Садишься в поезд на Павелецком вокзале в Москве, и уже через три часа гуляешь по Венёву - тихому, старинному, провинциальному. Если театр начинается с вешалки, то город - с вокзала. В Венёве он выглядит, как открытка.
Немного истории и фон Мекков
Здание вокзала в псевдоготическом стиле было построено в 1899 году. А регулярное движение поездов «Рязанско-Уральской железной дороги» через станцию Венёв началось в 1904 году.
В царские времена на станции находилось локомотивное депо, круг для разворота паровозов и хлебный склад купца Брускова. Не удивительно, Венёв - город хлебный, у него золотая хлебная мера на гербе, а главный туристический гастрономический бренд - булочка-венёвка.
Венёв и сейчас встречает всех своих гостей «хлебом-солью».
В конце XIX века «Рязанско-Уральская железная дорога» была частной акционерной компанией, а семья фон Мекк, владевшая усадьбой в 7 км от Венёва, держала бОльшую часть акций. Их заброшенное имение в Хрусловке до сих пор именуют Усадьбой железнодорожных королей. Заметьте, как похожа архитектура здания вокзала в Венёве и хозяйского дома в усадьбе.
С именем Карла фон Мекка - инженера путей сообщения связано строительство самой доходной железной дороги России XIX века - «Москва - Коломна - Рязань», а его жена - Надежда Филаретовна финансово покровительствовала русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Значение фон Мекков для России огромно!
Внутри здания Венёвского железнодорожного вокзала кратко рассказана история фон Мекков - «в бронзе». Тут и сам железнодорожный король Карл Фёдорович, и его жена с вдохновенным Чайковским, и некоторые наследные «принцы» (у Мекков было 11 детей!), и дворец в Хрусловке, и простые работяги-железнодорожники, и паровоз - на всех парах.
Важная информация про фон Мекков-младших, чьи портреты мы видим: Владимир был председателем правления Либаво-Роменской железной дороги; Николай был женат на племяннице Петра Ильича Чайковского - Анне Львовне Давыдовой; Максимилиан был известным дипломатом, секретарём посольств в Вашингтоне, Цетине и консулом в Ньюкастле.
Интересные детали из жизни вокзала
Внутри здания вокзала всё прозаично, интерьеры меня не слишком впечатлили. Причём войти внутрь нам удалось только со стороны платформы, двери со стороны города были закрыты.
А вот снаружи нашлось много всего интересного. Например, вокзальный колокол (хоть и новодел). Была же целая наука: одиночный удар - начало посадки в вагоны, двойной - требование занять свои места в вагоне, тройной - отправление состава, продолжительный частый звон - сигнал тревоги.
Рядом с вокзалом в царские времена всегда дежурили так называемые легковые извозчики. Стоимость поездки из города до станции или обратно составляла 30 копеек. Существовали подробные правила перевозки людей частными экипажами, утвержденные Городской Думой.
Водонапорная башня начала XX века изначально была намного выше, но её взорвали и почти полностью разрушили в ноябре 1941 года. Сохранился только этот фрагмент.
На щите богатыря, охраняющего вход в башню, изображение 😂 атакующего льва Львовича, вышедшего в город из вагона-ресторана проходящего поезда. Или кто это?
Рядом с Венёвским вокзалом стоят две водонапорки - аля «Толстый и Тонкий». Первую я вам уже показала, вторая - стройная, высокая, с дозорным казаком наверху. Из неё сделали подобие маяка, ночью на ней медленно зажигается и затухает фонарь (как говорят, сами не видели, уехали из Венёва засветло).
Легендарные и гордые паровозы
На аллее рядом со зданием вокзала размещены уникальные экспонаты. Самый интересный, на мой взгляд, макет «Паровоза Черепановых» - самого первого российского паровоза, построенного в 1834 году Ефимом и Мироном Черепановыми на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов Демидовых. Отец и сын называли своё изобретение паровой телегой, он работал на дровах. Ефима наградили серебряной медалью «За полезное» и дали вольную - ему и жене, а сыну Мирону - только через три года.
Паровоз серии «Л» (до 1947 года - П, «Победа») - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, выпускался с 1945 по 1955 год. Название «Лебедянка» или «Лебедь» серия получила в честь главного конструктора - Льва Сергеевича Лебедянского. Кадры с участием паровозов серии Л» можно увидеть во многих фильмах, включая «Дети Арбата», «12 стульев», «Адмиралъ», «Зелёные огни» и др.
Мы с паровозом «Л-3958» в Рускеале познакомились чуть ближе.
В железнодорожном музее под открытым небом имеется подлинный венёвский рельс 1907 года, теплушка 1930-х годов и единственный в России бронеавтомобиль БА-11.
Памятник Ивану Лихачёву у вокзала
Иван Алексеевич Лихачев (1896-1956) - талантливый инженер-самоучка, один из «отцов» отечественного автопрома и один из самых легендарных венёвцев. Он родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии. В 12 лет ушёл из деревни и подался в мастеровые Путиловского завода в Петрограде, а когда ему было 60 лет, его именем назвали автомобильный завод в Москве - «Завод имени Лихачёва» (ЗИЛ). Похоронен в некрополе у стен Московского кремля.
Историко-культурный комплекс на станции Венёв Тульской области открыли после масштабной реконструкции в октябре 2013 года, до этого там всё было не так нарядно. Прошло уже больше 10 лет, держит марку. Жаль только, из Тулы на поезде сюда приехать нельзя, только с пересадками.
Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер (Таня). Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное.
- Как вам железнодорожная станция «Венёв»? Были, видели? Какие вокзалы в России, на ваш взгляд, также заслуживают внимания и посещения? Ниже оставлю несколько любопытных ссылок, берите эти вокзалы на заметку.