Как вы заметили, я тут упорно двигаю тезис о том, что искусство — вещь с довольно высоким порогом входа. И чтобы понимать искусство, надо усиленно работать над собственной визуальной грамотностью и — по-хорошему — что-то там читать. Ну так вот. На днях меня спросили в лоб: «А зачем мне что-то знать и понимать про Левитана? Разве нельзя просто смотреть и наслаждаться?» Ну... как будто бы можно. Но тогда вы по-настоящему не узнаете ни одной картины Левитана. Плюс, мне кажется, поза «я просто наслаждаюсь искусством» — это ещё одна форма самообмана. Вы в любом случае анализируете то, что видите, даже не отдавая себе в этом отчёт. Просто потому что так устроен человеческий мозг. Рассматривая рандомную картину, мы автоматом считываем гигантское количество информации: прикидываем направление, жанр и тематику, пытаемся идентифицировать автора и время создания… Думаем, о чём это и почему мы так залипли и полчаса мешаем сосёду сделать фото «я держу девятый вал». Вот и получается, что, якобы «про