Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Курчатов: Чему советская наука обязана прорывными успехами

Есть мнение, что триумфальным прорывом в космос в прошлом веке и атомными электростанциями, не говоря уж о бомбе, Россия обязана Великой Октябрьской Революции, открывшей народу доступ к образованию, и в целом выведшей страну из многовековой отсталости. И это не то чтобы «мнение», а одно из центральных положений советской пропаганды, ныне продолжающее жить как стойкий и агрессивный миф.

Как всякий миф, он живёт и развивается, буквально в реальном времени дополняясь поразительными открытиями. Например, из комментариев к статье о создателе «телефонного приёмника» Попове, я узнал, что «количество студентов инженерных специальностей в России начала XX века было на порядок меньше, чем во Франции».

К чести советского образования нужно подчеркнуть, что в СССР учебник никогда не врал, – недоговаривал, крутил словами, но не врал. Так что, подобных глупостей в нём не было. В начале XX века количество студентов в России было большим, чем в Германии, – вторым в мире, после США, – и рекордными в мировом масштабе темпами росло. Как и промышленное производство… Может возникнуть правильный вопрос, почему же тогда… Вот, именно по-этому. Система пошла в разнос от перегрева. Реформы не поспевали за ситуацией.

В любом случае, революция это безобразие прекратила. Так что, в 1939 году, когда только, наконец, удалось ликвидировать безграмотность (хотя бы в смысле 100% охвата детей в центральных регионах начальным образованием), количество людей с высшим образованием на душу населения в СССР было на четверть меньшим, чем в РИ… Однако, о том что если «ликвидация безграмотности» начинается с уничтожения в ноль системы народного образования – церковно-приходских и земских школ (дабы старорежимные кадры влияния на незрелые умы не оказали) на иные, кроме катастрофических, результаты рассчитывать не приходится, я уже писал. Фактически, победу над безграмотностью революция отсрочила на 20 лет.

Но не суть. Суть же в вопросе, как же тогда с атомными электростанциями и ракетами. Кто всё это построил? Это хороший вопрос и я задал его нейросети, попросив искусственный интеллект назвать десять величайших советских учёных. Нейросети вызывают ненависть, но уверяю читателей, что если бы десятку лучших выбирал я сам, поводов для ненависти стало бы больше. Ибо я, как всякий человек, предвзят. Робот же опирается на единственный объективный критерий «величия» – частоту упоминаний. То есть, разновесом выступают не заслуги, которые трудно оценить объективно, а слава.

Для контроля же запрос я адресовал трём разным нейросетям, Списки почти совпали. Но только «почти», так что избранных набралось двенадцать… И ещё раз должен напомнить, что если кто-то не согласится с выборкой, – флаг ему в руки. Меня она тоже удивила, так как два робота из трёх посчитали «великим советским учёным» безусловно великого, но российского и американского, авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского… Ну им виднее.

...Следовательно о великих советских учёных. Кто бы из них, если бы не революция, высшего образования не получил бы и великим учёным не стал?

Прежде всего, вычитаем тех, кто получил образование ещё в царское время. Это отец советской космонавтики Королёв, Туполев (единогласно признанный сетями лучшим авиаконструктором), Сикорский, само собой, Нобелевский лауреат физикохимик Николай Николаевич Семёнов, биолог Вавилов и физик Пётр Леонидович Капица, вообще-то, ставший «советским учёным» не по доброй воле. Особо нужно выделить в этом перечне Королёва, родившегося в 1906 году, так что, поступившему в Таврический университет формально уже после революции, но… в «белом» Крыму.

Очевидно, все перечисленные получили бы образование и если бы революция не произошла.

Но остаются ещё шестеро. Это, во-первых, лидер топов во всех вариантах Игорь Васильевич Курчатов. Отец – чиновник, дед служащий, казначей Симского завода, мать учительница, дочь священника, – далее по всем линиям в роду крепостные, но видно что семьи воспользовались социальными лифтами ещё при царях, так что, нет оснований опасаться, что образованные родители не смогли бы дать сыну образование.

Второй и третий из «великих», получивших образование в СССР, это бесспорно великие физики Лев Давидович Ландау и Виталий Лазоревич Гинзбург. Сторонники Новой Хронологии, вероятно, решили бы что это один и тот же человек: совпадают национальность и положение родителей (отец инженер, мать врач). Думаю, тут также нет почвы для сомнений.

Далее идёт Андрей Дмитриевич Сахаров. Отец известный физик, учившийся до революции, дед адвокат, другой дед царский генерал… И тут уж никто не еврей, – для разнообразия.

Опять-таки, революция ничего не дала ни одной из семей в роду Сахарова. То же можно сказать о знаменитом математике Колмогорове, мать которого была дочерью предводителя дворянства, а вот отец – скромным агрономом. Но в его случае революция даже сыграла в минус дважды. Во-первых, когда папа Колмогорова её делал (как член партии Социалистов Революционеров). Смутьяна сослали в глушь, и профессором, как родной брат – знаменитый историк – он не стал. Во-вторых, позже,когда эс-эра Колмгорова, уже более суровые, чем царские жандармы, люди просто пустили в расход.

...И вот, – фанфары! – последний из дюжины великих, Жорес Иванович Алфёров. Родители из мещан. Отец – гусарский унтер-офицер (позже красный командир), мать еврейка из бедной семьи. Учитывая, что для Ивана Алфёрова именно революция стала социальным трамплином, вполне уместно предположить, что если бы монархия не пала, российской науке пришлось бы без Жореса обойтись.

Следовательно, можно делать выводы. Успехами в освоении космоса и мирного атома советская наука обязана царским университетам (их закончили 6 из 12 великих учёных), гимназиям (9 из 12), домашнему образованию (2 из 12) и советской школе (Алфёров). Алфёров просто родился позже всех. Прочим опоздавшим в гимназии пришлось учиться во времена, когда среднего образования в СССР банально не существовало. Только начальное и затем сразу профессиональное – ФЗУ.

Можно также отметить, что в эпоху, когда преподавателями в вузах стали уже не царские, а постревлюционные профессора, училось ноль великих советских учёных. Советская наука прожила столько, сколько позволяло грандиозное интеллектуальное наследие «отсталой России».

Не трудно провести и дополнительные проверки. Например, запросом «великие русские учёные», – тут всё без обмана, всё известные каждому имена. Выяснится, что жили они за небольшим исключением (упомянутые выше двенадцать персон) в конце XIX начале XX века.

Можно ещё, – я так сделал, – провести проверку по знаменитым советским конструкторам авиационной и ракетной техники. Исключая итальянца Бартини, я смог припомнить одиннадцать имён: Королёв, Туполев, Сикорский (фигурировавшие в списке ранее), Янгель (ракеты), Поликарпов, Яковлев, Ильюшин, Микоян, Гуревич, Лавочкин, Мясищев. Из одиннадцати пятеро (Королёв, Туполев, Сикорский, Поликарпов, Гуревич) получили образование без участия Советской власти. И ещё трое имели не пролетарское происхождение: Мясищев из богатых купцов, отец Яковлева служил у Нобеля (мать тоже из купечества), Лавочкин же из образованной и успешной кругом еврейской семьи… Ничего смешного. Когда царское правительство велело евреям придумать себе фамилии, никто не запрещал им брать фамилии «русские».

Однако, в этом-то списке обнаружились уже целых три выходца из социальных низов: Ильюшин, Янгель и Микоян. Можно предположить, что в царской России они бы не получили бы образования…

Хотя не слишком понятно на чём данное предположение основано. Ведь, Гуревич, за государственный счёт отучившийся в гимназии, а затем в университетах Харькова и Монпелье, – тоже был из семьи рабочих. Скорее уж тут речь о том, что перечисленные трое благодаря Советской власти образование за рубежом не продолжали.