Есть мнение, что 2.5% годовых, это уже «секционный» процент. «Справедливый» же – 1.5%. Так написано в советском учебнике. А значит, частников допускать в банковский сектор нельзя, они-то процент накрутят... Это мнение интересно в первую очередь тем, что в советское время ничего похожего в учебниках по экономике не писали. И, тем более, понятием «справедливость» не оперировали. Экономика наукой считалась, всё-таки… Но не суть.
Суть же в том, какой банковский процент может считаться «справедливым»? Если иметь ввиду процент начисляемый на вклады, то советское время «справедливым» не считался никакой. Ибо доход вкладчика получался пассивным, «не трудовым». Тем не менее, небольшой, – символический, – процент по вкладам в СССР платили.
Платили, потому что без этого мотивировать граждан «хранить деньги в сберегательной кассе» стало бы совсем уж сложно. Граждане государству не доверяли, обоснованно считая советскую власть способной на любую подлость. Памятны были и грабительская деноминация, в процессе которой вклады обменивались не целиком, и отказ государства платить по облигациям займов, – ни разу не добровольных. Так что, граждан можно было понять. Но государству-то зачем требовалось, чтобы хранили?
Потому что лежащие в банках, – если это не стеклянные банки, – деньги можно вложить в экономику, и новые, следовательно, не печатать. Для экономики страны очень важно, чтобы деньги, на покупки не израсходованные, не выпадали из оборота, застревая в стеклянных банках. В СССР же таких «лишних», осевших на руках у населения денег скопилось очень много. Так как обеспечение денег товаром (а не резервами) могло работать хотя бы теоретически лишь в условиях тотального дефицита, дававшего хоть какие-то гарантии, что товар купят за назначенную цену. На практике же и в условиях дефицита не могло, поскольку не учитывались потери товара при хранении и перетекание денег из безналичного оборота в наличный…
Постоянный рост денежной массы опережающий рост производства приводил к скрытой инфляции. И проблему отчасти можно было бы купировать, если бы граждане организованно накопления в Сберегательные кассы отнесли. Но для этого требовалось назначить привлекательный процент по вкладам.
...О чём речь? О справедливости. Справедливым будет такой процент по вкладам, при котором люди деньги в банк понесут, даже при том, что это банк не единственный и у них есть выбор. Едва ли кто-то посчитает «справедливым» меньший процент. Численное же выражение справедливого процента вариабельно, и зависит от уровня инфляции. Если этот процент меньше уровня инфляции, хранить деньги в банке вообще смысла нет.
Процент же начисляемый по кредитам не может быть ниже процента по вкладам.