Найти в Дзене
In quizio

Апостол Павел. Еврей среди эллинов, эллин среди евреев (Часть I)

Образ апостола Павла на первый взгляд кажется (только кажется!) сотканным из внешних и внутренних противоречий. Точнее, не противоречий, но как будто бы неожиданно и странно сочетающихся фактов, свидетельств и обстоятельств. Его биография, апостольское служение, литературное наследие многократно изучены и широко освещены, как теологами и богословами, так и светскими учеными-библеистами. Между тем, многие аспекты и важнейшие последствия его деятельности до сих пор зачастую ускользают от внимания. Этим аспектам и последствиям посвящен цикл, который открывает предлагаемая публикация. Часть II Часть III Часть IV АНТОН МЕРЖИЕВСКИЙ Вот только некоторые из особенностей жизни и личности апостола Павла, которые в первом приближении можно трактовать как дихотомии (в античном смысле), и которые нужно учитывать, обращаясь к его миссии: 1) Апостол не знал Иисуса при его земной жизни, но стал одним из самых ревностных последователей, внес в дело становления христианства в качестве мировой религии бо
Андрей Рублев? Св. Апостол Павел. Начало 15 века
Андрей Рублев? Св. Апостол Павел. Начало 15 века

Образ апостола Павла на первый взгляд кажется (только кажется!) сотканным из внешних и внутренних противоречий. Точнее, не противоречий, но как будто бы неожиданно и странно сочетающихся фактов, свидетельств и обстоятельств. Его биография, апостольское служение, литературное наследие многократно изучены и широко освещены, как теологами и богословами, так и светскими учеными-библеистами. Между тем, многие аспекты и важнейшие последствия его деятельности до сих пор зачастую ускользают от внимания. Этим аспектам и последствиям посвящен цикл, который открывает предлагаемая публикация.

Часть II

Часть III

Часть IV

АНТОН МЕРЖИЕВСКИЙ

Особенный избранный

Вот только некоторые из особенностей жизни и личности апостола Павла, которые в первом приближении можно трактовать как дихотомии (в античном смысле), и которые нужно учитывать, обращаясь к его миссии:

1) Апостол не знал Иисуса при его земной жизни, но стал одним из самых ревностных последователей, внес в дело становления христианства в качестве мировой религии больше всех. Проповедь Павла способствовала признанию божественной природы Иисуса Христа в высшей степени. При этом он никогда не видел Господа, даже при явлении по дороге в Дамаск, поскольку временно ослеп от яркого небесного света (Деян. 22)[1]. Павел, тогда еще Савл, только слышал голос (Деян. 9)[2]. Апостолы-ученики, некоторые из которых были членами семьи Иисуса, а остальные близко знали его самого и его семью, безусловно, сталкивались с психологическим барьером, проповедуя божественную природу родственника и учителя. Павлу в данном аспекте было проще.

Караваджо. Обращение Савла (1601).  Капелла Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Рим (Италия)
Караваджо. Обращение Савла (1601). Капелла Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Рим (Италия)

2) Не зная Иисуса лично, Павел, само собой, не входил в число 12 апостолов-учеников. Не входил он, по тем же причинам, и в состав «апостолов от 70-ти», призванных в последний год земной жизни Иисуса, о которых свидетельствует евангелист Лука (Лк. 10).

Единого раннехристианского списка 70-ти апостолов нету, поскольку некоторые из них отошли от Господа еще при его земной жизни (Ин. 6), а позднейшие авторы включали в состав апостолов разных святых проповедников I-го века. Иногда данные не сходились[3]: например, в «Книге житий святых» (Четьи-Минеи)[4] святителя Дмитрия Ростовского в числе апостолов указаны 72 имени. Среди них апостолы из числа 12 учеников Иисуса (Иуда Фаддей, Яков Алфеев, Яков Младший), их собственные ученики (например, евангелист Марк), ученики Павла (евангелист Лука, св. Дионисий Ареопагит), но не Павел.

Тем ни менее, Павел почитается в христианстве в качестве одного из двух (наряду с Петром) первоверховных апостолов. Взаимоотношения Петра и Павла – отдельная большая тема, но приняли они мученическую кончину в одном городе (Риме) в один день 29 июня по юлианскому календарю (12 июля по григорианскому). Со времен раннего христианства и поныне 12 июля (29 июня) отмечают День Петра и Павла и Православная, и Католическая церкви.

Схематичная формула апостолов I века такова: 12+70(?)+1(2).

3) В своих посланиях Павел, который родился и жил в Малой Азии, в Тарсе Киликийском, довольно настойчиво позиционирует себя как «еврея из евреев» (Рим. 11; 2 Кор. 11; особенно Фил. 3), воспитанного в фарисейских традициях (Фил. 3; Гал. 1; Деян. 23; Деян.26)[5]. Вопрос о происхождении Павла будет рассмотрен отдельно, но сразу стоит отметить, что «еврей из евреев» из колена Вениамина, ученик иерусалимской талмудической школы стал «апостолом язычников» (параллельно тому, как Пётр стал «апостолом евреев»).

Интересный момент: если следовать хронологии «Деяний Апостолов», Павел начал свое апостольское служение с проповеди в синагогах и поначалу имел дело только с иудеями (Деян. 9), а первого язычника крестил Пётр (Деян.10), будущий «апостол евреев». Причём Пётр некоторое время был убежден, что именно он призван проповедовать язычникам (Деян. 15). Характерно, что Евангелие от Марка, ученика Петра, является конспектом его проповедей и рассказов и, по преданию, написано адресно для уверовавших язычников. Только спустя 14 лет[6] после обращения Павла, на встрече в Иерусалиме договорились о разделении обязанностей: отныне Павел будет проповедовать язычникам, а Пётр — иудеям (Гал. 2).

Апостолы Пётр и Павел. середина XI в.  Самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона написана для Собора Святой Софии в Великом Новгороде. Хранится в Новгородском музее-заповеднике
Апостолы Пётр и Павел. середина XI в. Самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона написана для Собора Святой Софии в Великом Новгороде. Хранится в Новгородском музее-заповеднике

4) Павел совмещает фарисейское происхождение и римское гражданство, что само по себе необычно, учитывая отношение фарисеев к соблюдению Закона Моисея, с одной стороны, и к язычникам, с другой.

5) Обращает на себя внимание римское имя апостола - «Павел». Для ранних христиан римское имя – редкость. Среди них по очевидным культурным и географическим причинам были распространены имена греческие и еврейские. Помимо Павла, римское имя носит евангелист Марк, родившийся, судя по всему в Ливии, где латинское культурное влияние было сильнее, чем на Ближнем Востоке, и, с некоторой натяжкой, евангелист Лука (в его случае более вероятно греческое имя с латинскими корнями).

Принятие Савлом римского имени Павел связывают, иногда, с эпизодом крещения апостолом проконсула Кипра Сергия Павла (Деян. 13). Предполагается, что после крещения столь высокопоставленного римского чиновника (наместника провинции) и аристократа (Сергии – знатные римские патриции, возводившие свой род к одному из спутников Энея) Савл принял его имя. Подобная последовательность событий вызывает сомнения: скорее уж неофит примет новое имя от посвященного, чем наоборот.

«Павел» это римский когномен, который зафиксирован у представителей самых-самых знатных патрицианских фамилий – Эмилиев и Сергиев. Тут свидетельство евангелиста Луки, безусловного автора «Деяний Апостолов», совершенно точно – проконсул как раз должность уровня кого-нибудь из Сергиев. Только вот просто так попасть на прием к наместнику провинции некоему еврейскому проповеднику было совершенно невозможно. Тем более, при дворе Сергия уже подвизался иудейский лжепророк Вариисус (Бар Иисус, "сын Иисуса" - либо "последователь Иисуса", либо совпадение, но знаковое), он же Елима-волхв (Деян.13). Вряд ли Елима был рад конкуренту, а значит, Савл/Павел был не какой-то там непонятный человек со стороны.

Тут уместно вспомнить про римское гражданство. У семьи Павла оно было (и, соответственно, у него самого), что засвидетельствовано напрямую трижды (Деян. 16;22 и 25). Во всех трех случаях Павел пользовался римским гражданством в связи с преследованиями со стороны местных властей[7].

Гражданство Павла высшей категории – не личное по дарованию (civis), а потомственное (civis factus), по рождению (civis natus). Такое гражданство неримлянин (отец или дед Павла) мог получить либо за выслугу лет во вспомогательных войсках (ауксилиях), либо за спасение жизни римского гражданина в бою, либо за большой финансовый вклад, эквивалентный стоимости корабля с зерном в голодный год. Последний вариант –напрашивающийся, поскольку семья Павла – фарисеи, которые вряд ли блистали на поле брани или, тем более, служили в ауксилии многие годы.

В общем, семья Павла была известной и уважаемой, а связи у нее - серьезные, как среди ортодоксального иудейского священства (о чем будет еще сказано), так и в кругах римской администрации. Поэтому можно предположить, что к римскому проконсулу апостола допустили не случайно. Почему же все-таки Савл стал Павлом, принял римский патрицианский когномен в качестве собственного имени?

Неримляне принимали римские фамилии в качестве собственных имен, становясь клиентами соответствующей римской семьи, это распространенная практика времен республики и ранней империи. Скорее всего, семья иудеев из колена Вениамина была в клиентеле семьи патрициев Сергиев Павлов, предоставляя финансы в обмен на политическое и административное покровительство. Именно поэтому апостол был вхож к проконсулу, имел возможность проповедовать и обратить к крещению.

Если это так, то законно предположить, что будущий апостол еще при рождении получил два имени: Савл, для общения с единоплеменниками, и Павел, в честь римских патронов, для указания на клиентский статус под покровительством могущественных патрициев.

Крещение проконсула Сергия Павла, конечно, представляло собой грандиозный успех. Может быть надежда на его дальнейшее развитие подвигла Павла стать именно «апостолом язычников» и помогла убедить Петра разделить сферы влияния соответствующим образом. А действуя, опираясь на римскую поддержку, естественно было удобнее именоваться по римски. Так Савл и стал Павлом. Впрочем, это всего лишь версия.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

******************************************************************************************

[1] При ссылках на книги Нового Завета указывается только глава, поскольку в данном цикле публикации важно не столько только и не столько прямое цитирование, сколько контекст

[2] Анании, исцелившему Павла, тогда еще Савла, Господь, однако же являлся в видении (Деян. 9)

[3] Что не удивительно, ведь «…списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …у Христа было больше семидесяти учеников» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. Первая половина IV века)

[4] 1689-1705 гг.

[5] Возможно, проходил обучение в Иерусалиме у раввина Гамалиила Старшего (Деян. 22)

[6] Расчёты выполнены на форуме Biblical Hermeneutics: https://hermeneutics.stackexchange.com/questions/45207/was-it-peter-or-paul-who-first-revealed-that-the-gospel-would-be-announced-to-the gentiles?

[7] Хотя в посланиях апостол о своем гражданстве не упоминает