Плохой «злодей» — это смерть драмы. Он превращает пьесу в плоский комикс, лишает конфликт энергии, а зрителя — сложного, катарсического переживания. Мы не хотим, чтобы на сцене был просто «плохой парень». Мы хотим видеть человека, чьи поступки разрушительны, но мотивы понятны и, увы, часто знакомы.
Для начала, забудьте слово «злодей». Введите понятие «Антагонист».
Это главный сдвиг в мышлении. «Злодей» — это ярлык, клише. «Антагонист» — это функция, драматургическая роль. Это персонаж, чьи цели непосредственно противоречат целям главного героя (протагониста). Его функция — создавать препятствия, двигать конфликт, не давать герою легко получить желаемое.
Ваша задача — не сделать его «злым», а сделать его правдоподобным в его противостоянии. Его цели могут быть даже благородными с его точки зрения! Управляющий, который выживает старуху-хозяйку из её же дома, — злодей. Но если он делает это, чтобы построить на этом месте приют для сирот, о котором мечтал всю жизнь, — он instantly становится многограннее. Мы можем его ненавидеть за методы, но понимать его конечную цель.
У каждого убедительного антагониста есть своя собственная, выстраданная, абсолютная правда. Он не считает себя злодеем. В своей собственной истории он — герой.
Спросите себя:
Во что он верит безоговорочно? («Людьми движет только жадность», «Хорошая цель оправдывает любые средства», «Сильные должны править слабыми, это закон природы»).
Какой его личный травматический опыт сформировал эту правду? Может, его предавали, унижали, он познал нищету и голод. Его нынешние действия — это искаженный, гипертрофированный способ больше никогда не переживать эту боль.
Как его правда сталкивается с правдой протагониста? Именно здесь рождается ядро конфликта вашей пьесы.
Зритель должен на каком-то уровне понимать его логику, даже если он с ней яростно не согласен.
Самые страшные и запоминающиеся антагонисты не лишены привлекательных черт. Это делает их пугающе человечными.
Он может быть блестяще умен и остроумен (как Ричард III).
Он может быть нежен и заботлив со своей дочерью (как мафиози Вито Корлеоне).
Он может быть харизматичным лидером, за которым люди готовы идти на смерть.
Он может иметь искреннюю, хотя и извращенную, любовь к искусству.
Эти черты создают диссонанс в сознании зрителя. Мы не можем просто отмахнуться от него как от «исчадия ада». Мы вынуждены иметь с ним дело, спорить, вглядываться в него.
Убедительный антагонист — действует. Он не просто плетет интриги в углу. Он атакует. Он имеет agency (способность влиять на мир). Его планы должны быть реальной угрозой для героя, а его победы — ощутимыми и болезненными. Зритель должен чувствовать его присутствие и власть даже тогда, когда его нет на сцене.
Многогранность рождается на стыке силы и слабости. В какой-то момент мы должны увидеть его без доспехов.
Может, он одинок и глубоко несчастен, достигнув всего, чего хотел?
Может, он панически боится чего-то?
Может, в нем есть незаживающая рана (физическая или душевная), которую он пытается заглушить своей жаждой власти или мести?
Эта уязвимость не оправдывает его, но объясняет. Она напоминает нам, что перед нами — сломленный человек, а не картонное чудовище.
Возьмите своего антагониста и напишите двухстраничный монолог от его имени, обращенный к нейтральному персонажу (например, психологу или священнику). В этом монологе он должен объяснить и оправдать самый ужасный свой поступок в пьесе. Не как злодей, а как герой своей собственной истории. Он должен привести железные, с его точки зрения, аргументы. Если у вас получится этот текст, и вы сами в момент его написания хотя бы на секунду ему поверите, — вы на правильном пути.
Помните: сила антагониста измеряется не его порочностью, а силой протагониста, которого он вынуждает расти, меняться и бороться. Они — две стороны одной медали. Без достойного противника нет и достойного героя.
Онлайн-курс «пьеса», 4 декабря – 27 февраля 2025 года:
www.shichenga.ru/index/bliz...
Следуйте за белым кроликом!