Найти в Дзене
Ридус

Китай использует юань как оливковую ветвь в торговых переговорах с США

    © flickr.com
© flickr.com

Примечательной тенденцией этого года стала зачастую парадоксальная реакция рынка на попытки президента США Дональда Трампа разрушить устоявшиеся экономические нормы. Одним из самых больших сюрпризов стало укрепление китайского юаня.

В начале года общее мнение заключалось в том, что Пекин будет противодействовать карательным пошлинам Вашингтона на китайский импорт, снижая курс юаня по отношению к доллару. Это позволит сохранить конкурентоспособность китайских товаров и компенсировать потерю заказов от США для китайских экспортеров.

Вдобавок ко всему, более слабый обменный курс теоретически поможет восстановить экономику Китая, вытащив ее из дефляционного кризиса, в котором она находится с тех пор, как в 2021 году начал лопаться пузырь на рынке недвижимости.

И, наконец, ослабление юаня больно ударит по Вашингтону. Ключевым элементом экономической повестки администрации Трампа, искусно сформулированной советником Стивеном Мираном и министром финансов Скоттом Бессентом, является ослабление доллара.

Но Пекин удивил всех.

Во время хаоса, вызванного введением Трампом пошлин 2 апреля, курс юаня действительно упал до 18-летнего минимума - около 7,350 за доллар. В сочетании с низкой внутренней инфляцией и даже дефляцией в последние годы, реальный эффективный обменный курс юаня оказался самым слабым за более чем десятилетие.

   © flickr.com
© flickr.com

Однако с апреля курс юаня резко изменился, и на прошлой неделе достиг максимума 2025 года в 7,1260 за доллар. Судя по официальным ежедневным данным Народного банка Китая или офшорным торгам на рынке, юань только что продемонстрировал самый большой месячный рост по отношению к доллару США почти за год.

Это отчасти можно объяснить сильным притоком капитала. Фондовый индекс Shanghai Composite находится на 10-летнем максимуме, чему способствовал рекордный чистый приток средств от хедж-фондов в августе. Но в случае с такой жестко контролируемой валюте, как юань, динамика рынка - это еще не всё. Повышение курса, по-видимому, является осознанным политическим решением Пекина, которое потенциально намекает на его более широкую стратегию борьбы с тарифами Трампа, считает обозреватель Reuters Джейми Макгивер.

Администрация Трампа прямо заявила, что хочет ослабить доллар до такого уровня валюты, который сделает американский экспорт более привлекательным. И Пекин может помочь в этом, особенно учитывая, что китайская валюта служит якорем для курсов других региональных валют.

«Таким образом, укрепление юаня по отношению к доллару говорит о том, что, несмотря на демонстрацию силы Китаем на этой неделе, Пекин по-прежнему готов к переговорам с Вашингтоном», - рассуждает Макгивер.

Китаю также может потребоваться более устойчивый обменный курс, чтобы смягчить некоторые внутренние проблемы, в частности, вялое потребление, добавляет он. При прочих равных условиях более сильная валюта должна стимулировать внутренний спрос.

Таким образом, недавний рост курса юаня по отношению к доллару является «политическим шагом, а не рыночным импульсом», как метко выразились аналитики Goldman Sachs.

Учитывая внешние и внутренние проблемы, с которыми сталкивается Китай, инвесторам не стоит удивляться, если Пекин продолжит повышать курс своей валюты, по крайней мере, до истечения срока действия последнего американо-китайского соглашения о тарифах в ноябре. Укрепление юаня может стать той оливковой ветвью, которую Пекин всё ещё готов предложить.