Ингушские боевые башни - живые памятники архитектурного и строительного мастерства древнего населения этих мест. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Башенные комплексы Ингушетии - это родовые цитадели ингушских тейпов (семейных кланов, в которые входят по несколько фамилий). Каждый род возводил свою фамильную цитадель.
Ингуши - один из древнейших народов Кавказа, который хранит многовековую историю. Самоназвание ингушей - "ГӀалгӀай" от слова "ГӀал" - башня, что означает "жители башен".
"Скажи мне, какая у твоей семьи башня, и я скажу, достоин ли ты моей дочери!", - рассуждал в былые времена глава любой ингушской семьи.
Одно из крупнейших башенных поселений - Эрзи, находится в Джейрахском районе рядом с селом Ольгетти. Эрзи в переводе с ингушского означает "Орёл".
Ещё на подъезде к селу видны стройные силуэты вековых башен, словно безмолвные стражи стоят они наблюдая за окрестностями.
Начало пути в горную Ингушетию
Наш гид Руслан сначала засомневался, что мы сможем подняться к самим башням, всё же с нами была моя мама, а ей уже немало лет. Но сомнения были напрасными, мама у нас не домосед, ведёт активный образ жизни и подъём к башням оказался ей под силу.
Подъем по сложности можно сравнить с подъемом на Иверскую гору в Абхазии, примерно такое же расстояние, может даже чуть поменьше. Мы поднимались по этакой козьей тропке, а если держаться левее, то можно подняться по более пологой, но длинной дороге. По ней мы спускались на обратном пути.
Оказавшись наверху, среди этих высоких каменных исполинов, почему-то не отпускало ощущение, что мы как карлики находимся среди великанов.
Расскажу немного о том, как строили эти башни. Известно, что только ингуши строили башни в своем неповторимом стиле. Секреты строительства башен передавались из поколения в поколение, существовали целые строительные кланы.
Построить башню нужно было в течение одного года. Если мастер не успевал это сделать или башня падала спустя некоторое время, винили в этом, как ни странно, заказчиков: значит, слабый и бедный род плохо кормил строителей и мало им заплатил.
В первую очередь хозяева договаривались с мастером и согласовывали размер платы за постройку башни. Плата могла равняться 60−80 коровам. Это была условная денежная единица: одна корова могла равняться, например, 10 овцам, набору медной посуды или половине лошади.
Затем с назначенного места удаляли грунт и заливали в проделанное углубление молоко. Если молоко к утру не впиталось, значит, основание башни будет стоять на твердой скале.
После этого мастер устанавливал четыре самых больших и крепких камня по углам башни. Затем первые ряды камней окроплялись кровью жертвенного барашка. И только потом приступали к строительству.
Башенный комплекс Эрзи состоит из 8 боевых, 2 полубоевых, 47 жилых башен и различных пристроек к ним. В настоящее время башни находятся в разной степени сохранности, последние ремонтно-реставрационные работы в Эрзи проводились в 1986 году.
Боевые башни имеют высоту в пять - шесть этажей. На первых этажах хранились припасы, а так же содержались пленники. В стенах остальных этажей (кроме верхних) видны многочисленные узкие бойницы для ведения боя, оборонительные ниши, редкие небольшие сводчатые оконные проёмы.
Вообще, даже в те далёкие времена, постройка боевой башни требовала и большего мастерства, и стоила куда дороже, чем возведение жилой башни. Собственную боевую башню мог позволить себе далеко не каждый тейп. Соответственно, и строители таких башен славились далеко за пределами своего, так сказать, района.
Поодаль от основных башен и построек поселения обычно располагался склеповый некрополь. Ислам пришел в эти горы совсем недавно, а до этого умерших хоронили по языческим похоронным традициям, в родовых склепах. То тут, то там, в нескольких километрах от основной застройки виднеются другие одинокие башни и фамильные склепы.
Когда точно был построен Эрзи не известно, но историки сходятся во мнении, что примерно в XV-XVII веках. Именно из Эрзи пошли одни из самых древних и влиятельных ингушских тейпов (семейных кланов, в которые входят по несколько фамилий).
Думаю причина, по которой ингуши строили такие башенные комплексы, предельно ясна - постоянные войны и набеги, агрессия внешних врагов вынуждали их строить жилища именно в таком формате. Со временем поселения разрастались и превращались в настоящие замки с крепостными стенами, боевыми башнями и хозяйственными постройками.
Кроме оборонительной функции, башни использовались как сигнальные. При возникновении опасности на вершине башни зажигали огонь, предупреждая соседей. А так как расстояния между соседними селениями было не больше километра, то световой сигнал в случае опасности передавался очень быстро.
Удивительно, но за всё время, пока мы находились на территории Эрзи, нам встретились всего лишь пара человек, так же прогуливающихся между каменными исполинами. Да ещё на обратном пути навстречу шла семья, тоже посмотреть и проникнуться атмосферой этого фантастического места. Безлюдность и звенящая тишина вокруг, воздух кажется хрустальным и словно время остановилось, а мы перенеслись совершенно в другое измерение.
И конечно, как не сделать небольшую фотосессию на память, чтобы по прошествию времени вспоминать и снова переживать те ощущения, что испытали среди старинных ингушских башен.
Поверьте, эти эмоции и впечатления дорогого стоят, да и за такими видами однозначно стоит поехать и увидеть своими глазами!
А мы продолжаем свой зимний маршрут по сказочной горной Ингушетии и следующей локацией будет не менее впечатляющий перевал Цей-Лоам.
Если Вам понравилась статья, оценивайте, подписывайтесь , делитесь с друзьями в соцсетях!
Еще много интересных статей на канале "Путевые заметки":