Есть мнение, что мне стоит проявить больше патриотизма и с надлежащим рвением доказывать приоритет Попова в изобретении радио. А то американцы приписывают это свершение себе. Это мнение интересно тем, что даже я о таком ещё не слышал, – чтобы именно американцы на изобретение радио претендовали… Хотя теперь, при Трампе, когда и Мексиканский залив Американским стал, всё может быть.
Следовательно, можно переходить к сути вопроса. А вопрос тут есть. Что само по себе необычно. Чаще всего эпичные споры о приоритете разгораются задним числом. Лишь потомкам, например, удалось выяснить, что Эйнштейн «украл всё» у Паункаре и Лоренца. Современники же, – в том числе находившийся в зените славы Пуанкаре и сотрудничавший с Эйнштейном Лоренц, – ни о чем подобном даже не догадывались… Но здесь не так. Попов ещё в 1897 году утверждал, что работавший в Лондоне итальянец Маркони заимствовал у него идею.
То есть, это первое на что следует обратить внимание. Речь о заимствовании идеи, а не об «изобретении радио». В плане изобретений никаких споров не было и быть не могло, – ибо почти XX век на дворе. Все изобретение немедленно патентовались, в том числе и в других странах. Так Попов запатентовал в России, нескольких государствах Европы и в США то что теперь было бы названо «радиотелефоном», – беспроводную передачу голоса. Маркони же первым запатентовал радиотелеграф, – над которым Попов тоже работал, но у него с голоса получалось передавать сообщения дальше, чем с морзянкой ключа.
Оба патентовали и детали устройства аппаратов, так что, теперь известно, что у Маркони лучше получались передатчики, а у Попова приёмники…
И теперь можно вернуться к претензиям Попова. Русский изобретатель считал, что в основе работ Маркони по созданию «беспроволочного телеграфа» лежит разработанный им – Поповым – прибор: регистратор гроз. Что могло быть или не быть правдой. Но где датчик, регистрирующий атмосферные разряды, а где радио?
Хотя, – принцип тот же самый. Если в одном месте давать разряд, а в другом регистрировать…
Проблема тут несколько иная. Заключается она в том, что сам Попов считал что в основе радиосвязи лежат идеи Герца. Как следствие, первое переданное им в эфир слово и было «Герц». Так что, стоит ли строго судить немцев, именно Герца, а не Попова или Маркони, считающие изобретателем радио… Также во многих странах «изобретателем радио» становится Тесла, действительно работавший в данной области и очень многое сделавший.
По версии французов радио изобрёл Эдуард Бранли. О заслугах которого достаточно сказать, что называть беспроводную связь «радиосвязью» принято, потому что сам Бранли так называл своё изобретение. Отдельный изобретатель радио есть даже у белорусов.
...Следовательно…
Что, собственно? Изобрёл ли радио Александр Степанович Попов? Да. Он же создал передатчики и приёмники, позволившие поддерживать связь на расстоянии до 120 километров. Однако, в то же время такие аналогичные работы велись во многих странах. Как минимум, четверо: Маркони, Попов, Бранли, Тесла – каждый что-то сделал первым и лучше прочих.
Если же серьёзно говорить о приоритетах, то, пожалуй, прав был Александр Попов (и, соответственно, немцы) считавший радио творением Генриха Герца. Ещё в 1888 году Герц открыл радиоволны, создав как искровые приборы для их генерации, так и резонатор для регистрации колебаний электромагнитного поля… Ну, в принципе, это «радио» и есть… Прочие из перечисленных, включая Попова, занимались лишь адаптацией изобретения Герца для нужд связи. Чего он сам сделать не успел, поскольку случайно открыл фотоэффект и увлёкся его исследованиями,– а в 1894 году вообще умер.
Можно, конечно, спорить являются ли резонатор и искровой передатчик Герца «изобретением радио». Но тут нужно вспомнить характер претензий Попова к Маркони. Регистратор гроз, ведь тоже ещё не «радио». Просто улучшенный вариант резонатора.
...И отдельный вопрос, существует ли мировой заговор с целью замалчивания заслуг Попова? Ну… признаков «заговора» тут ничуть не больше, чем в том, что у нас ничего не знают о Бранли. Миф о том, что Попов первым радио изобрёл, но просто не запатентовал (почему бы, кстати?) и слава досталась Маркони, возник и даже вошёл в учебники в советское время. Но это же неправда. Попов был отнюдь не лапоть, и всё что действительно изобрёл, патентовал немедленно.
То есть, – как демонстрирует вышеизложенное, – никакого рвения доказывать что «радио первым изобрёл Попов» я не ощущаю. Как не считаю и что таковое рвение является признаком патриотизма.
...Но и этого мало. Ибо и без камня в огород советчиков тут можно обойтись. Только зачем обходиться? Будто бы мне для хороших людей камней жаль.
Пример Попова, Лодыгина, Яблочкова показывает что в конце XIX, начале XX веков наука «отсталой», якобы России находилась на переднем крае, – и это только электротехника. Хотя и в других областях ситуация не отличалась. Если бы русская наука не была уничтожена – физически – в 20-30 годах… приоритетов и прочих поводов для хвастовства и гордости она уж точно дала бы куда больше.