Найти в Дзене

Сила бренда. Мини-рейтинг онлайн-активности спортивных команд Татарстана

Оглавление

Медиаресурсы для крупных спортивных клубов в современных реалиях — не только возможность привлекать болельщиков и быть с ними на одной волне, но и весомый бизнес-актив сам по себе.

Например, в сезоне 2024-2025 Российская Премьер-лига (РПЛ) анонсировала внедрение KPI для клубов, связанного с несколькими медиапокатазелями, что должно было побудить спортивные организации активнее работать с фанатами и развивать медиа. Казанский «Рубин», по данным СМИ, за шестое место в своеобразном медиачемпионате получил порядка 22 млн рублей.

Экспертный KF решил проанализировать работу в этом направлении крупнейших спортивных клубов Татарстана, собрав результаты в мини-рейтинг.

Как мы считали

Основным показателем, легшим в основу распределения мест в мини-рейтинге, стало общее количество аудитории официальных страницах на четырех площадках: «ВК», Telegram, YouTube и TikTok. На последнюю площадку, работающую в России с ограничениями, видео не загружались несколько лет, но в рамках данного исследования все же было решено учитывать уже набранную многомиллионную аудиторию.

Помимо количества подписчиков мы учитывали количество просмотров, активность (так называемый коэффициент взаимодействия) и вовлеченность болельщиков, а также разнообразие контента и креативность. Для этого был использован срез данных, собранных и актуальных на момент подготовки мини-рейтинга.

Дополнительный показатель (не влияющий на распределение мест и экономически не совсем верный) — соотношение выручки спортивной организации и количества подписчиков — показал своеобразную корреляцию с доходами, но требует более детального изучения (в том числе поправки на пересекающуюся аудиторию), потому представлен исключительно в информационных целях.

Финансовые показатели организаций основаны на открытых источниках и являются наиболее актуальными на момент подготовки исследования. Стоит отметить, что некоторые из клубов зарегистрированы как некоммерческие организации, потому для расчетов использован показатель именно выручки, а не прибыли.

1. ФК «Рубин» — 1,3 млн подписчиков

Бесспорным лидером по количеству подписчиков стал футбольный клуб (ФК) «Рубин». Клуб берет свое начало от команды «Искра», основанной в 1958 году на базе Казанского авиационного завода № 22 имени Горбунова. Вряд ли игроки команды могли тогда себе представить, что за каждым их шагом ежедневно будет следить более миллиона человек.

-2

Видео ФК «Рубин» набирали хорошие просмотры в TikTok, где за публикациями следят более 1,1 млн подписчиков. Самого высокого показателя взаимодействия с контентом клубу удалось добиться в мессенджере Telegram.

Компания успешно конвертирует свою известность и социальный капитал в выручку, которая по итогам прошлого года составила 4,1 млрд рублей. Прибыль при этом составила 136 млн рублей. Если соотнести выручку с аудиторией в социальных сетях, то получится чуть более 3 тыс. рублей.

2. ХК «Ак Барс» — 1,15 млн подписчиков

На втором месте по количеству подписчиков оказался хоккейный клуб (ХК)«Ак Барс». Чистая прибыль команды составила 1,47 млрд рублей, а выручка — 6,27 млрд.

-3

Клуб активно взаимодействует с фанатами, в том числе реагируя на информационные события, произошедшие в офлайн. Например, видео с одним из зрителей на матче, написавшем о своей любви к ХК «Ак Барс» на простом листочке в клеточку, собрало 15 млн просмотров.

У хоккейного клуба второе место по аудитории в социальных сетях и первое место по финансовым показателям среди спортивных клубов Татарстана. Также у ХК достаточно высокий показатель конвертации «подписчиков в выручку» — почти 5,4 тыс. рублей.

3. ВК «Зенит-Казань» — 531 тыс. подписчиков

Третье место мини-рейтинга у мужского волейбольного клуба «Зенит-Казань». Выручка клуба в 2024 году составила 777 млн рублей, при этом чистая прибыль оказалась нулевой.

-4

Клубу удается поддерживать высокий коэффициент взаимодействия с подписчиками в Telegram (порядка 5%) и высокий уровень вовлеченности в Youtube (около 6%), при этом удерживая внимание фанатов на всех четырех площадках.

Показатель конвертации «подписчиков в выручку» невысок — чуть менее 1,5 тыс. рублей.

4. «КАМАЗ-мастер» — 410 тыс. подписчиков

Можно бесконечно смотреть на воду, огонь и то, как «КАМАЗ» мчится по пустыне, обгоняя других участников ралли «Дакар». Этим, безусловно, пользуется команда клуба «КАМАЗ-мастер», которой удалось привлечь более 410 тыс. подписчиков в социальных сетях.

-5

Больше всего поклонников команде удалось собрать на YouTube — 169 тысяч человек. Последние видео были сняты на ралли-марафоне «Шелковый путь-2025», где команда заняла первые три призовых места, а в топ-5 вошли четыре грузовика «синей армады».

Выручка НП «КАМАЗ-Автоспорт» (юрлицо команды) составила 590,6 млн рублей, при этом год клуб завершил с убытком в 238,8 млн рублей. Однако показатель конвертации «подписчиков в выручку» даже чуть уступает предыдущей команде — чуть более 1,4 тыс. рублей.

5. ХК «Нефтехимик» — 76 тыс. подписчиков

Пятерку лидеров среди спортивных клубов в социальных сетях замыкает ХК «Нефтехимик».

При относительно небольшом количестве подписчиков выручка Клуба за прошедший год составила 1,35 млрд рублей, прибыль — 29 млн рублей. Что позволило команде получить самый высокий показатель «конвертации» аудитории в выручку — более 17 тыс. рублей на одного подписчика.

-6

Также организации удалось достичь одного из самых высоких (среди участников мини-рейтинга) показателей вовлеченности на площадке YouTube — 8,9%.

6. БК «Уникс» — 67 тыс. подписчиков

Баскетбольный клуб «Уникс», собравший на всех платформах почти 67 тысяч болельщиков, дарит фанатам яркие моменты не только на площадке, но и в социальных сетях. Клуб пробует разные форматы — челленджи, обзоры матчей, интервью, на что аудитория хорошо реагирует.

-7

Выручка клуба в 2024 году составила 82,4 млн рублей, что в пересчете на одного подписчика составляет 1,2 тыс. рублей — самый невысокий показатель из всех (напомним, исключительно информационный).

7. ВК «Динамо — Ак Барс» — 44 тыс. подписчиков

Один из самых высоких показателей соотношения выручки и количества аудитории в социальных сетях у женского волейбольного клуба «Динамо — Ак Барс» — 8,6 тыс. рублей на одного подписчика.

-8

В прошедшем году клуб заработал 376,1 млн рублей, чистой прибыли у организации нет (поскольку компания зарегистрирована как некоммерческая, все заработанные деньги были направлены на развитие).

Судя по показателям, наиболее активно себя болельщики клуба ведут на площадках YouTube и Telegram, хотя наиболее популярной по количеству подписчиков все еще остается «ВК».

8. ФК «КАМАЗ» — 38 тыс. подписчиков

Совпадение ли, что три участника, замыкающие рейтинг, завершили предыдущий год с убытком. Выручка ФК «КАМАЗ» составила 158,3 млн рублей, убыток — 20,2 млн рублей.

-9

Соотношение выручки к количеству подписчиков остается достаточно высоким — 4,2 тыс. рублей на одного подписчика. Клуб акцентирует активность в медиа на «ВК», при этом практически не уделяет внимания таким соцсетям, как TikTok и YouTube, хотя другим спортивным клубам именно эти соцсети приносят наибольший охват.

При этом у ФК один из самых высоких показателей вовлеченности на YouTube, что объясняется небольшим количеством подписчиков (несколько сотен).

9. ХК «Набережные Челны» — 14 тыс. подписчиков

ХК «Набережные Челны» заработал в 2024 году 126,8 млн руб, при этом убыток составил 19,3 млн руб. Коэффициент соотношения выручки на одного подписчика составил более 9 тыс. рублей.

На YouTube и в TikTok клуб практически никакой активности не проявляет. Подавляющее большинство болельщиков собрано на площадке «ВК», но и там кредитивного контента не так много, что, вероятно, не особо устраивает и болельщиков — у команды здесь самый низкий среди всех участников коэффициент взаимодействия.

Команда проекта

Продюсер, редактор — Даниил Ляпунов

Автор текста — Ольга Храмушкина

Верстка — Сергей Алешкой

В материале использованы фото, предоставленные участниками мини-рейтинга, собственные снимки KazanFirst, а также фото с сайта https://sintez-kazan.ru/