Борхес писал, что все сюжеты мировой литературы можно свести к четырем классическим сюжетам.
Сюжет первый. Осада города. (Я буду рассматривать сюжеты применительно к внешней и внутренней жизни человека). Внешняя жизнь - понятно, это любые произведения о завоевателях и повстанцах. А вот с внутренней всё гораздо интереснее. Если принять, что город – это человеческая душа, а завоеватели – тёмные силы, то этот сюжет практически в каждом своем крупном произведении обыгрывает Ф.М. Достоевский. Всегда у него в фокусе борьба души против осаждающих её чужеродных влияний (страстей). И апофеоз этой борьбы - когда Раскольников решает вопрос с процентщицей. Именно когда он спрашивает у себя: «Тварь я дрожащая или право имею?». Город был взят, злые силы победили.
Сюжет второй. Возвращение домой или путешествие заблудшей души. Этот сюжет, мне кажется, очень свойственен Т. Манну, особенно в романе «Иосиф и его братья».
Сюжет третий. Поиск. Человек ищет отмщения, земные блага - Граф Монте-Кристо. Человек ищет Бога/себя - Булгаков «Мастер и Маргарита».
Сюжет четвёртый. Самопожертвование богоподобного существа. Бог приносит себя в жертву человечеству. Или же человек приносит себя в жертву идее, Родине, обществу - чему-то большему, чем он сам. В романе М. Горького «Мать» главная героиня принесла себя в жертву идее, коммунистической ячейке и сыну.
К чему я это всё? Да ведь это же драма, где все четыре сюжета последовательно воплощаются в событиях последних 10-12 лет в сопредельном государстве. Борхес как будто набросал исторический черновик. Но увы, у соседей эти сюжеты отыгрываются не как трагедия, а как фарс.
По сути что такое майдан? Это типичная «осада города». Строили укрепления, пытались завладеть городом и властью, а завладели лишь предметом сантехники, выкрашенным в золотую краску.
«Возвращение домой или путешествие заблудшей души». Думаю, пояснять не надо. Заблудшие души регулярно появляются на страницах моего блога. Это возвращение без возвращения и путешествие с непредвиденным концом. Некоторые комментаторы меня критикуют за эти сюжеты, как будто я могу отменить Борхеса.
«Поиск». В данном случае это процесс преимущественно внутренний. Бесконечно идет поиск себя: кто мы? что мы? откуда мы? Бесконечные поиски – и находки! – своего языка, своей новой идентичности. Судя по всему, этот поиск носит стихийный характер и не предполагает какого-то исторически значимого результата.
«Самопожертвование». Здесь по Цветаевой: «Кто был охотник? Кто – добыча? Всё дьявольски наоборот». Пока что у персонажей данной драмы самопожертвования не наблюдается, наоборот - их приносят в жертву.
Какой итог? Вместо удачной осады города герои сами оказались в осаде. Город захвачен, но не ими. В бесконечном поиске золотого руна всё странствуют и никак не могут вернуться. И самый большой вопрос: кто ради них совершит самопожертвование?