Найти в Дзене
ЛОГОСЪКНИГА

Православный коммунизм: Утопия, ересь или забытый идеал?

Оглавление

В общественном сознании православие и коммунизм часто предстают как
непримиримые антиподы. Икона и красное знамя, царь и Ленин, молитва в
храме и демонстрация на площади — кажется, между ними пролегла пропасть в
сто лет революций, гонений и идеологической борьбы. Но что, если
копнуть глубже? Существует ли точка соприкосновения, где аскетический
идеал христианского общежития встречается с мечтой о бесклассовом
обществе? Эта парадоксальная связь и есть суть феномена, известного как
православный коммунизм.

Не от Маркса, а от Христа: Исторические корни

Первое и самое важное заблуждение — искать истоки православного коммунизма в «Манифесте коммунистической партии». Его корни уходят не в XIX, а в I век от Рождества Христова.

1. Иерусалимская община — первый христианский коммунизм.
В Деяниях святых Апостолов описан идеал, который вдохновлял многих:

«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния
2:44-45).

Это была добровольная община, основанная не на принуждении, а на любви и
взаимопомощи. Здесь нет места классовому антагонизму, эксплуатации или
социальному неравенству.
Это духовный коммунизм, где отказ от частной собственности является следствием, а не причиной братских отношений.

2. Монастырская киновия.
Этот древний идеал воплотился в жизни монастырей. Киновия (от греч.
koinos bios — «общая жизнь») — это устав, при котором у монахов нет личной
собственности. Труд, трапеза, молитва — всё общее. Каждый работает по
способностям и получает по потребностям. Узнаёте? Это классическая
формула коммунизма, действующая в православных монастырях уже полторы
тысячи лет.

Утопист Томас Мор, создавая образ идеального общества, и марксисты, мечтая о справедливости, по сути, секуляризировали христианскую мечту о Рае на земле, просто вынув из нее Бога.

-2

Русский социализм: поиск «своего пути»

В России XIX века многие мыслители, искавшие альтернативу и западному
капитализму, и «безбожному» марксизму, обращались к этому синтезу.

  • Славянофилы видели в крестьянской общине — мире
    — прообраз будущего справедливого общества, основанного на соборности
    (аналоге христианской коммунитарности) и православной вере.
  • Фёдор Достоевский и Владимир Соловьёв
    рассуждали о том, что истинное единство людей возможно только во
    Христе, а социальная гармония без религии превращается в бездушный
    механизм.

Этих мыслителей объединяла вера в то, что Россия может прийти к
справедливости не через классовую борьбу, а через духовное преображение и
воскрешение древних, евангельских по духу, форм общежития.

Непримиримое противоречие православного коммунизма и атеистического коммунизма

Несмотря на общие черты, православие и марксистский коммунизм в их историческом воплощении оказались врагами. Причины — в фундаментальных различиях:

  1. Свобода воли.
    Православие стоит на страже свободы человеческой личности, данной
    Богом. Тоталитарные режимы, действовавшие под знаменем атеистического коммунизма, эту свободу систематически уничтожали.
  2. Исторический опыт.
    XX век оставил кровавый шрам в отношениях Церкви и атеистического коммунистического государства: расстрелы священников, разрушение храмов, десятилетия насаждения государством атеизма. Это травма, которую невозможно просто забыть.
  3. Средства достижения.
    Христианский идеал достигается добровольно, через личный аскетический
    подвиг и любовь. Атеистический коммунизм XX века часто применял насилие, принуждение и террор как инструменты построения «светлого будущего». Для Церкви недопустимо достигать благих целей неблагими средствами.

подробнее в статье : Как атеизм губит коммунизм и капитализм.

и в статье: Православие как основа коммунизма

-3

Православный коммунизм сегодня: интеллектуальный концепт

В современном мире «православный коммунизм» не является политической программой. Это скорее интеллектуальный и богословский концепт, предмет дискуссий среди философов, богословов и историков.

Он используется для:

  • Критики современного капитализма с позиций христианской социальной справедливости.
  • Напоминания о том, что идеалы братства и общности глубоко укоренены в христианской традиции, а не являются изобретением революционеров.
  • Осмысления русского пути и поиска уникальной модели общества, которая избежала бы крайностей как индивидуалистического Запада, так и тоталитарного атеизма в прошлом.

Заключение

Православный коммунизм — это не политическая доктрина, а духовный и социальный идеал.
Он указывает на удивительное сходство между древней христианской мечтой
о братстве людей во Христе и светской мечтой о социальной справедливости.

Этот парадоксальный союз напоминает нам, что стремление к общему благу,
взаимопомощи и жизни «не себе только, но и друг другу» является глубоко
христианским. Он存在的 (существует) как вызов и тем, кто сводит веру лишь к
личному спасению, забывая о социальной заповеди любви, и тем, кто верит, что справедливость можно построить исключительно на экономических
законах, отвергнув духовное измерение человека.

В конечном счёте, это идеал о том, что настоящая общность имущества
возможна только как следствие общности любви. А это, пожалуй, самая
трудная и самая прекрасная революция из всех возможных.

Читайте также:

Русь Святая – нравственный фундамент русского народа

Евхаристический коммунизм: Общество, где всё общее, потому что Христос — всё во всём

Вера — это способность сердца, разум — способность ума

Любовь — это свет

Как атеизм губит коммунизм и капитализм.

Православие как основа коммунизма

Отличие православной семьи от светской. (Как сохраниться в современном мире?)

Жизнь в православном коммунизме: между храмом и общиной

Русофобия — это фашизм

Спасибо, что дочитали. Вы можете поддержать канал лайком, комментарием или подпиской.

На поддержку канала: 2202 2080 5371 1108

Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.