31 августа 2025 пришло печальное известие о кончине Марии Денисовны Колтаковой (1922-2025), стальной бабушки, российской железной леди, ветерана Великой Отечественной войны и 16-кратного рекордсмена книги рекордов России. Особенно известен её первый прыжок с парашютом в 95 лет. Мария Денисовна хотела оставить книгу воспоминаний, но не успела. В память о нашей героине я написал этот рассказ о её военной судьбе на материалах видеоинтервью с ветераном разных лет, а также документов военной поры. Мария Денисовна охотно рассказывала на камеру о пережитом. Представление о ее пути с военной точки зрения, думаю, получилось.
Мария Денисовна Колтакова (в девичестве Шамаева) родилась 14 января 1922г. в с. Верхняя Дубровка Самарской губернии (ныне Пензенской области). Через полтора года родители переехали в Сибирь. Отец работал на строительстве железных дорог. В 1941 году Мария закончила 126 (6-ую) школу в г.Белово Новосибирской области, это был первый выпуск 10-го класса. Школа открылась в 1938 году. Как рассказывала Мария Денисовна: В воскресение 22 июня дома собрались родственники отца, все чаевничали. Вдруг в 12 часов мы услышали по репродуктору объявление Молотова о том, что Германия напала на Советский Союз без объявления войны. “Реакция была однозначная. Мы, школьники, первый выпуск, собрались на комсомольское собрание и принялись обсуждать, что нам делать и как нам быть. Весь класс решил добровольно идти в армию.. В военкомат подали заявление и в горком комсомола”.
Очевидно, ребята дружно явились в военкомат, поскольку военком им сказал: “Дорогие, милые дети, а что вы умеете делать?” А мы ему показываем значки ГТО, ПВХО, ворошиловский стрелок, - все такие герои. – Военком говорит: “Этого мало. Война – это тяжелый труд. Мы вас распределим по ротам и вас будут долгое время учить военному делу”. Этот разговор состоялся в 1941 года, но когда точно, не ясно. В конце августа 1941 года на основании директивы Наркомата обороны СССР и приказа главнокомандующего Сибирским военным округом в Кузбассе началось формирование на добровольческой основе 376-й стрелковой дивизии. Однако М.Д.Колтакова рассказывала всегда о более "поздней" - 303-й дивизии.
3 декабря 1941г. войскам Сибирского военного округа было приказано - с 9 декабря - формировать 448 стрелковую дивизию. 13 января 1942г. 448-я дивизия была переименована в 303-ую. 50% состава этой дивизии формировалось из молодежи 1922-23гг. рождения из Новосибирского, Кемеровского, Топкинского и Гурьевского районов Новосибирской области. Остальной состав обеспечивался из запасников и вылечившихся раненых. Дивизию, по сути, добровольческую, хорошо готовили к ратной службе. Девушкам было предложено пройти медицинские курсы. По окончании школы медсестер Мария была зачислена санинструктором в санвзвод 2 батальона 847 стрелкового полка. Согласно документам, это произошло 12 марта 1942г. 847 полк формировался в Гурьевске - в 30 км от Белово. – Кончилась учеба, нас погрузили в товарные вагоны. Пришел провожать весь город Белово. И вот я запела песню ”Прощай, любимый город. Это было не только боль разлуки с любимым городом Белово, а огромное желание защитить то, что осталось за колесами уходящего состава.”
Приказ об отправке на фронт ( 18 апреля 1942г. ) 303-я дивизия получила 15 апреля. Первоначально 303 сд вошла в состав 2 резервной армии и прибыла в г.Буй Костромской области. Там она сосредоточилась к 6 мая. 7 июля был получен приказ немедленной погрузке дивизии и движение по маршруту с конечным назначением Липецк. “Доехали мы до Липецка и нас выгружают. По дороге нас бомбили. И вдруг приказ И.В.Сталина освободить Воронеж во что бы то ни стало.” (7 июля немцы заняли правобережную часть Воронежа). Нам то сказали, что будем отдыхать, но отдыха не было”. Вечером 14 июля по дивизии был отдан приказ на движение её маршем. Шли по лесным тропам. С 16 июля часть её (вкл. 847 сп) передвигалась на автотранспорте. Переправились через реку, вышли на Задонское шоссе.
“Наш 847 полк шел впереди колонны и первым вступал в бой, пока остальная дивизия ещё двигалась. В нашем 2-м батальоне у бойцов на руках была винтовка с 10 патронами, с этим мы и вступили в рукопашный бой в немецких окопах (19 июля в 6 часов утра 847 сп пошел в наступление – О.Д.). 4 дня косили друг друга, как хлебный колос. За это время потеряли 35-40% состава. Лето было жаркое. Кругом всё горит. Танки горят, танкисты тоже горят. Пехота тоже не отстаёт. Санрота не успела развернуть свои палатки для приёма раненых, в лесу принимали их прямо на поляне (Наступали на Воронеж с севера из лесного массива - О.Д.). Поляна была вся красная от кровавых бинтов.
И вот мы ползём по полю, на котором горит пшеница. Лежит раненый под палящим зноем. Бледный, не может говорить, истёк кровью. Мы ему намочили губы. Он нам глазами поморгал. Мы поняли, что он хотел что-то сказать, но не мог. Он смог поднять руку и показать на карман гимнастёрки. Вытащили из кармана конверт. На школьном листочке нарисована детская крохотная ручонка, которая будто тянется к отцовской щеке. Солдат умирал на наших руках. Мы приложили этот листочек к его губам, и он скончался. Такая была трагедия.
Потом подошла артиллерия, катюши. Немцу мы тогда немножко припарили жару, и он перешел к обороне. Страшно мне не было. Страх возник только тогда, когда начали бить наши катюши. Они стояли рядом, были замаскированы ветками. Мы и не думали, что это катюши (реактивные установки). Машины стоят и всё. Когда началась артподготовка, катюши начали стрелять – дым, огонь. Мы не знаем, откуда и чего. Мы, девчонки, попадали на землю. А солдатики наши засмеялись. – Девочки, вставайте. Это же катюши."
За 4 дня боев (19-23 июля) немцы были выбиты из центра Воронежа, а 303 сд была переведена на другой участок в том же районе. Об этих 4 днях за город Мария Денисовна рассказывала всегда.
"Полгода, почти 200 дней, мы стояли у Воронежа на Задонском шоссе. Освободили вокзал Воронеж-2, аэропорт, Ботанический сад, сельскохозяйственный институт, областную больницу, за которую шли сильные бои (в июле 1942 – О.Д.). Наши ворвались в неё экспромтом и погнали немца вверх, на второй этаж и выше. Было очень много раненых. Они катились по лестнице по ступенькам, а я перевязывала раненых, оказывала им первую помощь под лестницей на первом этаже. Там погиб ( 23.07.1942) комиссар 847 сп Иванов Иван Васильевич".
"Первую награду я получила в боях за Воронеж. Я вынесла с поля боя 27 раненых солдат и офицеров с их оружием". Как указано в наградном представлении от 6.11.1942г., это (27 чел.) произошло в период с 20 сентября по 1 ноября 1942г. Похоже, число перевязанных Марией раненых здесь не указывается, обычно раненых с поля боя после первой помощи выносили санитары-мужчины.
"И за мной пришел солдат с переднего края, пригласил к командующему 60 армией Черняховскому Ивану Даниловичу. Я насторожилась, в чём дело? А когда пришла на наблюдательный пункт. Черняховский И.Д. мне вручил медаль “За отвагу”. Моим родным послали благодарственное письмо".
Через какое-то время домой пришла похоронка, - сообщение о том, что 19 декабря 1942г. (или октябре 42 - О.Д.) я погибла. Я ходила в разведку с ребятами за языком у села Латное. Взяли этого языка. Меня оставили неподалёку, чтобы я была начеку, если будут раненые. Разведчики вытащили немца, мешок на голову и поволокли. Немцы спохватились, начался обстрел. Наши вызвали огонь на себя. Осколок попал мне в ногу, я отползла в сторону для перевязки (или укрытия? - О.Д.). И.. разведчики прошли мимо меня. Я только на второй день доползла до своих. А на меня уже написали похоронку. Когда поле войны я приехала домой, две похоронки лежала на столе у мамы – моя и брата Евгения.
Евгений погиб 18 августа 1945г. на Курильских островах. Брат работал учителем и занимался парашютным спортом. Девчонкой я ему завидовала, хотела тоже прыгать. А он сказал, - подрастёшь и прыгнешь. В память об Евгении я совершила свой парашютный прыжок в 2015г. Не успела перекреститься перед этим прыжком, сказать “Спаси и сохрани”, как уже была в бездне. Как птица летела, внизу были белые-белые облака. Такое ощущение, что я ходила по ним, как по ковру белому.
“Полгода мы стояли у Воронежа на Задонском шоссе, город частично оставался за фашистами. Наконец, 25 января 1943 мы полностью освободили Воронеж”. 19 января 1943 303 сд была переброшена на другое направление. Она пошла на Старый и Новый Оскол, Обоянь. 8 февраля мы освободили Курск. Пошли на Белгород. Его дважды освобождали 9 февраля и 5 августа 1943.
Суровой снежной зимой 1943 года бои шли у села Старое Роговое Горшеченского района у Старого Оскола. (Воронежско-Касторненская операция в составе 40 армии – О.Д.). 849 полк потерял много своих солдат и отступал. В этом полку служила санинструктор Зина Туснолобова, подруга Марии. Санинструктор ползла к раненому командиру роты Иосифу Тимошенко. Ползла, прятала лицо в снег. По пути её ранило в руку и в ногу. Когда раненая доползла до командира роты, он был уже мёртвый. Наш батальон 847 полка пришёл им на помощь. Отбили атаку немцев и пошли на Горшечное. С 1 по 3 февраля освободили Горшечное и Старое Роговое. А Зина осталась на поле боя. Утром разведчики её нашли, живую, примёрзшую к земле.. К ней накануне подходил фашист, пнул в живот сапогом и ударил прикладом по голове. Девушка притворилась мертвой. Немец сказал: Фрау зольдат капут.” И ушёл. Разведчики её забрали, начался путь от санроты до госпиталей. У неё началась гангрена, врачам пришлось ампутировать обе руки и ноги, было 8 операций.
Ей сделали протезы, она научилась писать каллиграфическим почерком. Я её навещала в госпитале, она мне всё рассказала. Медсестра написала под её диктовку письмо мужу. – “Дорогой Иосиф, прости-прощай. Забудь меня. Я не хочу быть для тебя обузой. Твоя Зина.” Иосиф быстро написал ей письмо: “Дорогая Зина, если я останусь жив, я буду жить с тобой долго и красиво.” В мае 1944 Зина написала письмо Прибалтийскому фронту, чтобы они отомстили за её истерзанную молодость. Если бы я имела возможность взять в руки автомат, я была бы сейчас с вами. Танкисты и летчики писали на своих машинах – За Зину Туснолобову!
После войны супруги жили в Полоцке, откуда Зина с родными до войны перебралась в Кузбасс. Зина родила 4 детей. Ей присвоили звание Героя Советского Союза в 1957г. , Белоруссия добилась этого. Музей Зинаиды Туснолобовой-Марченко в Полоцке открыт. В память о подруге я совершила свой третий прыжок с парашютом, второй раз прыгала снова за брата.
Продолжение следует
Военная История в блоге Друг Истории - подборки Ветераны. Воспоминания о ВОВ и Великая Отечественная война
Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №375, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК