Продолжение знакомства с музеем.
В отличие от комнат первого этажа, которые Василий Дмитриевич Поленов именовал домашним музеем и куда свободно мог прийти на экскурсию любой желающий, помещения, расположенные на втором, были приватными, и только после 1945 года две из них также были отданы под музей, теперь там тоже экспонируются работы художника.
Экскурсия по домашнему музею, часть первая:
Лестничный холл хоть и не считается комнатой, однако достоин того, чтобы упомянуть его отдельно.
Лестница.
Стены лестничной клетки представляют собой ещё одну галерею, где на стенах мы можем увидеть репродукции и фотографии произведений старых западноевропейских мастеров, да и сама дубовая лестница, созданная по эскизам Василия Дмитриевича, заслуживает не меньшего внимания.
Эскизы лестницы хранятся здесь же, в музее-заповеднике.
На балюстраде второго этажа мы опять видим герб рода Поленовых, здесь он уже исполнен в дереве.
На площадке второго этажа - своеобразная галёрка для цветов, туда, к сожалению для посетителей и к счастью для персонала, вход запрещён.
Более внимательно рассмотреть лестницу не получается, поскольку холл является местом для перехода экскурсионных групп из одной комнаты в другую, поэтому, во избежание толчеи, через него приходится проходить, особо не задерживаясь.
Мастерская.
А вот в Мастерской можно не только остановиться, но даже присесть и уже сидя послушать рассказ о картине, благодаря которой у Поленова появилась финансовая возможность приобрести землю для строительства усадьбы. Речь, конечно же, идёт о масштабном полотне «Христос и грешница».
До постройки Аббатства Василий Дмитриевич работал в этой комнате, самой большой и светлой во всём доме, здесь же в 1885 году он создал и первый вариант картины, который сегодня мы имеем возможность лицезреть.
Дело в том, что, создавая набросок для будущей картины, мастер увлёкся и слишком чётко прописал все детали углём, и это сделало невозможным использование масляных красок поверх эскиза. При смешивании с угольной пылью краски бы сильно загрязнялись, и, кроме того, слой угольной пыли между грунтом и краской служил бы препятствием для прилипания краски к грунту.
В итоге Поленов принимает решение оставить всё как есть, заказывает из Италии второй холст размером 6 на 3 метра (в России в то время таких полотен не умели производить) и на 15‑й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в Санкт-Петербурге 25 февраля 1887 года, представляет взору зрителей свой шедевр.
Впрочем, картина могла и не получить разрешения на участие в выставке, сомнения на этот счёт были и у цензора, проводившего предварительный осмотр, и у чиновника по особым поручениям, присланного петербургским градоначальником. В общем, как повелось издревле на Руси и продолжается до сих пор, чиновники побоялись брать на себя ответственность, положившись на извечное, как писал в своём стихотворении «Забытая деревня» Николай Алексеевич Некрасов:
Вот приедет барин — барин нас рассудит...
К счастью в этом случае, в отличие от некрасовского, барин приехал и рассудил. За несколько дней до открытия выставку посетил император Александр III, который купил у Поленова его произведение за 30 тысяч рублей! После этого картину не только допустили к участию в выставке, но даже перевесили на более светлое место.
Кроме самого полотна в Мастерской находится различные подготовительные материалы к картине: наброски, эскизы, восточные пейзажи кисти Поленова, и даже парочка костюмов, которые он привёз с собой из поездки по библейским местам.
В том платье, что находится в левой витрине, Василию Дмитриевичу позировала его жена, с Натальи Васильевны написана евангельская вдовица, женщина, стоящая на ступенях храма позади Иисуса.
Картина, представленная на выставке 1887 года, сейчас входит в коллекцию экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, там мы ещё не были, но обязательно побываем.
А в Аббатстве, где художник творил с 1904 года, побываем сразу же после экскурсии по Большому дому.
В мастерской Поленова я захватил в кадр ещё один букет цветов.
И конечно же - потрясающий вид из окна!
Последняя, шестая комната в экскурсионном маршруте — Пейзажная.
Пейзажная.
Экспозиция в Пейзажной была задумана детьми Поленова и составлена в послевоенные годы. В комнате собраны картины Василия Дмитриевича, которые оставались в семье.
«Золотая осень», 1893 год, вид на Оку в сторону села Бёхово. Как сказала наша экскурсовод, пейзаж немного не соответствует истине, ибо с того места, с которого художник писал картину, церковь Святой Троицы в селе Бёхово увидеть нельзя, хотя на полотне она присутствует.
«Осень в Абрамцеве». Абрамцево, как вы уже, наверное, поняли, я не могу обойти своим вниманием.
В помещении есть дверь в небольшую задрапированную комнату, где регулярно проводятся выставки одной картины. В день нашего посещения там выставлялась картина Порфирия Никитича Крылова (одного из Кукрыниксов) «Поленово. Мальвы».
Крылов много работал в усадьбе Поленово, эту картину он создал в 1952 году.
И ещё одна картина — «Кладбище в Бёхове». На ней изображён крест-голубец, который ещё именуют олонецким, видимо, потому, что в Олонецкой губернии, в родовом имении отца Имоченцы, городской житель Вася Поленов в десятилетнем возрасте впервые близко познакомился с природой.
Такой же олонецкий крест, согласно завещанию художника, был установлен на могиле Василия Дмитриевича, скончавшегося 18 июля 1927 года и похороненного на сельском кладбище в Бёхово, куда мы отправились после посещения Аббатства.