Найти в Дзене

Под забором в Батуми: арабы, евреи, персы и Ту-214

В Батуми я хотел сгонять давно - ещё с 2018 года, но каждый раз что-то мешало. Наконец, в августе 2025-го звёзды сложились как надо, я прыгнул в красно-белый "Суперджет", который за 40 минут доставил меня из Минеральных Вод в Грузию.

Аэропорт в Батуми находится на окраине города, но к нему идёт длинная и широкая набережная, так что с логистикой проблем не было. Сократить время в пути можно с помощью бесовских электросамокатов (это первый раз в жизни, когда я готов был ими воспользоваться), но российские карты в Грузии не работают, а по-другому арендовать эти бешеные табуретки нельзя. Так что на точку съёмки приходилось добираться или пешком, или на такси, благо оно тут дешевле, чем в России.

Отношение к споттерам в Батуми совершенно лояльное: у торца полосы вечно торчит толпа народа, снимающая садящиеся самолёты на телефон, так что человек с камерой тут вопросов не вызывает. В какой-то момент рядом с забором остановилась машина местной полиции, и я автоматически напрягся. Но моя персона интересовала полицейских меньше всего - вместе с отдыхающими они сняли на телефоны очередной борт и укатили дальше.

Тусоваться под глиссадой не наш выбор, так что в качестве точки съёмки была выбрана небольшая площадка сбоку от полосы. При таком выборе по-человечески снимать получалось только посадки, но из-за обилия бродячих собак, которых в Грузии почему-то страшно любят, я не рискнул заходить дальше. Не покусанные конечности мне оказались дороже разнообразия ракурсов.

В этом посте собраны фотографии, сделанные мной во время нескольких коротких вылазок по забор аэропорта в течение 5 дней. Торчать у полосы сутками, как я это обычно делаю в Сочи, возможности не было.

Бесспорный лидер по ежедневному количеству рейсов в Батуми - это Тель-Авив. На одном из тель-авивских рейсов заявлена флагманская авиакомпания El Al, однако по факту его выполняет перевозчик Sundor. Модуль в нижней части фюзеляжа этого Boeing 737-800 - это не что иное как система C-MUSIC, предназначенная для защиты пассажирских лайнеров от ракет с тепловым наведением. Израиль устанавливает эти модули на свои гражданские самолёты после попытки бармалеев сбить Boeing 757 авиакомпании Arkia в Кении в 2002 году.

Несмотря на ливрею хорватской Trade Air и хорватскую же регистрацию, этот A320 тоже прилетел из Тель-Авива. Судя по данным planespotters.net, Trade Air получила этот борт в середине августа и тут же сдала его в лизинг Israir.

-2

По количеству ежедневных рейсов в Батуми на первом месте, безусловно, находится Тель-Авив, но самая широкая география полётов из аэропорта - в города России. Авиакомпания Red Wings летает сюда из Екатеринбурга, Казани, Минеральных Вод, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи и Уфы. При этом ежедневно перевозчик летает в Батуми только из Москвы - на Ту-204/214. Все остальные рейсы выполняются на SSJ-100.

Редкий нынче MD-82 авиакомпании Iran Airtour с примечательным бортовым номером прилетел из Тегерана. Помимо Iran Airtour по этому направлению так же гоняют Varesh Airlines и Aseman Airlines.

-4

Летают на побережье Грузии и иракцы: из Багдада с промежуточной посадкой в городе Эрбиль, столице Иракского Курдистана.

-5

Вторая по размеру флота израильская авиакомпания летает в Батуми на A321NEO. Этот борт также оборудован системой C-MUSIC.

-6

А вот у Israir система защиты установлена на не всех самолётах. У борта 4X-ABX её нет, а у 4X-ABI она есть.

Из Дубая прибыл Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Flydubai (единственный перевозчик, связывающий Батуми с ОАЭ). Номерок у него тоже любопытный и неспроста: это первый 737 MAX, полученный авиакомпанией и первый лайнер этой модификации, приступивший к полётам на Ближнем Востоке.

-8

Тип ВС на рейсах из Баку определяется загрузкой и в зависимости от неё по маршруту летают либо E190, либо A320.

Turkish Airlines выполняет в Батуми до двух рейсов ежедневно. Стамбул - ближайший крупный хаб в этом регионе, так что выбор вместительного A321NEO неудивителен. Плюс батумским аэропортом пользуются жители северо-восточных регионов Турции, для которых это самый быстрый способ добраться в центральную часть страны.

-10

Boeing 737 семейства Classic постепенно переходят в стан вымирающих видов, но иорданская авиакомпания Jordan Aviation продолжает летать на них.

-11

И тут же контраст - после 26-летнего "Боинга" на полосу опускается 4-летний Airbus A320NEO авиакомпании Flynas из солнечного Эр-Рияда.

-12

Ещё один борт взятый в лизинг Israir, принадлежащий чешской Smartwings - Boeing 737-800 с номером OK-TVY.

-13

Кстати, местный САБ гоняет птиц с помощью фейерверков. В перерывах между взлётами и посадками в трубы-направляющие устанавливают что-то типа римских свеч и весело палят в воздух, разгоняя пернатую живность.

-14

Все дни моего пребывания в Батуми либо шёл мелкий дождь (сменяющийся адской духотой), либо висела плотная облачность - для побережья в этом климате погода вполне обычная. Учитывайте это, если когда-нибудь решите поснимать в тех краях.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

5 телетрапов и своя КДП: новый терминал аэропорта Минеральные Воды

Старый Ту-154 и дымные посадки "Боингов": аэропорт Сочи

Аэропорт Ставрополя: засилье бортов "Газпромавиа" и новый терминал

Горы, три борта "Победы" и пара A321: аэропорт Владикавказа

Небесный хоккеист: новая спецливрея авиакомпании NordStar

Ан-30, Ми-171А3 и лезгинка возле "Суперджета": аэропорт Нальчика