Многие ли знают, что в Москве есть такой переулок – Медвежий? И не пресловутый «медвежий угол» где-нибудь на глухой окраине, а в километре с копейками от Кремля. Совсем короткий, всего сто метров. Но и ему есть чем поделиться. Есть здесь и свои красоты, и свои истории.
Были в дореволюционной Москве такие фамилии, память о которых сохранилась по сей день. Гуляешь по городу и почти на каждом шагу встречаешь их следы: Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Алексеевы, Бахрушины, Тарасовы.
Один из таких бесчисленных памятников русскому купечеству затаился в двух шагах от Нового Арбата, в лабиринтах старинной Поварской слободы. Смотришь на него и задаешься вопросом: это одно здание из двух совершенно непохожих друг на друга половин или два дома, соединенные воедино и которым присвоен один, общий номер?
Специалисты утверждают, что именно здесь, на углу Медвежьего и Скатертного переулков родился французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Анри Труайя, он же Лев Асланович Тарасов. Уже много раз я писал о представителях этого замечательного рода из черкесских армян, которые…
…На родине были известны как Тарасяны
Впрочем, довольно быстро о них прослышали и в Краснодарском крае, и в Первопрестольной.
Исчерпав возможности к развитию в родном провинциальном Армавире, в 1880 году двое братьев, Гавриил и Александр, переселились в Москву. Здесь они довольно быстро расширились до вступления в первую купеческую гильдию, зарегистрировали «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» и открыли торговый дом своего же имени. Учредили Северо-Кавказский банк, средства которого участвовали в строительстве железнодорожной ветки от Туапсе до Армавира.
Начинали они, к слову сказать, без лишней помпы и пафоса. Как вспоминал их хороший знакомый, купец и меценат Иван Иванович Щукин:
«Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…»
Много различных построек, что принадлежали Тарасовым-Тарасянам, я уже показывал на своей дзеновской странице. К примеру, совсем недавно упоминал эксцентричного мецената Николая Лазаревича Тарасова, создателя театра-кабаре «Летучая мышь», и рассказывал о печальном конце его яркой и насыщенной, хотя и короткой жизни.
Еще немногим более двух лет назад я писал о доме в духе итальянских палаццо на Спиридоновке, который для Гавриила Аслановича Тарасова спроектировал Иван Владиславович Жолтовский.
Сегодняшний мой архитектурный персонаж был выстроен в два этапа его братом Александром Аслановичем (а по-русски Афанасьевичем) и племянником Асланом Александровичем Тарасянами в 1901-1907 годах.
В действительности, это на самом деле два дома в стиле московского модерна, соединенные в один: с западной стороны – Александра Аслановича, построенный в 1901-1903, как раз тот, что одним из своих фасадов обращен в Медвежий переулок, и пристроенный к нему с востока в 1905-1907 годах – его сына Аслана Александровича.
Уж не знаю, как так получилось, что лишь восточная часть владения, ныне принадлежащая объединению «Московский спорт», выглядит свежо и празднично,
в то время как западная, которая всего на пару лет старше, явно и отчаянно нуждается в реставрации.
К слову сказать, как водится, и этот…
…Дом вырос не на пустом месте
Ранее здесь стояла совсем другая усадьба девятнадцатого века, последним владельцем которой был знаменитый инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов, автор Шаболовской телебашни.
В 1901-м старый дом снесли, чтобы вместо него возвести новый и стильный, с декоративной зубчатой башенкой в угловой части и с лепными растительными узорами. Арочные окна второго этажа были изящны, хоть и не так вычурны, как у многих других представителей мира модерна.
(7 фото)
Автором угловой постройки был архитектор Сергей Константинович Родионов, которому ассистировал, а возможно, и несколько дополнил, видоизменив чуть позднее первоначальный вариант, Виктор Петрович Вопилов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь источники расходятся и лишь высказывают предположения.
Восточную половину дома возвел хорошо известный московский зодчий Михаил Григорьевич Гейслер. И вот эта часть здания вышла на удивление торжественной. С плиткой-кабанчиком и полихромной керамикой в облицовке, пилястрами неопределимого ордера, скошенным правым углом и балконом-эркером под широким козырьком карниза. С греческим орнаментом и почти ампирной лепниной, с узорчатыми коваными ограждениями балконов и балкончиков.
(9 фото)
Считается, хоть и не все историки поддерживают этот факт, что Лев Тарасов, будущий французский писатель, беллетрист-биограф Пушкина, Достоевского, Толстого и других русских классиков, публиковавшийся под псевдонимом...
...Анри Труайя родился в этом доме в 1911 году
Как сам он писал много позднее:
«Я сохранил смутные воспоминания о местах, где прошло мое раннее детство. Обрывки каких-то картин – огромные комнаты, стены которых словно растворяются в тумане, громоздкая мебель, монументальная лестница – проплывают в моей памяти подобно пустым деревянным ящикам, покачивающимся на поверхности реки. Гораздо яснее я помню лица. Вокруг нашей небольшой семьи сновала добрая дюжина слуг»
А еще в 1903-1917 годах здесь жила София Александровна Балиева, дочь Александра Тарасова и супруга Ованеса Федоровича Балиева – родного брата Никиты Балиева, который в соавторстве с Николаем Лазаревичем Тарасовым стоял у истоков кабаре «Летучая мышь».
(5 фото)
После революции Тарасовы были вынуждены эмигрировать в Европу.
О том, как маленький Леон (так его звали в семье на армянский манер) с родителями добирался в Париж через Константинополь и Венецию, с зашитыми в его детское пальтишко семейными драгоценностями, Анри Труайя позднее напишет в автобиографической книге «Моя столь длинная дорога».
Понятное дело, что...
...Усадьбу их национализировали
В ранние советские годы в бывшем имении устроили студенческое общежитие, а позднее разместили Комитет по физической культуре и спорту при Совмине СССР.
А сегодня в доме, признанном памятником архитектуры, как я и упоминал чуть выше, располагается Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий Москомспорта.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!