 267мм, казематы 152мм.
Мощность 105500 л.с., скорость 27,35 уз, дальность плавания 8000 миль.
Экипаж 1416 чел.
Вооружение 10 356-мм орудий.
Есть еще один момент, который затрагивает идущие японские корабли.

Вариант-1: Центральная башня.

-6

Линкор «Фусо» представляет собой линейный крейсер «Конго», который малость удлинили (за одно убрали одну трубу), а в освободившиеся места в корпусе вставили парочку башен. Следовательно линкор «Хира», являясь шагом от «Конго» к «Фусо» должен иметь пятую башню (если по порядку, то башня №3) в центре: нацеленную на нос или на корму (впрочем, учитывая любовь японцев, к различным извращениям, может быть оба варианта).

-7

Затем, после «Фусо» будет заложен «Исэ», ну и т.д….

Вариант-2: в оконечностях.
Данный вариант возник в процессе альтернатив – ведь размещаю 5-ю башню в кормовой части — и логичным шагом для Японии, в этом случае будет и на «Фусо» разместить одну башню на корме (точнее три вместо двух).

И в этом случае, имея три башни на корме, и две в носовой части, японцы размещают 6-ю башню
В центре корпуса

Или не ставят центральные башни, а все башни разместить в оконечностях (по три в носовой и кормовой части).

В этом случае, и линкоры типа «Исэ», будут по внешнему виду не сильно отличаться от «Фусо», центральных башен нет, в оконечностях по три баши.

-9

Таким образом, в центре появляется место куда можно ставить без проблем дополнительные зенитные орудия – и кто знает, может японцам чуть повезет в каких-нибудь сражениях при атаках американской авиации. Еще один момент – учитывая, что «Исэ» теперь представляет слегка улучшенную версию «Фусо», то это может сдвинуть сроки работ по нему – начиная от чертежей, чуть ранняя закладка, достройка, ввод в строй, ну и соответственно – сдвинутся сроки других линейных кораблей («Нагато» и «Амаги»).
****
П.С.
Обратил внимание, что если центральную башню на «Хире» поднять, то влезет еще одно котельное отделение. Таким образом, более мощный «Хира» может обогнать «Конго»…

-10

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

«Дворцы Джинна» Страны Восходящего Солнца. Реальная история. - Альтернативная История
Линейный крейсер «Конго» на максималках - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/linejnye-korabli-tipa-hira-mezhdu-kongo-i-fuso/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉