В общественном сознании православие и коммунизм часто предстают как
непримиримые антиподы. Икона и красное знамя, царь и Ленин, молитва в
храме и демонстрация на площади — кажется, между ними пролегла пропасть в
сто лет революций, гонений и идеологической борьбы. Но что, если
копнуть глубже? Существует ли точка соприкосновения, где аскетический
идеал христианского общежития встречается с мечтой о бесклассовом
обществе? Эта парадоксальная связь и есть суть феномена, известного как православный коммунизм.
Не от Маркса, а от Христа: Исторические корни
Первое и самое важное заблуждение — искать истоки православного коммунизма в «Манифесте коммунистической партии». Его корни уходят не в XIX, а в I век от Рождества Христова.
1. Иерусалимская община — первый христианский коммунизм.
В Деяниях святых Апостолов описан идеал, который вдохновлял многих:
«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния
2:44-45).
Это была добровольная община, основанная не на принуждении, а на любви и
взаимопомощи. Здесь нет места классовому антагонизму, эксплуатации или
социальному неравенству. Это духовный коммунизм, где отказ от частной собственности является следствием, а не причиной братских отношений.
2. Монастырская киновия.
Этот древний идеал воплотился в жизни монастырей. Киновия (от греч. koinos bios — «общая жизнь») — это устав, при котором у монахов нет личной
собственности. Труд, трапеза, молитва — всё общее. Каждый работает по
способностям и получает по потребностям. Узнаёте? Это классическая
формула коммунизма, действующая в православных монастырях уже полторы
тысячи лет.
Утопист Томас Мор, создавая образ идеального общества, и марксисты, мечтая о справедливости, по сути, секуляризировали христианскую мечту о Рае на земле, просто вынув из нее Бога.
Русский социализм: поиск «своего пути»
В России XIX века многие мыслители, искавшие альтернативу и западному
капитализму, и «безбожному» марксизму, обращались к этому синтезу.
- Славянофилы видели в крестьянской общине — мире
— прообраз будущего справедливого общества, основанного на соборности
(аналоге христианской коммунитарности) и православной вере. - Фёдор Достоевский и Владимир Соловьёв
рассуждали о том, что истинное единство людей возможно только во
Христе, а социальная гармония без религии превращается в бездушный
механизм.
Этих мыслителей объединяла вера в то, что Россия может прийти к
справедливости не через классовую борьбу, а через духовное преображение и
воскрешение древних, евангельских по духу, форм общежития.
Непримиримое противоречие православного коммунизма и атеистического коммунизма
Несмотря на общие черты, православие и марксистский коммунизм в их историческом воплощении оказались врагами. Причины — в фундаментальных различиях:
- Свобода воли.
Православие стоит на страже свободы человеческой личности, данной
Богом. Тоталитарные режимы, действовавшие под знаменем атеистического коммунизма, эту свободу систематически уничтожали. - Исторический опыт.
XX век оставил кровавый шрам в отношениях Церкви и атеистического коммунистического государства: расстрелы священников, разрушение храмов, десятилетия насаждения государством атеизма. Это травма, которую невозможно просто забыть. - Средства достижения.
Христианский идеал достигается добровольно, через личный аскетический
подвиг и любовь. Атеистический коммунизм XX века часто применял насилие, принуждение и террор как инструменты построения «светлого будущего». Для Церкви недопустимо достигать благих целей неблагими средствами.
подробнее в статье : Как атеизм губит коммунизм и капитализм.
и в статье: Православие как основа коммунизма
Православный коммунизм сегодня: интеллектуальный концепт
В современном мире «православный коммунизм» не является политической программой. Это скорее интеллектуальный и богословский концепт, предмет дискуссий среди философов, богословов и историков.
Он используется для:
- Критики современного капитализма с позиций христианской социальной справедливости.
- Напоминания о том, что идеалы братства и общности глубоко укоренены в христианской традиции, а не являются изобретением революционеров.
- Осмысления русского пути и поиска уникальной модели общества, которая избежала бы крайностей как индивидуалистического Запада, так и тоталитарного атеизма в прошлом.
Заключение
Православный коммунизм — это не политическая доктрина, а духовный и социальный идеал.
Он указывает на удивительное сходство между древней христианской мечтой
о братстве людей во Христе и светской мечтой о социальной справедливости.
Этот парадоксальный союз напоминает нам, что стремление к общему благу,
взаимопомощи и жизни «не себе только, но и друг другу» является глубоко
христианским. Он存在的 (существует) как вызов и тем, кто сводит веру лишь к
личному спасению, забывая о социальной заповеди любви, и тем, кто верит, что справедливость можно построить исключительно на экономических
законах, отвергнув духовное измерение человека.
В конечном счёте, это идеал о том, что настоящая общность имущества
возможна только как следствие общности любви. А это, пожалуй, самая
трудная и самая прекрасная революция из всех возможных.
Читайте также:
Русь Святая – нравственный фундамент русского народа
Евхаристический коммунизм: Общество, где всё общее, потому что Христос — всё во всём
Вера — это способность сердца, разум — способность ума
Как атеизм губит коммунизм и капитализм.
Православие как основа коммунизма
Отличие православной семьи от светской. (Как сохраниться в современном мире?)
Жизнь в православном коммунизме: между храмом и общиной
Спасибо, что дочитали. Вы можете поддержать канал лайком, комментарием или подпиской.
На поддержку канала: 2202 2080 5371 1108
Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.