Найти в Дзене

В Узбекистане более 40% абитуриентов не смогли набрать минимальный балл

Результаты вступительных экзаменов в высшие учебные заведения за 2025 год демонстрируют сохраняющуюся проблему базовой подготовки абитуриентов, при этом отмечается и позитивная динамика в сравнении с предыдущими периодами. Согласно аналитическим данным, представленным юристом и общественным деятелем Хушнудбеком Худойбердиевым, более 41 процента молодых людей не смогли достигнуть минимально необходимого порогового балла.

В текущем году в процессе тестирования для поступления в бакалавриат приняли участие 614 768 человек, что на 122 тысячи меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Из этого числа 253 844 абитуриента, или 41,29%, не сумели набрать 56,7 балла, которые составляют 30% от максимально возможного результата. Несмотря на значительное число неудовлетворительных результатов, этот показатель свидетельствует об улучшении ситуации на 6 процентных пунктов по сравнению с 2024 годом. Тенденция к улучшению прослеживается на протяжении нескольких лет; для сравнения, в 2022 году доля не справившихся с экзаменами составляла 51,2%.

Региональный срез показывает существенные различия в уровне подготовки. Наиболее сложная обстановка зафиксирована в Андижанской области, где 47,6% поступающих не преодолели минимальный порог. Сразу за ней в рейтинге расположились Сурхандарьинская (45,6%) и Джизакская (44,0%) области. Тем не менее, даже в этих регионах наблюдается улучшение: показатель Андижанской области на 3,8% лучше, чем в прошлом году. Наиболее значительный прогресс показали Республика Каракалпакстан и Сырдарьинская область, где доля не набравших пороговый балл сократилась на 9,0% и 8,1% соответственно.

Относительно лучшие результаты продемонстрировали абитуриенты из Бухарской области и города Ташкента - в этих регионах доля не справившихся с заданиями составила 31,4%. Эти цифры подчеркивают неравномерность в качестве довузовского образования по стране и указывают на территории, опыт которых может быть использован для улучшения общих показателей.

В последние годы в Узбекистане наблюдается стремительный рост числа высших учебных заведений. За последние семь лет их количество увеличилось почти в три раза, с 77 до более чем 210, что значительно расширило охват молодежи высшим образованием с 9% до 42%.