Найти в Дзене

Аббатство в Поленово: мастерская художника и театральный зал под одной крышей.

Аббатство стало ещё одним зданием, кроме Большого дома, куда мы зашли внутрь. Экскурсия проводится и там, вся разница только в том, что в главном доме усадьбы билеты на посещение продаются строго по расписанию, мы попали на то, что на 11:20. В Аббатство же можно зайти в любое время, там количество посетителей в группе определяет сотрудник, работающий на экспозиции. Нас на экскурсию по мастерской художника набралось человек восемь, после чего сотрудница закрыла наружную дверь, оставив табличку "Идёт экскурсия", и с застеклённой террасы мы зашли внутрь помещения. Практически весь первый этаж — это мастерская Василия Дмитриевича Поленова. До 1904 года художник творил в просторной комнате на втором этаже Большого дома, там, где сейчас выставляется графический вариант знаковой картины мастера «Христос и грешница». В Аббатство же он перебрался после постройки этого здания, в 1904 году. В новой мастерской Поленов мог работать над большими картинами либо театральными декорациями, расстелив хол

Аббатство стало ещё одним зданием, кроме Большого дома, куда мы зашли внутрь. Экскурсия проводится и там, вся разница только в том, что в главном доме усадьбы билеты на посещение продаются строго по расписанию, мы попали на то, что на 11:20.

В Аббатство же можно зайти в любое время, там количество посетителей в группе определяет сотрудник, работающий на экспозиции. Нас на экскурсию по мастерской художника набралось человек восемь, после чего сотрудница закрыла наружную дверь, оставив табличку "Идёт экскурсия", и с застеклённой террасы мы зашли внутрь помещения.

Практически весь первый этаж — это мастерская Василия Дмитриевича Поленова. До 1904 года художник творил в просторной комнате на втором этаже Большого дома, там, где сейчас выставляется графический вариант знаковой картины мастера «Христос и грешница».

В Аббатство же он перебрался после постройки этого здания, в 1904 году.

Мастерская Поленова а Аббатстве. Фото из личного архива автора.
Мастерская Поленова а Аббатстве. Фото из личного архива автора.

В новой мастерской Поленов мог работать над большими картинами либо театральными декорациями, расстелив холст на всю ширину комнаты, а чтобы увидеть своё произведение в качестве зрителя, поднимался наверх, в мансардное помещение, где через люк в полу мог рассматривать полотно как бы издали, как это происходит в художественных галереях или из зрительного зала. Говорят, что он якобы даже вносил оттуда, при необходимости, некоторые правки, привязав для этого кисточку к длинному шесту, но мне, честно говоря, в эту легенду слабо верится.

Мастерская Поленова а Аббатстве. Фото из личного архива автора.
Мастерская Поленова а Аббатстве. Фото из личного архива автора.

Как и в Большом доме, в Аббатстве почти без изменений сохранился интерьер и всё внутреннее убранство, для наглядности в мастерской стоит увеличенная фотография, датированная 1910-ми годами, на которой Василий Дмитриевич запечатлён у рабочего стола.

Однако, если присмотреться внимательно, то некоторые отличия мы всё-таки увидим, и виною тому событие, произошедшее в 1958 году, тогда в Аббатстве случился пожар по вине одного из рабочих, курившего во время ремонта крыши.

Пострадало не только помещение мастерской, в мансарде, использовавшейся как склад театрального реквизита, декораций и костюмов, огнём было уничтожено всё подчистую. То, что предстаёт нашему взору сейчас, — результат скрупулёзной работы реставраторов, в 1977–1980 годах вернувшим помещению былой вид.

На мольберте, стоящем у печки, — картина Поленова «Пределы Тирские» из цикла «Из жизни Христа», написанная в этой мастерской в 1911 году.

Попытка повторить кадр. Фото из личного архива автора.
Попытка повторить кадр. Фото из личного архива автора.

На столе, кроме кистей, красок и других вещей, традиционных для живописца - различные реактивы, некоторые краски Василий Дмитриевич создавал самостоятельно.

Обращает на себя внимание стул с резной спинкой и как будто завитыми ножками, похожий стоит и в столовой Большого дома. Стулья эти изготовлены по эскизам Елены Дмитриевны, сестры художника.

Рабочий стол художника. Фото из личного архива автора.
Рабочий стол художника. Фото из личного архива автора.

Войдя с террасы, мы смотрели на мастерскую Поленова, стоя на некотором возвышении, как будто бы на подиуме, как оказалось, это сцена, на которой играли как домашние спектакли, так и постановки народного театра села Страхово, которым руководили дочери Поленова.

По краям сцены — колонны из «тарусского мрамора», так Василий Дмитриевич называл местный известняк. На левой от зрителя — герб рода Поленовых, дубовый пень с зелёной веткой-порослью, на правой — инициалы художника, собранные в монограмму.

Симфонион, большая музыкальная шкатулка, давно уже молчит, у него сломан механизм, но мы знаем, что этот музыкальный инструмент любили слушать в семье Поленовых.

В 1937 году сын художника Дмитрий и его жена Анна были арестованы по сфабрикованному доносу. Супруги были осуждены на 10 лет, но даже будучи в лагерях, вели постоянную переписку, и в одном из своих писем Анна Павловна писала:

Бёхово – это маяк жизни… Как далеки мы сейчас от этого маяка, мы, одинокие путники… Неужели мы не доберёмся до него. Хочется верить, что снова, как прежде, соберёмся мы своей семьёй вокруг круглого стола в нашей столовой, будет топиться камин и гореть новогодняя ёлка, а милый старый симфонион наигрывать меланхолические «Колокола»…

К счастью, в 1944 году, к столетию Василия Дмитриевича Поленова, которое отмечалось на государственном уровне, Дмитрия и Анну Поленовых досрочно освободили, так что, надеюсь, музыкой милого старого симфониона они ещё успели насладиться.

Симфонион. Фото из личного архива автора.
Симфонион. Фото из личного архива автора.

Из мастерской мы переходим в кабинет, комнату, в которой Поленов летом даже жил, а из всех вещей у него здесь были лавочка, на которой он спал, медный таз для умывания да большая печка, в которой он запекал яблоки из своего сада.

А ещё в этой печи имеется ниша, куда ставили самовар, чтобы он не остывал, и после театрального представления все, и актёры, и зрители, садились пить чай из этого самовара.

А ещё на печи имеются герб семьи Поленовых, и надпись, напоминающая о том, что в 1979 - 1980 годах Аббатство было отреставрировано.

Здесь же — фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре и о кукольном театре, руководимом Натальей Васильевной Поленовой-младшей, четвёртой, самой младшей дочерью художника.

А в застеклённых шкафах — куклы, в том числе, если я не ошибаюсь, и изготовленные второй дочерью Василия Дмитриевича, Марией, в замужестве — Ляпиной.

Мария Васильевна в 1926 году эмигрировала во Францию, жила в Париже, увлекалась кукольным театром и мягкой игрушкой. Умерла она в 1976 году и была похоронена на русском кладбище Парижа – Сент-Женевьев-де-Буа, но в 2007 году, по желанию её сына, Мария Васильевна Поленова-Ляпина была перезахоронена в Бёхово, на сельском кладбище, рядом с родителями.

И ещё одно маленькое помещение в Аббатстве — коридор, или, может быть, галерея. Там проводятся временные выставки, в настоящее время, с 6 августа по 5 ноября 2025 года, — «Сказки Елены Поленовой: чарующие документы о русских детях и о русской народной душе». Среди представленных экспонатов — «Война грибов», народная сказка, которую Елена Дмитриевна записала, проиллюстрировала и издала отдельной книгой в 1889 году.

«Война грибов», иллюстрации Е. Д. Поленовой. Фото из личного архива автора.
«Война грибов», иллюстрации Е. Д. Поленовой. Фото из личного архива автора.

И, покидая Аббатство, ещё раз прочли стихотворение внучки Василия Дмитриевича, Елены Анатольевны Поленовой, которая, как и большинство потомков великого художника, свою жизнь посвятила сбережению и продолжению семейных традиций.

И запахом, вкусом и цветом я тоже останусь в этом! Е. А. Поленова. Фото из личного архива автора.
И запахом, вкусом и цветом я тоже останусь в этом! Е. А. Поленова. Фото из личного архива автора.

Сейчас дело продолжает правнучка художника Наталья Фёдоровна Поленова, назначенная в 2011 году директором Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова.