Найти в Дзене
Аркив

Почему искусством нельзя просто наслаждаться

Как вы заметили, я тут упорно двигаю тезис о том, что искусство — вещь с довольно высоким порогом входа. И чтобы понимать искусство, надо усиленно работать над собственной визуальной грамотностью и — по-хорошему — что-то там читать. Ну так вот. На днях меня спросили в лоб: «А зачем мне что-то знать и понимать про Левитана? Разве нельзя просто смотреть и наслаждаться?» Ну... как будто бы можно. Но тогда вы по-настоящему не узнаете ни одной картины Левитана. Плюс, мне кажется, поза «я просто наслаждаюсь искусством» — это ещё одна форма самообмана. Вы в любом случае анализируете то, что видите, даже не отдавая себе в этом отчёт. Просто потому что так устроен человеческий мозг. Рассматривая рандомную картину, мы автоматом считываем гигантское количество информации: прикидываем направление, жанр и тематику, пытаемся идентифицировать автора и время создания… Думаем, о чём это и почему мы так залипли и полчаса мешаем сосёду сделать фото «я держу девятый вал». Вот и получается, что, якобы «про

Как вы заметили, я тут упорно двигаю тезис о том, что искусство — вещь с довольно высоким порогом входа. И чтобы понимать искусство, надо усиленно работать над собственной визуальной грамотностью и — по-хорошему — что-то там читать.

Ну так вот.

На днях меня спросили в лоб: «А зачем мне что-то знать и понимать про Левитана? Разве нельзя просто смотреть и наслаждаться?»

Ну... как будто бы можно.

Но тогда вы по-настоящему не узнаете ни одной картины Левитана.

Исаак Левитан. "Сумерки" (1899, ГТГ)
Исаак Левитан. "Сумерки" (1899, ГТГ)

Плюс, мне кажется, поза «я просто наслаждаюсь искусством» — это ещё одна форма самообмана. Вы в любом случае анализируете то, что видите, даже не отдавая себе в этом отчёт.

Просто потому что так устроен человеческий мозг.

Рассматривая рандомную картину, мы автоматом считываем гигантское количество информации: прикидываем направление, жанр и тематику, пытаемся идентифицировать автора и время создания… Думаем, о чём это и почему мы так залипли и полчаса мешаем сосёду сделать фото «я держу девятый вал».

Вот и получается, что, якобы «просто наслаждаясь», мы проделываем плюс-минус работу арт-критика.

Разница лишь в выводах. Одни упираются в тысячи отсмотренных картин и тонны литературы. Вторые — в «понятия не имею, но мне кажется…».

Какие ближе к истине, каждый выбирает сам.

Но! Анализировать картину и параллельно наслаждаться ей — волне себе реально. Одно другому не мешает.

Примерно никак.

-2

Если вы хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно.

Ммм, в тему того, можно ли объективно оценить произведение искусства, предлагаю вам прочитать мой предыдущий пост.