Услышь, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От концов земли к Тебе воззвал я в унынии сердца моего: на скалу Ты вознес меня, путеводил меня. (Пс. 60; 2-3)
В предыдущем десятке псалмов почти всегда давалось довольно развернутое заглавие, по которому мы могли точно определить исторический контекст псалма. Здесь же нам остается лишь догадываться. Святые отцы-экзегеты почти единогласно относят написание 60-го псалма ко времени царствования Давида, потому как в седьмом стихе Давид говорит о себе как о царе: “Дни́ на дни́ царе́вы приложи́ши, лѣ́та его́ до дне́ ро́да и ро́да”. Исходя из этих слов, а также самого характера псалма, почти все сходились во мнении, что этот псалом был написан во времена гонения Давида от его сына Авессалома.
Об этом периоде жизни псалмопевца мы давно не слышали, поскольку все пятидесятые псалмы относились к периоду гонения от Саула. Однако, псалмов, связанных с гонением от Авессалома, также было не мало. Почти все первые псалмы, например с 3 по 7, потом с 37 по 43, также 24 и еще немало псалмов связано с тем периодом.
Таким образом, из 60-типсалмов, которые мы прочли, как минимум 20, то есть треть, а то и больше, связаны с гонениями, скорбями, тяжелыми и стесненными обстоятельствами. Это такой маркер, который нам необходимо отметить.
Если жизнь святых, как минимум на треть состояла из периодов терпения, то и мы не станем удивляться, что в нашей жизни не все гладко и спокойно.
Святые говорили, что скорби подобны тискам, сжимающим воду, которая от сжатия стремиться вверх. Так и скорби для человека, под давлением которых он должен, как вода, сильнее устремиться в молитве к Богу. Именно по этой причине в книге Псалтирь столь много псалмов, которые были написаны в скорбных обстоятельствах. И мы должны помнить, что такие периоды попускаются нам не для того, чтобы приводить нас в уныние, а чтобы очистить нашу жизнь от земной суеты и обратить к Богу. Именно так родились многие псалмы, которые мы читаем. И 60-й псалом один из них.
“Услы́ши, Бо́же, моле́нiе мое́, вонми́ моли́твѣ мое́й: от коне́цъ земли́ къ Тебѣ́ воззва́хъ, внегда́ уны́ се́рдце мое́”. Слово “моление” с еврейского языка означает «сильный вопль, или взывание», у нас такая молитва может быть названа сугубой. А слово “вонми” мы подробно объясняли, читая 54-й псалом. Оно означает: "не оставь без внимания молитву мою", то есть, оставь все иные попечения и послушай меня.
“От конец земли к тебе воззвах”, - Давид был гоним, он убежал из Иерусалима. Хотя географически он не находился на краю землю, но ему его отдаленность от Иерусалима, а именно от скинии Божией, то есть от храма, была тяжелейшим испытанием.
И чтобы нам понять, это нужно вспомнить, что в Ветхом Завете по закону мог быть только один храм в Иерусалиме. И считалось, что он и есть жилище Господа. Только там можно был приносить законные жертвы и молитвы, туда несколько раз в году должны были приходить все правоверные иудеи. Поэтому изгнание из Иерусалима в те времена могло восприниматься как отлучение от Бога, от общения с Ним.
Это тяжелейшее испытание, которое не каждый из нас может понять, потому что у многих из нас Бог занимает не то место, которое занимал для Давида. У нас есть близкие люди, родные друзья, свой круг общения и увлечения, а Давид в этом отношении был сиротой.
В 26-м псалме он так и напишет: “отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя”.
Саул, который был ему как отец, гнал его, первая жена - Мелхола - насмехалась над ним, любимый сын восстал против него, многие из друзей предали.
Поэтому для Давида самым близким был Бог, а главной радостью в жизни была возможность прийти в храм и пообщаться с Ним. Это не только красивый эпитет, но проза тяжелой жизни псалмопевца. У Давида не было никого ближе, чем Господь. Жизнь опытно научила его, что действительно всякий человек - ложь. Единственный, Кто никогда не оставит его, - это Бог. Поэтому изгнание из Иерусалима переносилось Давидом как расставание с Богом и давалось ему намного тяжелее, чем даже гонения.
Однако, ему, как пророку, было открыто то, что станет известно лишь в будущем, во времена Нового Завета. О том, что Бог не в рукотворенных храмах живет и слышит человека ничуть не меньше в пещере и в изгнании, чем в славе во храме. Псалом 60-й, как и многие другие псалмы, начинается, когда сердце псалмопевца опечалено, начинается с молитв и просьб, а заканчивается выражениями радости и хвалы по той причине, что Господь услышал.
“На скалу Ты вознес меня, путеводил меня. Ибо Ты был упованием моим, крепкой защитой от врага. Поселюсь на век в жилище Твоем, укроюсь под кровом крыльев Твоих. Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего”, - так меняется слог Давида. Уже не первый раз мы слышим столь кардинальные изменения внутри одного псалма. Страх или маловерие сменяются крепкой верой, гнев на беззаконников за их несправедливые гонения утихает и сменяется молитвой за них, состояние безысходности и уныния изменяется по словам Давида так, что он начинает чувствовать себя как бы под кровом крыльев Божьих, то есть как за каменной стеной.
О чем же это говорит? Все эти изменения, которые происходили с псалмопевцем во время молитвы, - явный признак присутствия Божьего. И, как мы сказали выше, не только в храме, но и в пещере во время гонений. Таких изменений невозможно сделать силой самовнушения, то есть без вмешательства с Неба. Конечно, Господь чувственно не являл Себя Давиду, но был рядом с ним и, возможно, что в именно в пещере, Он был ближе и чаще с псалмопевцем, чем в храме Иерусалима. Во всяком случае, многие псалмы были написаны именно в вертепах и горах, а не на царском престоле.
И все это должно напоминать нам о том, что Господь везде и всегда нас слышит. Есть такой термин “сильная молитва”. Зачастую его понимают неправильно, потому что силу молитвы связывают с чем-то внешним: с правильным текстом, с его правильным произношением, со святым местом, с храмом, чудотворной иконой или мощами святых.
Но если смотреть на термин “сильная молитва” через призму христианского учения, то нужно помнить, что вся сила молитва основывается в Боге. Поэтому, без Бога, находящегося рядом с нами, любая молитва будет лишь словами. И наоборот, любые наши слова, но произнесенные от сердца, могут стать самой сильной молитвой, вне зависимости от текста и места их произнесения. То есть, именно наше сердце, а не что-либо внешнее является залогом сильной молитвы.
На примере Давида мы видим, как он обращался к Богу, в простоте сердца открывая свою боль, печаль и переживания: “услышь, вонми мне…” И всегда его молитва заканчивалась плодами твердости духа, благодарением и хвалой. Так и нам нужно поступать. Зачастую нужно отложить молитвослов и все заученные правила, в простоте стать перед Господом и сказать “услышь, вонми мне…” и далее произнести то, что будет на сердце, всю боль и переживания за себя или своих родных.
Когда мы научимся так в простое открывать свои сердца Богу, беседовать с Ним и всецело уповать на Его помощь, тогда и нам в молитве будут дарованы утешение и скорая помощь. А это и будет той самой “сильной молитвой”, которую все столь увлеченно ищут.
Сегодня мы читали 60-й псалом и вновь научаемся из него молитве в скорби и прославлению Господа.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.