Интересно, хоть кому-то из художников нравится работать на заказ? Впрочем Диего Веласкес, кажется, не жаловался, а вот Брюллов точно был другим.
Отсюда столько неоконченных работ, зато сколько спонтанно выполненных рисунков, когда он был не на шутку увлечен.
Разделял ли Великий Карл мнение Тургенева?
"Русскому, после Рима, можно жить только в Москве..." - А.И. Тургенев. 1836.
Разделял или нет, но по возвращении из Италии, ступив в Одессе на российскую землю, Карл Брюллов, действительно направился в Москву, где провёл почти четыре месяца - с января по май 1836.
Мы стояли, рассматривая небольшие карандашные портреты, рисунки, наброски на выставке в Новой Третьяковке - виртуозно! Брюллова как рисовальщика я открыла лишь здесь.
Говорю супругу, мол, где-то совсем недавно слышала я эту фамилию "Маковский", не могу вспомнить, в какой связи.
- Ну, он малоизвестный художник-самоучка, видимо, дружил с Брюлловым.
- Малоизвестный? Да? И потому супруга Маковского кутается в горностай?
Уже вкусивший славы и успеха, в Москве Брюллов был принят чрезвычайно радушно, да просто на нарасхват! Февраль-март гостил на Тверской у литератора А.А. Перовского, нередко бывал у Маковских и на пару апрельских недель перебрался в их дом на Пречистинской набережной.
Хозяйка дома Любовь Корниловна урожденная Молленгауэр дочь фабриканта музыкальных инструментов слыла московской красавицей, обладала прекрасным сопрано, но после замужества посвятила себя семье и детям и пела лишь на домашних музыкальных вечерах.
Любовь Корниловна Маковская – супруга Егора Ивановича Маковского, мать художников Константина, Владимира, Николая и Александры Маковских.
Дом супругов стал модным художественно-музыкальным салоном. Брюллов не скрывал своего восхищения хозяйкой и в память о личной приязни вдохновенно исполнил её карандашный портрет.
Почти 60 лет он хранился в семье, но все смертны, и чтобы портрет не затерялся, в 1895 году Владимир Егорович Маковский передал рисунок в дар Третьяковской галерее.
Разве это не интересно, рисунки буквально рассказывают нам свои маленькие истории...
В 1835 по дороге в Одессу художник ненадолго останавливается в Турции. Европа, Санкт-Петербург буквально все увлечены Помпеями, Китаем, здесь на турецком берегу своя экзотика.
Брюллову хотелось стать первым из европейцев, кто увидит и покажет жизнь гарема. О султанском гареме даже с фамилией Брюллов нечего было и мечтать, но чего не сделаешь ради мечты?
Брюллов принимает заказ от турецкого дипломата Махмуда Буюк-Дере и получает доступ к зарисовкам из жизни гарема при условии, что они не будут преданы огласке.
Тогда он и создал откровенный шедевр "По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха". Много лет спустя изображение наложницы по имени Аиша было продано заказчиком и ныне выставляется в Галерее современного искусства в Милане.
Нам остались рисунок и пара записей в дневнике о женщине с глазами цвета мёда и грацией кошки, упоминание о ночных беседах, о взглядах, полных обещания, но ОН художник и, быть может, это лишь фантазии...
Сколько? Миллион или два взглядов, отзывов на одну и ту же выставку?! Навряд ли кто-то покинул её разочарованным. Сегодня предложу вам прочесть ещё два.
Всем счастливых дорог!
Источник