«У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32).
Эти слова из книги Деяний описывают не утопию, а реальную практику первых
христиан. Их община жила по принципам, которые сегодня можно назвать «евхаристическим коммунизмом» — не атеистическим и материалистическим, а христоцентричным, основанным на любви и единстве во Христе.
Чем же он отличается от марксизма? Почему без Евхаристии коммунизм превращается в тиранию? И возможен ли такой строй сегодня?
1. Что такое «евхаристический коммунизм»?
Это общинная жизнь, вытекающая из Таинства Причастия.
✔ Евхаристия (греч. «благодарение») — центр христианской жизни, где верующие становятся «одно Тело» во Христе (1 Кор. 10:17).
✔ Коммунизм (от лат. «communis» — «общий») — не в марксистском смысле, а как добровольное общение имуществ, основанное не на принуждении, а на любви.
В чём суть?
- Если в Евхаристии мы едины со Христом и друг другом, то и в материальной жизни это единство должно проявляться.
- Частная собственность не отменяется, но перестаёт быть идолом — потому что «ничего не называем своим».
- Нет бедных, потому что община заботится о каждом.
2. Почему атеистический коммунизм провалился?
Марксизм хотел создать общество равенства, но:
✖ Отверг Бога → заменил Его культом государства.
✖ Заменял любовь принуждением → ГУЛАГ, расстрелы.
✖ Уравниловка убивала свободу → творчество, вера, личность подавлялись.
Евхаристический коммунизм — полная противоположность:
✔ Основан не на ненависти к богатым, а на любви ко всем.
✔ Не отнимает имущество силой, а призывает делиться добровольно.
✔ Не отрицает личность, а преображает её во Христе.
3. Как это выглядело в истории?
Первая христианская община (I век)
- Всё общее (Деян. 2:44-45). "Все же верующие были вместе и имели всё общее.И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого."
- Не было нуждающихся (Деян. 4:34)."Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного"
- Не по указу сверху, а по велению сердца.
Монастыри (IV век — наши дни)
- Устав св. Василия Великого: «Монах не должен ничего называть своим».
- Общий труд, общая трапеза, общая молитва.
- Нищета — не от безысходности, а добровольный дар Богу.
4. Как воплотить это сегодня?
А) На уровне семьи и прихода
✔ Общая касса (как в первых общинах).
✔ Помощь нуждающимся (не через бюрократию, а лично).
✔ Отказ от излишеств («Имея пропитание и одежду, будем довольны» — 1 Тим. 6:8).
Б) На уровне экономики
✔ Кооперативы вместо корпораций (как монастырские хозяйства).
✔ Беспроцентные кредиты («Взаймы давайте, не ожидая ничего» — Лк. 6:35).
✔ Социальные лифты (каждый труд почётен).
Что такое «социальный лифт»?
Это возможность для человека изменить своё положение в обществе благодаря труду, талантам или образованию.
- В капитализме лифты работают для тех, у кого есть деньги или связи.
- В марксизме — для «пролетариев», но творчество и вера подавляются.
- В христианском обществе — каждый может найти своё место, потому что:
Нет «непрестижных» профессий (и крестьянин, и учёный нужны Церкви).
Образование и труд доступны всем (как в монастырских школах древности).
Успех измеряется не богатством, а пользой для ближних.
Библейский пример: от рыбака до апостола
Христос не выбирал «элиту» для Своего Царства:
- Пётр был простым рыбаком — стал первоверховным апостолом.
- Матфей — сборщиком налогов (презираемым классом) — сделался евангелистом.
- Павел — фарисеем-гонителем — превратился в величайшего миссионера.
Вывод: В Царстве Божием нет «тупиковых» профессий — каждый может подняться через служение. Высшая «карьера» — святость, а не должность. «Что бы вы ни делали, трудитесь от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).
В) На уровне культуры
✔ Искусство, которое ведёт ко Христу, а не развращает.
✔ СМИ, которые учат добру, а не манипулируют.
✔ Семья как малая Церковь, а не «договорной союз».
читать подробнее про Основы православной семьи
5. Вывод: Будущее — за обществом Евхаристии
Мир предлагает два пути:
- Капитализм — где человек эксплуатирует человека.
- Атеистический коммунизм — где государство эксплуатирует всех.
Христос предлагает третий путь:
- Евхаристический коммунизм — где «нет ни эллина, ни иудея», а есть одна семья во Христе.
Это не утопия. Первые христиане уже жили так.
И если мы хотим изменить мир — надо начать с себя.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
P.S. А как вы думаете, возможен ли «евхаристический коммунизм» в наше время? Делитесь в комментариях!
Читайте также:
Как атеизм губит коммунизм и капитализм.
Православие как основа коммунизма
Отличие православной семьи от светской. (Как сохраниться в современном мире?)
Жизнь в православном коммунизме: между храмом и общиной
Спасибо, что дочитали. Вы можете поддержать канал лайком и подпиской.
На поддержку канала: 2202 2080 5371 1108
Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.