Найти в Дзене

Сокровища первого этажа: что хранит Большой дом Поленова.

Оглавление

Пролог путешествия: вступительные заметки.

В первой части повествования о музее-заповеднике Поленово я рассказал, как мы прогулялись по территории усадьбы, совсем немножко коснувшись истории её возникновения.

В вышеупомянутой статье я говорил, что пришлось постоять в очереди за билетами на экскурсию в Большой дом и Аббатство, осмотр Фахверкового сарая и Адмиралтейства отложили до следующего приезда.

Приобрести билеты сейчас можно только в порядке живой очереди в кассах музея, онлайн-продажа на официальном сайте ведётся лишь на определённые мероприятия. Посещение Большого дома возможно исключительно в составе сборной экскурсии в количестве 15 человек, на билетах при покупке кассир указывает время начала. Мы хоть и стояли у касс уже в 10:40, но попали во вторую группу, на 11:20. Сбор — на крыльце у входа в дом, продолжительность экскурсии — один час.

Большой дом усадьбы Поленова. Фото из личного архива автора.
Большой дом усадьбы Поленова. Фото из личного архива автора.

В сенях, я думаю, именно так следует называть небольшое помещение, в которое мы попадаем с крыльца, нас встречает сам хозяин дома. Портрет Василия Поленова, написанный Репиным в 1877 году, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, здесь же представлена его копия.

Портрет В.Д. Поленова, копия 1974 г. Оригинал работы И. Е. Репина, 1877 г. находится в Государственной Третьяковской галерее.
Портрет В.Д. Поленова, копия 1974 г. Оригинал работы И. Е. Репина, 1877 г. находится в Государственной Третьяковской галерее.

Большой дом в усадьбе Поленово насчитывает 24 комнаты, экскурсия проходит в шести из них, там мы с нашим экскурсоводом и побываем.

Портретная.

Комната с портретами своих родственников была традиционной в каждой русской усадьбе, и Поленов исключений делать не стал. Здесь мы можем увидеть портреты родителей художника, бабушек и дедушек как по отцовской, так и по материнской линии, со стен комнаты, среди прочих, на нас смотрят сам художник, его жена Наталья Васильевна и сёстры — Вера и Елена.

Кстати, интересный факт: я знал, что свою картину «Христос и грешница» Поленов продолжил писать по настоятельной просьбе своей умирающей сестры, но думал, что это была Елена, поскольку она больше на слуху, к тому же сама была художницей, на самом же деле следует говорить о Вере, умершей в возрасте 37 лет. Между прочим, они с Василием были близнецами, я, например, узнал этот факт только в процессе написания статьи.

Портретная комната в Большом доме в Поленово. Фото из личного архива автора.
Портретная комната в Большом доме в Поленово. Фото из личного архива автора.

Кроме портретов, в комнате находятся также египетская и греческая коллекции, привезенные в 1835 году из Греции отцом художника, Дмитрием Васильевичем, проработавшим 4 года секретарем Русской миссии в Афинах, и пополненные новыми экспонатами уже Василием Дмитриевичем в его зарубежных поездках.

И несколько пейзажей в этой комнате тоже имеется, среди них — этюд Н. В. Поленовой, жены художника, «Абрамцево».

Этюд. Абрамцево, Н. В. Поленова. 1882 г. холст, масло. Фото из личного архива автора.
Этюд. Абрамцево, Н. В. Поленова. 1882 г. холст, масло. Фото из личного архива автора.

Наталья Васильевна, в девичестве — Якунчикова, была двоюродной сестрой Елизаветы Григорьевны, супруги Саввы Ивановича Мамонтова, и часто бывала в Абрамцеве, где они с Василием Дмитриевичем и познакомились.

Про Абрамцево у меня можно почитать здесь.

После того, как экскурсовод заканчивала свой рассказ, в каждой из комнат у нас было ещё пять-десять минут на самостоятельное ознакомление с экспозицией, после чего мы переходили в следующее помещение. Из Портретной наш путь лежит в Библиотеку.

Библиотека.

Первое, на что мы обращаем внимание, войдя в комнату, — потрясающий вид из большого окна: через просеку просматривается гладь Оки, а за ней — на противоположном берегу — город Таруса.

В очередной раз восхищаешься художественным вкусом Поленова и его талантливости.

Обернувшись назад, видим массивную дубовую дверь, через которую мы вошли в комнату, на ней вырезаны дата постройки дома, 1892, и вензель с инициалами Поленова «ВП».

Дубовая дверь в Библиотеку. 1892 г. Фото из личного архива автора.
Дубовая дверь в Библиотеку. 1892 г. Фото из личного архива автора.

Ну и раз Библиотека, то начнём со шкафов для книг, собрание коих здесь великолепно. В описании на официальном сайте музея перечислены:

словари Брокгауза и Эфрона и братьев Гранат, собрания греческих и латинских авторов: например, восемь томов «Илиады» Гомера на французском языке, многотомные сочинения Вальтера Скотта, Расина, Мольера.
Шкаф с книгами в Библиотеке Поленовского дома. Фото из личного архива автора.
Шкаф с книгами в Библиотеке Поленовского дома. Фото из личного архива автора.

К слову, Василий Дмитриевич называл эту комнату Библиóтекой, с ударением на «о», такое произношение характерно для петербургской интеллигенции XVIII века.

Второй шкаф с книгами попал в объектив моего смартфона самым краешком, упор я всё-таки делал на камин. Действующий, к слову сказать, и ни разу за 130 лет не ремонтировавшийся. По каким-то особенным дням его и сейчас разжигают, если мне не изменяет память, то на Рождество.

Над каминной топкой — герб рода, придуманный самим Василием Дмитриевичем, поскольку, когда Поленовы получили дворянство при Петре I, у них не было собственного герба. На щите изображён дубовый пень с молодыми побегами, что символизирует неразрывную связь прошлого и настоящего нашей семьи.

Этот герб мы ещё неоднократно встретим во время нашей экскурсии в различных местах.

Интересен резной шкаф работы петербургского столяра. Он был собран из разрозненных предметов мебели периода итальянского Возрождения, приобретенных у антикваров.

Ну и нельзя не сказать, что живопись в Библиотеке тоже присутствует, причём в приличном количестве.

Хочется выделить, среди прочего, первый эскиз картины Васнецова «Богатыри». Он создал его в 1876 году в Париже, в мастерской Поленова, где на тот момент проживал Василий Дмитриевич, и собирался подарить эскиз другу, но Поленов согласился принять этот подарок только после того, как Васнецов напишет большую картину.

Случилось это аж через 22 года, в 1898-м, с той поры картина заняла своё заслуженное место в домашнем музее семьи Поленовых.

Богатыри. В. М. Васнецов, первый эскиз, 1876 г. Фото из личного архива автора.
Богатыри. В. М. Васнецов, первый эскиз, 1876 г. Фото из личного архива автора.

О том, с кого Васнецов писал Алёшу Поповича читайте у меня здесь:

И раз уж меня не отпускает Абрамцево, то ещё одну картину покажу: «Осенний пейзаж. Абрамцево» работы Ильи Репина.

Осенний пейзаж. Абрамцево. И. Е. Репин. 1880 г. Фото из личного архива автора.
Осенний пейзаж. Абрамцево. И. Е. Репин. 1880 г. Фото из личного архива автора.

На переднем плане изображена Наталья Васильевна Якунчикова, впоследствии ставшая женой Василия Дмитриевича. Картина стала свадебным подарком Репина семье Поленовых в 1882 году.

Столовая.

Из Библиотеки переходим в Столовую, куда ведёт не менее массивная дубовая дверь. Эта комната, как и все другие на первом этаже - часть домашнего музея, куда могли прийти все желающие, начиная от отдыхающих дачников, и заканчивая крестьянами. Сбылось то, о чём Поленов мечтал, ещё только намереваясь когда-нибудь построить собственный дом.

Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми.

Обратите внимание, кстати, в каждой комнате обязательно стоит букет цветов. Сотрудники музея продолжают традицию, начатую ещё первой хозяйкой дома, Натальей Васильевной, она внимательно следила за тем, чтобы в доме всегда были свежие цветы.

В этой комнате пришло время поговорить о Елене Поленовой, младшей сестре Василия Дмитриевича, которая тоже была художницей, мастером декорации, членом Абрамцевского мамонтовского кружка.

Вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой они в 1885 году основывают в Абрамцеве мастерские для обучения местных крестьян и их детей традиционным русским ремеслам, среди прочего — резьбе по дереву. Художественным руководителем столярно-резчицкой мастерской как раз стала Елена Дмитриевна, с 1885 по 1893 год она разработала свыше 100 художественных проектов мебели, чертежей и зарисовок для предметов декоративно-прикладного искусства.

Работы, сделанные по её эскизам, мы видели не только в усадьбе Абрамцево, но и в Хотьково, в частном музее «Дом урядника». О том, как мы чаёвничали в Хотьково, читайте здесь:

В Поленово, естественно, тоже имеется мебель, выполненная по эскизам сестры хозяина усадьбы, в столовой, например, находится вот такая шикарная скамья.

Скамья, выполненная по эскизу Е. Д. Поленовой. Фото из личного архива автора.
Скамья, выполненная по эскизу Е. Д. Поленовой. Фото из личного архива автора.

За живопись на фарфоре и фаянсе на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве в 1882 году Поленова получила бронзовую медаль. В Столовой Большого дома мы можем увидеть восхитительные тарелочки из цикла «Двенадцать месяцев», выполненные Еленой Дмитриевной.

Тарелки из цикла «Двенадцать месяцев» Е. Д. Поленова, фаянс, подглазурная роспись, 1880-е гг. Фото из личного архива автора.
Тарелки из цикла «Двенадцать месяцев» Е. Д. Поленова, фаянс, подглазурная роспись, 1880-е гг. Фото из личного архива автора.

К сожалению, одна, с изображением декабря, разбилась, и хотя эскизы сохранились, утраченную тарелочку не восстанавливают.

У противоположной стены стоят стеллажи с коллекциями различной посуды, кухонной и бытовой утвари, и других образцов русского народного искусства.

Последней комнатой, в которой мы побывали на первом этаже, был кабинет Василия Дмитриевича.

Кабинет.

Кабинет - единственная из комнат домашнего музея, где проводились только детские экскурсии, основу экспозиции здесь составляет палеонтологическая коллекция, причём большинство её экспонатов были найдены практически под ногами, на берегу Оки.

Кроме того только здесь Поленов размещал свои живописные работы, если это не были портреты родственников, или копии картин известных мастеров, выполненные Василием Дмитриевичем.

  • Одна из знаковых работ художника — «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон», написанная во Франции и представленная в Совет Академии художеств в качестве отчёта о пенсионерской поездке. Картина, за которую Поленов в 1875 году был удостоен звания академика живописи, была куплена цесаревичем Александром Николаевичем и сейчас находится в Санкт-Петербурге, в коллекции Государственного Русского музея. То полотно, что мы видим в Кабинете Василия Дмитриевича, — авторская копия, созданная в 1919 году.
Арест гугенотки. В. Д. Поленов, авторская копия, 1919 г. Фото ил личного архива автора.
Арест гугенотки. В. Д. Поленов, авторская копия, 1919 г. Фото ил личного архива автора.

И ещё одно интересное произведение живописи – этюд «Бабочки». Сразу может показаться, что эта коллекция – настоящие насекомые (кроме бабочек там есть также и жуки), пришпиленные к картонке и накрытые стеклом, но если присмотреться, то станет понятно, что на самом деле это картина-обманка, написанная Поленовым в 1870-х годах в Ольшанке, семейном поместье его матери в Тамбовской губернии. Такая коллекция реально существовала, принадлежала она дяде художника Леониду Алексеевичу Воейкову.

Бабочки. В. Д. Поленов, этюд, 1870-е гг. Фото из личного архива автора.
Бабочки. В. Д. Поленов, этюд, 1870-е гг. Фото из личного архива автора.

И опять букет цветов в комнате. Здесь он стоит на полке Готического шкафа для нот, созданного по проекту Поленова в 1885 году.

У этого шкафа очень интересные ножки, стеклянные шары в металлической оправе, имитирующей птичью лапу. Шары в этих оправах свободно вращаются, что позволяет шкаф не передвигать, а перекатывать.

Ножки Готического шкафа для нот из стеклянных шаров. Фото из личного архива автора.
Ножки Готического шкафа для нот из стеклянных шаров. Фото из личного архива автора.

Ну и в завершение путешествия по первому этажу — вид из окна Кабинета на Оку.

Вид из окна Кабинета на Оку. Фото из личного архива автора.
Вид из окна Кабинета на Оку. Фото из личного архива автора.

На втором этаже нам остаётся осмотреть всего две комнаты, но там будет не менее интересно. Читайте об этом по ссылке ниже.