Найти в Дзене
Фактум

Традиция или дикость? Почему в одном племени умерших не хоронят, а съедают с банановой похлёбкой

Представьте, умершего человека… не хоронят в земле, не кремируют, а… варят в котле. Для племён, живущих в густых джунглях Амазонии на территории современной Венесуэлы, это не дикость, а сакральный обряд. Их похоронная церемония — это не про траур в черном и долгие речи. Это суп из останков, песни у костра и тихое переживание смерти как начала нового цикла. Почему же они превращают тело в похлёбку, и как такое возможно вообще представить? Мы говорим о народах, обитающих в бассейне реки Ориноко — в частности, о племени яномамо. Эта группа коренных жителей Южной Америки веками живёт в изоляции от остального мира, сохраняя древние обычаи. Первые упоминания о таком ритуале восходят к свидетельствам христианских миссионеров XVIII века, а позже — к полевым исследованиям этнографов XX века, таких как Наполеон Шаньон. Они с удивлением фиксировали: после смерти одного из членов племени, его тело не предавали земле. Процесс начинается сразу после смерти. Тело усопшего кремируют на костре, но не д
Оглавление

Представьте, умершего человека… не хоронят в земле, не кремируют, а… варят в котле. Для племён, живущих в густых джунглях Амазонии на территории современной Венесуэлы, это не дикость, а сакральный обряд. Их похоронная церемония — это не про траур в черном и долгие речи. Это суп из останков, песни у костра и тихое переживание смерти как начала нового цикла. Почему же они превращают тело в похлёбку, и как такое возможно вообще представить?

Где это происходит и как давно всё началось

Мы говорим о народах, обитающих в бассейне реки Ориноко — в частности, о племени яномамо. Эта группа коренных жителей Южной Америки веками живёт в изоляции от остального мира, сохраняя древние обычаи. Первые упоминания о таком ритуале восходят к свидетельствам христианских миссионеров XVIII века, а позже — к полевым исследованиям этнографов XX века, таких как Наполеон Шаньон. Они с удивлением фиксировали: после смерти одного из членов племени, его тело не предавали земле.

Как проходит этот ритуал — пошагово

Процесс начинается сразу после смерти. Тело усопшего кремируют на костре, но не до пепла. Когда плоть обгорает, кости собирают, тщательно очищают и сушат. После этого наступает, пожалуй, самый неожиданный этап: кости измельчают в порошок — вручную, с предельной аккуратностью. Порошок из костей затем смешивают с банановым супом или похлёбкой на основе растений, которую готовят женщины рода. Эту смесь подают всем родственникам умершего. Её едят молча, с уважением, без страха и без гримас.

Рядом играют дети, старики поют прощальные песни, шаман читает обращения к духам. Никто не плачет, не кричит — смерть воспринимается не как потеря, а как возвращение в круг предков.

-2

Почему они это делают: жестокость или священный смысл?

С точки зрения яномамо, это не ужасно — это правильно. Суп из костей — это способ сохранить душу близкого внутри себя. Дословно. Умерший становится частью живых, его сила, дух, память — буквально переходят в тело родственников. Они не прячут тело под землю, не отдают его огню навсегда — они принимают его в себя, и в этом проявляется высшая форма уважения.

«Если мы не съедим его, душа будет бродить и страдать», — объясняют старейшины.

Для них смерть — не финал, а трансформация, и чтобы она произошла правильно, тело должно вернуться в круг семьи.

Такие традиции не единичны: как с мёртвыми поступают в других уголках мира

Мир полон погребальных практик, которые для постороннего глаза могут показаться пугающими.

В Индонезии, например, племя Тораджи ежегодно выкапывает умерших родственников, переодевает их, расчесывает, разговаривает с ними и фотографирует. Для них это — праздник воссоединения.

В Тибете — «небесное погребение»: тело умершего разрезают и оставляют на скале, чтобы его съели хищные птицы. Это акт щедрости и заботы: тело кормит других существ, продолжая круг жизни.

В некоторых африканских общинах пепел умерших смешивают с напитками, чтобы «впитать их мудрость и силу».

Всё это — не про ужас, а про единение, про принятие смерти не как врага, а как продолжения жизни в другой форме.

Так страшно или всё же понятно?

С первого взгляда традиции яномамо могут показаться шокирующими. Но если задуматься — разве не похожи они на попытку справиться с болью потери, просто иным способом? Одни идут на кладбище, другие кладут прах в урну, третьи… варят суп. И каждый из этих способов — результат культуры, веры и стремления не отпускать тех, кого мы любили.

А как вы думаете — такой обычай пугает или, наоборот, помогает пережить утрату?

Если вам интересны такие редкие и удивительные факты о мире, подписывайтесь на канал — впереди ещё больше историй, которые невозможно забыть!