Найти тему
Друг Истории

Лётчицы-истребители в бою. Двое против сорока двух. Такое в воздухе и не снилось

Как воевали женщины-истребители? На этот вопрос попытался ответить режиссер Алексей Герман младший в фильме “Воздух”. Возможно, с художественной точки зрения его подход к изображению боевой деятельности женской эскадрильи оправдан. Однако в военно-историческом плане многое было не совсем или совсем (не) так. Получается, что художественный взгляд режиссера несколько искажает реальные отношения к летчицам на той великой войне. Продолжим обсуждение этой темы, отталкиваясь от ключевого момента фильма – посылки необстрелянной женской эскадрильи в бой, происходивший по сюжету картины 22-23 апреля 1942г.

Этот очерк является боевым приложением к статье Фильм “Воздух”. Факты, вымыслы и подлинная история женщин, лётчиков-истребителей

В реальной истории первые боевые вылеты женщин-истребителей происходили в сентябре 1942г. на Сталинградском фронте в составе групп (четверок), - 2 мужчин, 2 женщины. Женщинами даже в той отчаянной ситуации, - более сложной, чем на дороге жизни весной 1942г., мужчины-авиаторы жертвовать не хотели. Более того, "слабый пол" постарались вывести по возможности из самого пекла. Летчицам пришлось приложить гораздо больше усилий, чем показано в фильме, чтобы доказать свою способность сражаться с немецкими асами и выходить на штурмовку. Первыми убедили в этом Лидия Литвяк и Екатерина Буданова, третьей была малоизвестная Анна Демченко. В этом очерке мы разберем наиболее удивительные воздушные сражения, до которых сценаристы “Воздух” не добрались.

Итак, звено 586 иап Р.Беляевой (Л.Литвяк, Е.Буданова, М.Кузнецова) на Як-1 прибывает 12 сентября 1942г. в 788 иап (истребительный авиаполк) 102 иад (дивизии), действующей на Сталинградском фронте. Звено не вливается в полк, а только придается. И происходит, кажется, странная вещь, - к вечеру 14 сентября в 788 иап остается готовыми к вылету 5 Як-1, а 15 сентября -3, 16 сентября -1, а женское звено (4!) на Як-1 в то же время передают в более боеспособный 437-ой иап 287 иад. 788 иап 17-19 сентября вообще не летает, чинит самолеты. 27 сентября Лидия Литвяк (приданная 437 иап) в групповом бою сбивает юнкерс, что отмечается в сводке 8 воздушной армии с пометкой Литвяк (девушка).

Я подчеркнул в оперсводке 8 воздушной армии за 27 сентября 1942г. уточнение о том, что Литвяк девушка. Мне кажется, что именно после этой сводки пошел приказ об отправке всех девушек-летчиков 586 иап в тыловые районы
Я подчеркнул в оперсводке 8 воздушной армии за 27 сентября 1942г. уточнение о том, что Литвяк девушка. Мне кажется, что именно после этой сводки пошел приказ об отправке всех девушек-летчиков 586 иап в тыловые районы

Тем не менее в разгар боев за Сталинград, с 1 октября звено Беляевой передают в отведенный в тыл 9 гв. иап, базирующийся на аэродроме Житкур, что 120 км восточнее Сталинграда. Здесь девушки охраняют аэродром и ст.Эльтон и именно здесь происходят фантастические “чисто женские” групповые бои. Процитирую рассказ механика самолета Инны Паспортниковой.

“Памятным для всех нас остался день 2 октября 1942 года. Аэродром Житкур. Большая часть летного состава отправилась за новыми самолетами: машин в полку было мало, а те, что были, давно требовали замены. По ночам механики наскоро заделывали эмалитом и перкалью бензобаки (эмалит - специальный лак, служащий для покрытия перкаля - специально пропитанной ткани - О.Д.), заматывали киперной лентой (Материал ленты славится высокой плотностью за счёт переплетения нитей - О.Д.) перебитые трубопроводы. Такого «подлеченного» самолета хватало на один-два полета. Машины, на которых прибыли в полк девушки, были пока самыми надежными — ведь мы получили их незадолго до отправки на фронт. Поэтому они и несли основную нагрузку. На наших машинах летал весь летный состав полка. Мы, механики и вооруженцы, едва поспевали заправлять их бензином и боеприпасами.

1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажников Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева (1912-19.07.1943, 586 иап), Валерия Хомякова (3 августа 1914—6 октября 1942, 586 иап), Мария Глуховцева и Евгения Прохорова. https://vk.com/wall153465880_6409
1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажников Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева (1912-19.07.1943, 586 иап), Валерия Хомякова (3 августа 1914—6 октября 1942, 586 иап), Мария Глуховцева и Евгения Прохорова. https://vk.com/wall153465880_6409

Так было и на этот раз. Самолеты только что пришли с боевого задания, летчики еще не вышли из кабин, а на стоянках ожидали уже своей очереди лететь Катя Буданова и Рая Беляева. Обе бросились помогать механикам заправлять бензобаки, вместе бегло осмотрели самолеты: нет ли пробоин и повреждений? Мы помогли им надеть парашюты, сесть в кабины и пристегнуться. Еще секунда, и моторы заработали.

Юнкерсы, Ju-88 https://hdpic.club/32819-ju-88-samolet-48-foto.html
Юнкерсы, Ju-88 https://hdpic.club/32819-ju-88-samolet-48-foto.html

Катя и Рая патрулировали в районе Житкур-Эльтон. Ведущей была Рая Беляева. Они одновременно увидели на горизонте группу бомбардировщиков Ю-88. Их было 12. Сомкнутым строем шли они на бомбежку Эльтона. Девушки бросились в атаку. Одна за другой они атакуют ведущего. В воздухе появились белые клубочки дыма. Это ожесточенно бьют пушки самолетов противника. Враг ощетинился и еще плотней сомкнул строй. «Ну нет! Не пройдете, ни за что не пройдете!» Девушки снова бросились в атаку. И вот строй дрогнул. «Ага, струсили, гады!» Бомбардировщики изменили курс и, удирая, беспорядочно пошвыряли бомбы в поле. “Да, замысел врага сорван, а самолеты все-таки ушли невредимыми”, — досадовала Буданова, хмурясь и кусая губы. Она не могла простить себе этого.”

Екатерина Васильевна Буданова  (07.12.1916 - 19.07.1943), Герой Российской Федерации (1 октября 1993), лётчик-истребитель, гвардии лейтенант (19 февраля 1943).
Екатерина Васильевна Буданова (07.12.1916 - 19.07.1943), Герой Российской Федерации (1 октября 1993), лётчик-истребитель, гвардии лейтенант (19 февраля 1943).

Итак, мы видим, что немецкие бомбардировщики шли в наш тыл без сопровождения истребителей. Но их строй и мастерство представляли опасность для наших летчиков. Тот же ас-бомбардировщик Ганс-Ульрих Рудель (его воздушный стрелок) сбивал советские истребители. Следующий подобный случай опять с юнкерсами выглядит ещё более смелым. Оговорюсь, что Литвяк, похоже, прибыла на Житкур позже - 10 октября. Опять рассказывает Паспортникова:

“Ровно через 4 дня, 6 октября, Екатерина дежурила в самолете по готовности номер 1. День был ясный, солнечный, на редкость тихий. Враг будто притаился. Дежурство подходило к концу, а приказа вылетать на задание еще не было. “Неудачное у меня сегодня дежурство”, — подумала Катя, как вдруг — ракета! На горизонте показались точки. Да, так и есть — самолеты противника. Секунды, и мотор запущен. Но винт самолета ведущего неподвижен: мотор не хочет запускаться. Решение было принято молниеносно. Буданова взлетела одна — навстречу 13 «Юнкерсам», идущим на город (ст.Владимировка или ст.Эльтон – О.Д.). Но прилив ненависти к врагу победил страх. Катя бросилась в самую гущу стервятников, разбивая их строй. Снаряды рвались совсем рядом. Наконец, в перекресте прицела — самолет противника. Лётчица отчаянно нажала на гашетки. Воздух прорезала светлая полоса трассирующих пуль, скользнула по вражескому самолету, и один Ju-88 окутался клубом черного дыма. Вот она, долгожданная победа! Первый сбитый самолет!”

Як-1 в бою с Хеншелем 129 https://hdpic.club/26126-jak-1-istrebitel-58-foto.htm
Як-1 в бою с Хеншелем 129 https://hdpic.club/26126-jak-1-istrebitel-58-foto.htm

Рассказ о женском героизме в воздухе был бы не полон без одного фантастического эпизода 19 марта 1943г. в Воронежско-Борисоглебском дивизионном районе ПВО. 586 иап (уже к тому времени не чисто женский, а смешанный) вылетел на отражение массированного налета на ст.Лиски. На аэродроме остаются только дежурные Тамара Памятных (24 года) и Рая Сурначевская (21 год). Они вылетают по сигналу боевой тревоги в 9.53 и обнаруживают, что на ст. Касторная летит настоящая армада. В наградных документах указывается, что летело 2 эшелонами на ст. Касторная (в 140 км от линии фронта) 42 Ju-88 и Do-215. Летчицы налетели сначала бесстрашно на первую группу, затем на 2-ую. Сбили 4 самолета и повернули врага назад. Обе героини были подбиты, но, к счастью, уцелели. Лучше них никто не расскажет:

 Слева Направо Галина Бурдина, Тамара Памятных (1919-2012), Валерия Хомякова, Валентина Лисицына Ист. https://mf.b37mrtl.ru/rbthmedia/images/2022.02/original/620156936a0357258b3ac56e.jpg
Слева Направо Галина Бурдина, Тамара Памятных (1919-2012), Валерия Хомякова, Валентина Лисицына Ист. https://mf.b37mrtl.ru/rbthmedia/images/2022.02/original/620156936a0357258b3ac56e.jpg

“Все было, как обычно, - вспоминала Тамара Устиновна Памятных. - Зеленая ракета - сигнал боевой тревоги, взлет. Идем в указанный с КП квадрат. Высота 4000 метров. Впереди на юго-западе вижу черные точки. В голове мелькнуло: "Птицы". Нет, идут слишком ровно, и высота большая. Помахав Рае крылом: "Следуй за мной", - иду на сближение. Солнце сзади - можем подойти скрытно. Теперь ясно видим ниже себя метров на 600 большую группу фашистских бомбардировщиков, идущих в четком строю, чуть поодаль - другую группу. Десятки тяжелых машин, несущих тонны смертоносного груза, ощетинились во все стороны пулеметами. Несколько минут, и бомбы обрушатся на станцию.

Немецкие Хейнкели (He-111) в строю. В отчете о боевой деятельности 586 иап указывается, что на Касторную 19 марта 1943г. летели именно хейнкели и дорнье фашистских захватчиков. В наградных документах и воспоминаниях Памятных говорится об  юнкерсах и дорнье. То ли хейнкели там тоже были, то ли какая то путаница.
Немецкие Хейнкели (He-111) в строю. В отчете о боевой деятельности 586 иап указывается, что на Касторную 19 марта 1943г. летели именно хейнкели и дорнье фашистских захватчиков. В наградных документах и воспоминаниях Памятных говорится об юнкерсах и дорнье. То ли хейнкели там тоже были, то ли какая то путаница.

Мгновенно созревает план: использовать внезапность и преимущество в высоте, разбить первую группу, не дать ей отбомбиться прицельно. Сваливаем машины в крутое пикирование и открываем огонь по бомбардировщикам, идущим в центре группы. Из атаки выходим боевым разворотом; внизу под нами падают 2 горящих самолета. С земли поднимаются черные столбы взрывов, строй бомбардировщиков рассыпается. Следующая группа знает, в воздухе истребители, и подходит сомкнутым строем.

Бомбардировщик Дорнье 215. Ист. https://war-book.ru/dornier-do-215-bombardirovshhik-germaniya2/
Бомбардировщик Дорнье 215. Ист. https://war-book.ru/dornier-do-215-bombardirovshhik-germaniya2/

Снова атакуем, уже сзади, сбоку. Противник ведет по нам сосредоточенный огонь. Сближаемся до предела. Вижу в последнем самолете пулеметы и голову стрелка, даже различаю его лицо. Жму на гашетку - пламя заклубилось на правой плоскости "юнкерса". Вдруг мой самолет, вздрогнув, резко переворачивается и, бешено вращаясь, стремительно несется к земле. Пытаюсь открыть кабину, расстегнуть ремни, но огромная сила вдавила меня в сиденье, не могу поднять руки, а земля приближается с каждой секундой. Под напором воздушного потока с треском срывается с кабины колпак. С трудом расстегиваю ремни, и меня с силой выбрасывает из кабины. Рука инстинктивно выдергивает кольцо. Рывок от раскрывшегося парашюта - и в следующее мгновение ноги встречают землю. Рядом горит мой самолет. Ощупываю шею, лицо - чуть-чуть поцарапало.

Раиса Нефедовна Сурначевская (1922-2005). Иногда это фото путают с изображением Е.Будановой
Раиса Нефедовна Сурначевская (1922-2005). Иногда это фото путают с изображением Е.Будановой

Вытирая кровь с лица, смотрю на небо. Самолеты противника уходят на запад, их атакует Рая Сурначевская. Значит, станцию отстояли. - У меня больно сжалось сердце, когда я увидела горящий и падающий в беспорядке Тамарин самолет, - рассказывала Раиса Нефедовна Сурначевская. - С отчаяния забыв осмотрительность и все правила ведения боя, я в упор всадила огневой залп в ближайший "юнкерс", который сразу окутался черным дымом и круто пошел вниз. И тут же почувствовала толчок, горячий пар заполнил кабину. Невольно отвалила в сторону и, планируя, стала выбирать подходящую площадку для посадки.

Наградное представление на Р.Сурначевскую (такое же же на Т.Памятных)
Наградное представление на Р.Сурначевскую (такое же же на Т.Памятных)

Температура масла поднялась до красной черты, пришлось выключить мотор и садиться в поле без щитков на фюзеляж. Приземлилась на бугре. Вокруг тихо. Вдруг вижу: бегут люди - кто с вилами, кто с палками, с ружьями. Увидев на крыльях звезду, пошли медленней, с удивлением рассматривая самолет и меня.”

Тамара Памятных (слева) и Раиса Сурначевская показали пример истинного героизма. Фото Кнорринг О.Б.
Тамара Памятных (слева) и Раиса Сурначевская показали пример истинного героизма. Фото Кнорринг О.Б.

Подвергнувшись нападению 2 бесстрашных ястребков, немцы поняли, что обнаружены и скоро прилетят новые советские истребители. Поэтому бомбардировщики повернули назад. Вот этот героический эпизод, занявший 22 минуты летного времени, можно было бы и экранизировать.

Признателен за лайки и подписку) Душин Олег (с), Друг Истории №233, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории

Очерк включен в подборку Война (ВОВ) и подборку Авиация. Космос в блоге Друг Истории