Свято-Троицкая церковь.
Завершая знакомство с усадьбой Поленово, побывав на экскурсиях по первому и второму этажам Большого дома, а потом - в Аббатстве, мы отправились в небольшое, но значимое путешествие — к месту последнего пристанища Василия Дмитриевича Поленова в Бёхово.
На машине можно доехать до церкви Святой Троицы Живоначальной и припарковаться рядом с ней. Мест не так чтоб очень много, но даже в выходной день (мы были там в субботу) проблем с парковкой не возникло.
Василий Дмитриевич не только выстроил эту церковь на собственные средства, он также выступил и архитектором проекта, а в оформлении интерьера ему помогали коллеги по цеху: Илья Репин, младшая сестра Елена, ученики Александр Головин и Егише Татевосян.
Обойдя по кругу, мы с удивлением обнаружили, что звонница храма по своей архитектуре больше подошла бы какому-нибудь католическому костёлу, настолько необычно видеть квадратную в плане колокольню в комплексе с образцом древнерусского зодчества. Но что примечательно, такой союз не смотрится противоречиво, наоборот, всё довольно гармонично сбалансировано. Воистину, талантливый человек талантлив во всём.
И место для постройки выбрано просто идеально, с церковного крыльца открывается живописная панорама: Ока, разрезающая холмы, покрытые лесом, и бескрайнее небо над всем этим великолепием.
В 30-е годы XX столетия церковь была закрыта и частично разрушена, затем здание сильно пострадало от обстрелов вражеской артиллерии осенью 1941 года, когда фронт в этих местах проходил по Оке. Под охрану государством, как памятник архитектуры, она была взята в 1965-м, после чего долго проводилась реконструкция, и в 1985 году здесь был открыт филиал музея Василия Поленова.
Правда, уже в 1990-м храм возвратили Русской православной церкви, и с тех пор он, хоть и продолжает оставаться частью Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Поленова, в нём регулярно проводятся службы.
Здесь же, на сельском кладбище рядом с церковью Святой Троицы, покоится и сам художник.
Кладбище и могила Поленова.
Ограда кладбища из обычных деревянных столбиков и жердей только добавляет этому месту какой-то покой и умиротворение. Никакого пафоса, никакого намёка на то, что здесь похоронен знаменитый русский живописец, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижников и человек, одним из первых удостоенный высокого звания Народный художник Республики уже в годы советской власти.
Могила Василия Дмитриевича находится внутри небольшой деревянной оградки, рядом с ним похоронены члены его большой семьи, и, в принципе, можно назвать это место семейной усыпальницей.
В своём завещании Поленов просил, чтобы на его могиле был установлен простой деревянный олонецкий крест-голубец, сделанный по его же эскизу, и это наставление было выполнено. Картина «Кладбище в Бёхове», на которой художник изобразил подобный крест, экспонируется в Пейзажной, на втором этаже Большого дома в Поленово.
Василия Дмитриевича не стало 18 июля 1927 года. Наталья Васильевна пережила своего мужа на четыре года и была похоронена рядом с ним, под одним крестом.
Примечательно, что на могилах потомков Поленова установлены такие же кресты, исключение составляют, разве что, захоронения Дмитрия Васильевича и Анны Павловны, кресты на их надгробиях — каменные. Некоторых моментов из нелёгкой судьбы сына великого художника и его жены, осуждённых в 1937 году по навету, я немного коснулся в статье об Аббатстве.
Обратил внимание, что на могиле их сына, Фёдора Поленова, рядом с крестом кто-то воткнул небольшой Андреевский флаг, видимо, в память о том, что Фёдор Дмитриевич окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и с 1951 года по 1960 год служил на флоте. Скорее всего, это было сделано в конце июля, во время празднования Дня Военно-Морского Флота России.
Здесь же, на семейном кладбище, была перезахоронена и средняя дочь Василия Дмитриевича и Натальи Васильевны, Мария, умершая в Париже, о ней я тоже упоминал в статье об Аббатстве. Её могила находится чуть впереди и правее могилы родителей, если смотреть от оградки, светлый крест с резьбой виден у меня на общей фотографии, прикреплённой в тексте статьи чуть выше.
Покидая кладбище, мы снова окинули взглядом Свято-Троицкую церковь, и у меня почему-то в памяти всплыла картина ещё одного учителя Поленова, Исаака Левитана, «Над вечным покоем». Ассоциация возникла, скорее всего, не из-за близости храма и кладбища, и не из-за водной глади у подножия холма, тем более что на полотне Левитана водный простор куда значительнее, чем виднеющаяся меж деревьев лента Оки в Бёхово, полагаю, дело в ином — в схожем настроении, в особой атмосфере, пронизывающей оба места.
Наверное, лучше всего эти ощущения передаст фраза из художественного завещания Поленова, написанного им в 1906 году:
Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил.