Идеи общности имущества, социального равенства и братства, которые легли в основу коммунистической теории, имеют глубокие корни в христианской традиции. В частности, первые христианские общины, описанные в Деяниях Апостолов, практиковали коллективное владение имуществом и взаимопомощь, что напоминает принципы социализма и раннего коммунизма. Рассмотрим исторические и теологические параллели между православным христианством и коммунистической идеологией, а также проанализируем евангельский призыв к отказу от частной собственности.
Раннехристианские общины как прообраз коммунизма.
Одним из самых ярких примеров общинной жизни в истории христианства является описание первой христианской общины в Иерусалиме:
«Все же верующие, были вместе, и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». (Деяния 2: 44-45)
Этот отрывок демонстрирует, что первые христиане добровольно отказывались от частной собственности, распределяя ресурсы по потребностям — принцип, позднее сформулированный Карлом Марксом как «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Еще более явно общинный характер христианства подчеркивается в четвертой главе Деяний стихи 32 - 35 .
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
Эти строки показывают, что ранние христиане не просто делились излишками, а полностью упразднили частную собственность, создав общество, основанное на братской любви и равенстве.
Евангельский призыв к отказу от собственности.
Важнейшим аргументом в пользу связи христианства с коммунистическими идеалами являются слва Иисуса Христа, обращенные к богатому юноше:
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Матфей 19 : 21).
Этот призыв не был исключением — Христос неоднократно подчеркивал опасность богатства и необходимость отказа от материальных благ ради духовного совершенства (Лука 12:33, Матфей 6:19-21).
Монашество как воплощение христианского коммунизма.
В православной традиции монашеские общины стали прямым продолжением идеалов первых христиан. Киновии (общежительные монастыри), основанные преподобным Пахомием Великим в IV веке, полностью отвергали частную собственность. Монахи трудились сообща, а плоды их труда распределялись между всеми членами общины.
Подобные принципы сохранялись и в русском православии. Например, в Киево-Печерской лавре монахи жили в строгом послушании, отказываясь от личного имущества. Преподобный Феодосий Печерский вводил уставы, напоминающие коллективистские принципы, что делало монастыри своего рода «христианскими коммунами».
Православие и русский коммунизм: исторические параллели.
В России идеи социальной справедливости всегда были тесно связаны с православной традицией. В XIX веке русский мыслитель Фёдор Достоевский и даже Лев Толстой, видели в христианстве основу для построения справедливого общества.
Хотя большевики официально отвергали религию, некоторые элементы их идеологии (отказ от богатства, идея всеобщего равенства) невольно перекликались с евангельскими заповедями. Не случайно многие крестьяне, воспитанные в православной культуре, первоначально поддержали революцию, увидев в ней воплощение библейских идеалов справедливости.
Таким образом, можно утверждать, что православие, особенно в его раннехристианской и монашеской традициях, заложило духовные основы для многих коммунистических идей. Принципы общности имущества, взаимопомощи и отказа от избыточного богатства, проповедуемые Христом и апостолами, стали прообразом социалистических теорий.
Конечно, между христианским учением и марксистским материализмом есть фундаментальные различия, но сама идея общества, основанного на братстве и равенстве, уходит корнями именно в евангельские заповеди. В этом смысле православие можно считать не только религиозной, но и социальной основой для многих коммунистических идеалов.
Читайте также:
Как атеизм губит коммунизм и капитализм.
Жизнь в православном коммунизме: между храмом и общиной
Отличие православной семьи от светской. (Как сохраниться в современном мире?)
Спасибо, что дочитали. Вы можете поддержать канал лайком и подпиской.
На поддержку канала: 2202 2080 5371 1108
Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.