Варвара шла домой из школы и увидела, как к ней навстречу идет почтальон с сумкой наперевес.
- Письмо тебе, Варвара, из Москвы. Дочка, чай, пишет?
- Дочка, - улыбнулась она, беря в руки конверт.
Глава 1
Глава 2
- Молодец у тебя Нина - и школу на отлично закончила без твоей помощи, и в институт поступила, а теперь и вовсе столичной жительницей заделалась. Эх, а вот мой Стёпка шалопай, учиться не хочет, работает через пень-колоду, - Захаровна махнула рукой и поспешила дальше разносить письма.
Дома, развернув лист, Варя начала читать и её бросило в жар.
"Мама, я даже не знаю, как начать. Но, как есть... Я видела папу. Он жив, но он ничего не помнит. В 1944 году папа получил травму головы, сгорели его документы и так, как он потерял память, ему дали другое имя - Иван Петрович Беспамятный. Он работает в больнице. У него теперь не только другая фамилия, но и другая жена, другая дочь. Он за столько лет ничего не может вспомнить - ни тебя, ни нас, ни войны. Я сказала ему, кто я. Он посмотрел на меня, как на постороннюю. Мама, он жив. Но он уже не наш. Я не знаю, что делать, и думаю, что ты должна приехать, поговорить с ним. Может быть, ты сможешь вернуть его."
Варвара прочитала письмо трижды. Потом села и достала шкатулку. Вот фотография фронтовая, на которой он в форме, стоит и улыбается.
- Ты жив, - прошептала она, проведя пальцем по снимку. - Ты жив…
Но тут же со слезами на глазах посмотрела в сторону. Да, он жив, но он теперь чужой. Что ей делать? Приехать к нему, броситься в ноги той женщине, которая родила ему ребенка, и попросить вернуть ей мужа?
Варвара не хотела рушить чужую жизнь, но...
Но она не смогла усидеть на месте. Хотелось хоть одним глазком посмотреть на него. Может быть, Ниночка ошиблась? А если нет? В конце концов, у неё тоже есть дети от него.
Через три дня она сидела в поезде. В сумке шкатулка и платок, который он подарил ей перед разлукой, а в душе надежда на то, что Нина не ошиблась и её Сашенька в самом деле жив.
****
Они встретились у фонтана. Нина привела мать, а мужчина нервно прохаживался рядом с фонтаном, пытаясь хоть что-то вытащить из своей памяти. Но увы, её будто стерли, как стирают мел на доске.
- Это моя мама, Варвара. И твоя жена, - Нина смотрела на мужчину, которого не решалась назвать отцом. Он ведь не вспомнил её, и чувств у него никаких к ней нет.
Он смотрел на Варвару долго, пристально, будто пытаясь каждую черточку лица припомнить.
- Вы… похожи, - сказал он тихо, - на женщину из моего сна. Она стоит у реки и улыбается, а еще я слышал во сне слова: "Я буду ждать тебя."
Варвара не могла говорить из-за слёз, которые текли из её глаз.
- Это ты, - прошептала она. - Это ты, Саша.
Он сел на лавочку и обхватил голову руками. Раскачиваясь из стороны в сторону, мужчина наконец немного успокоился и попросил:
- Расскажи мне... Расскажи всё.
- Мы поженились в двадцать девятом году, а в январе 1931 года родилась наша дочь Ниночка, ты её уже знаешь. А в ноябре 1938 года на свет появилась еще одна наша дочка, Леной её зовут, в честь твоей матери имя дали.
- Моя мать... - он глухо простонал.
- Она жива, Саша. Жива, и ждет тебя так же, как я ждала. Вот уж три года, как она живет со мной после того, как не стало твоего отца. Не выдержал твой папа горестей, что на семью их полились будто из рога изобилия. У тебя было двое братьев Егор и Миша... На Егора в сентябре 1942 года похоронка пришла, на Мишу в декабре 1943 года.
- Я не помню, ничего не помню, - он зарыдал.
- Я ничего не сказала твоей матери. И только тебе решать, открыть ей правду, или нет, - тихо произнесла Варвара.
Он молчал, а потом произнес:
- Я бы хотел увидеть маму, утешить её, ведь даже сложно себе представить, что чувствует она. Я не помню её, но возможно, руки матери и её голос вернут мне хоть немного памяти.
- А я? - Варвара заплакала. - Меня ты, получается, не вспомнил.
- Прости, Варя. Не вспомнил. Я не хочу причинять боль, ведь сейчас люблю другую женщину, что подарила мне дочь. Дочь, которую я растил с первого дня и которую помню..
Она села рядом с ним.
- Я приехала не для того, чтобы забрать тебя, - произнесла она тихо, стараясь унять душевную боль. - Я приехала, чтобы увидеть тебя, убедиться, что ты жив.
Когда они расставались на площади у фонтана, Нина назвала ему свой адрес. А вечером в комнату коммунальной квартиры, где осталась на ночь Варвара у своих детей, пришла незнакомая женщина. Она была примерно ровесницей Вари, держалась уверенно, но в голосе её было волнение.
- Вас Варварой зовут?
- Да.
- Меня Татьяной. Я... Как бы это нелепо не звучало - жена вашего мужа. Прошу вас, очень прошу, скажите мне - зачем вы приехали? Вернуть его? Конечно, вы имеете на то право, - она торопливо говорила, не в силах справиться с волнением. - Но я врач. Я видела людей с потерей памяти. Возможно, когда-то он и вспомнит, и встречи с вами могут этому поспособствовать, но... Я прошу вас, дайте время. Дайте время мне привыкнуть, - женщина уже не сдерживала слёз, она достала платок и вытирала им глаза.
Варя взяла её за руку и тихо произнесла:
- Татьяна... Я ждала его несколько лет. Мне было неважно уже с кем он, где он, лишь бы живым был, да здоровым. Поймите, я не могу заставить его вновь вспомнить о любви ко мне, потому что он любит вас и вашу дочь. Но там, в родной деревне, его ждет мать. Он должен приехать, навестить её и тогда сердце женщины успокоится. А еще... Если он захочет видеться с дочками, прошу вас - не запрещайте ему этого.
- Как же я могу? - покачала головой Татьяна. - Я не могу, не имею права.
ЭПИЛОГ
Иван не стал возвращать прежнее имя, он уже давно привык к тому, которое получил в госпитале. Его мать, Елена Михайловна, была счастлива увидеть сына. Когда он приехал, чтобы увидеться с ней и познакомиться с младшей дочерью, счастью её не было предела. Правда, всё же беспокойство одолело старушку, но Варвара её быстро успокоила - это теперь не её муж, у него другая семья и она не будет его уводить. Самое главное, что он жив, а всё остальное легче пережить.
Постепенно, навещая мать в деревне, общаясь с Варварой, Ниной и Леной, Иван стал немного вспоминать прошлое. Татьяна даже стала жаловаться, что по ночам ему снится война... Война, которую он забыл.
В 1960 году Иван умер, сказались травмы головы и ранения на фронте. Он пережил свою мать на четыре года, которая ушла в мир иной со спокойной душой, обретя вновь сына.
Татьяна и Варвара общались в письмах, присылали друг другу открытки с поздравлениями, а когда дочь Татьяны Елизавета выросла, то стала общаться близко со своими сестрами, особенно с Ниной, которая жила в Москве.
Спасибо за прочтение и поддержку автора.