В центре Москвы, на Большом Путинковском переулке, стоит необычный дом №5. Это здание, возведённое в 1907–1908 годах, стало свидетелем важнейших событий российской истории. В одном архитектурном решении соединились новые художественные идеи эпохи модерна и надежды либеральной интеллигенции на демократические перемены. Здесь работала типография газеты «Утро России», и со временем это место стало символом борьбы за просвещение и развитие культуры страны.
Архитектурный облик и значение
В 1907–1908 годах архитектор Фёдор Шехтель построил это здание для промышленника Павла Рябушинского в стиле рационального модерна. В этом проекте функциональность соединилась с художественным совершенством. Архитектор облицевал симметричный фасад керамической плиткой, а центральную выступающую часть рассёк высокими окнами, протянувшимися через три этажа. Мелкая расстекловка переплётов создала особый ритм, а большие цельные окна боковых пристроек стали эффектным контрастом основному решению.
Элегантные линии входной и проездной арок и абрисов окон смягчали строгие формы. На высоком аттиковом этаже висела вывеска типографии, ставшая визитной карточкой издания. Шехтель превратил механическую каркасную основу в цельный художественный проект, где каждый элемент служил определённой цели.
Комплекс включал трёхэтажный «офисный» корпус на красной линии застройки и двухэтажный производственный корпус в глубине участка. Строительные работы завершились в 1908 году, и типография начала выпуск первой продукции. А в 1913–1914 годах по проекту архитектора Павла Заруцкого была возведена двухэтажная пристройка для стереотипного и переплётного отделений.
Культурный центр эпохи
Павел Павлович Рябушинский создал газету «Утро России» как рупор партии октябристов и фракции прогрессистов в Государственной думе. До 1913 года издательское дело велось старшим из братьев Рябушинских единолично, а затем было образовано Товарищество типографии, в котором Павел Павлович оставил за собой 95% паёв. Газета стремилась стать новым типом политически-культурного издания, где политическая работа шла в органической связи с общекультурной.
В стенах этого здания работали выдающиеся писатели и публицисты эпохи: Фёдор Сологуб, Иван Бунин, Корней Чуковский, Леонид Андреев, Александр Серафимович. Ответственным редактором газеты был С.Ф. Плевако, сын знаменитого московского адвоката. Тираж издания достигал 40 тысяч экземпляров, что делало его одним из самых популярных в стране.
Учредители газеты — крупные предприниматели Александр Коновалов, Сергей Третьяков, Николай Морозов — внесли на издание 425 тысяч рублей, из которых 75 тысяч предназначались на покрытие убытков и 350 тысяч на развитие. В типографии печатались не только политические издания, но и книги Василия Ключевского, Огюста Эскофье, Алексея Ивановского и многих других.
Информационный штаб в годы войны
С началом Первой мировой войны газета «Утро России» подробно освещала положение на фронте, экономическую и политическую ситуацию в стране. Однако её финансовое положение ухудшилось, и учредители решили выделить дополнительные деньги на поддержку издания. Для финансирования создали «Московское Товарищество издательского и печатного дела» с капиталом в полтора миллиона рублей.
Усилилось давление царской власти на издание. С 14 февраля 1917 года газета была обязана весь публикуемый материал представлять на просмотр военной цензуре. Это было связано с открытием сессии Государственной думы и опасностью широкой гласности думских дебатов. Февральскую революцию Павел Рябушинский принял с воодушевлением и активно включился в политическую деятельность.
В 1917 году газета опубликовала обращение Совета торгово-промышленного союза к Временному правительству с острой критикой кабинета социалистических партий. В обращении группа Рябушинского призвала покончить с двоевластием в стране и прекратить «эксперименты над телом и душой России». Через год типография была закрыта за критику власти Советов.
Историческая судьба и наследие
После национализации в 1918 году на здании в рамках ленинского плана монументальной пропаганды появился барельеф с изображением рабочего, толкающего колесо, и надписью «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». В здании разместились другие издательства.
В 1924–1926 годах типографский корпус и задние пристройки надстроили третьим этажом, а в переднем конторском корпусе устроили антресоли с окнами на месте уничтоженной надписи с названием газеты. Прилегающую территорию расширили, присоединив к нему соседний участок церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.
В мае 1936 года типография была передана в Наркомат обороны и стала называться 1-я типография Военного издательства НКО СССР. В послевоенные годы ей присвоили имя С.К. Тимошенко. Здесь печатались книги Юрия Бондарева, Ивана Стаднюка, Валентина Пикуля, Владимира Карпова.
В 1997 году печатная деятельность прекратилась из-за устаревшей технологии «высокой печати» и сокращения тиражей заказной продукции. Типография начала использоваться не по назначению — например, некоторое время в ней располагалось казино. В ноябре 1998 года здание передали в аренду ЗАО «ОПП» на 49 лет с условием проведения капитального ремонта и реставрации.
При реконструкции 2000 года восстановили первоначальный вид аттика и надпись «Утро России». К производственному корпусу пристроили стеклянную призму с панорамным лифтом на 24 человека. В марте 2011 года ЗАО «ОПП» стало полноценным собственником здания.
Заключение
Сегодня в бывшей типографии располагается бизнес-центр «Дом Шехтель», а само здание получило статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Творение Фёдора Шехтеля стало полноценным культурно-развлекательным центром, где размещаются рестораны, клубы, офисы и салоны красоты. Это здание навсегда останется символом той эпохи, когда российская интеллигенция мечтала о свободе слова и демократических преобразованиях, стремясь через культуру и просвещение повлиять на судьбу страны.