Нет ничего более раздражающего, чем укоренившееся невежественное мнение, будто блэк-метал — это в первую очередь корпспэйнт. Музыка всегда на первом месте, не говоря уже о том, что множество качественных групп, таких как Rotting Christ или Aura Noir, с гордостью обходились без него на протяжении всей своей карьеры.
Корпспэйнт (от англ. corpse paint — «трупный грим») — это черно-белый макияж, имитирующий разлагающееся лицо, который стал одним из самых узнаваемых символов блэк-метала.
Его пионерами были такие фигуры, как Пер "Дэд" Олин из Mayhem, а также участники бразильской группы Sarcófago и Элис Купер. Однако блэк-метал всегда строился на индивидуализме, и по мере того, как корпспэйнт превращался в клише и тренд, многие основатели жанра решили от него отказаться.
Вот истории пяти классических групп, которые сняли свои маски, доказав, что настоящая брутальность не нуждается в гриме.
1. Darkthrone — Позеры начали носить корпспэйнт средь бела дня!
Фотографии Зефируса, Ноктюрно Культо и Фенриза, которые стали обложками их «нечестивой троицы» альбомов, — это одни из самых иконических примеров силы корпспэйнта.
Но, по словам Ноктюрно Культо, когда в 1993 году он и Зефирус увидели на улице людей в корпспэйнте средь бела дня, они поняли, что традиция была разрушена позерами.
Для них корпспэйнт был не сценическим костюмом, а символом мизантропии, тьмы и отрешенности от общества. Когда он превратился в модный аксессуар, который можно было носить на прогулке, он потерял всякий смысл.
Начиная с альбома "Transilvanian Hunger" (1994), Darkthrone, уже в формате дуэта, отказались от грима. Их музыка стала еще более сырой и примитивной, доказывая, что настоящая тьма кроется в звуке, а не во внешнем виде.
2. Emperor — Они эволюционировали и не хотели выглядеть как все
Emperor изначально использовали корпспэйнт, чтобы создать ауру таинственности и соответствовать эстетике ранней норвежской сцены. Их фотографии к альбому "In the Nightside Eclipse" (1994) — это канон олдскульного блэка. Однако группа быстро эволюционировала, превращаясь в более сложный, прогрессивный и симфонический коллектив.
По словам лидера группы, Исана, они перестали использовать грим еще в 1993 году. Это было естественным следствием их музыкального развития и желания сохранить индивидуальность.
Когда корпспэйнт стал униформой для тысяч подражателей, для Emperor он потерял свое первоначальное значение. Вместо этого они экспериментировали с другими элементами имиджа: плащами, оружием, кольчугами, утверждая свою уникальность.
3. Satyricon — Грим больше не отражает того, кем они являются
Как и Emperor, Satyricon всегда стремились отличаться от толпы. По мере того как корпспэйнт становился мейнстримом, Сатир и Фрост начали искать новые способы визуального самовыражения, которые бы соответствовали их меняющейся музыке.
На обложке альбома "Rebel Extravaganza" (1999) они использовали грим, напоминающий корпспэйнт, но, по словам Фроста, это уже было нечто иное — переходный образ.
Позже они почти полностью отказались от грима в рамках Satyricon, хотя Фрост до сих пор обильно использует его в своей более традиционной блэк-метал группе 1349. Сегодня Satyricon — это люди стиля и культуры: Сатир, например, является основателем винного бренда Wongraven Wines. Их современный, строгий образ отражает зрелость и утонченность их нынешней музыки.
4. Hell Militia — Они и так достаточно круты без него
Французская группа Hell Militia, основанная в 1999 году, изначально использовала корпспэйнт.
Однако, по словам их тогдашнего вокалиста, легенды французского андеграунда Мейна'ха (Mütiilation), в какой-то момент они прекратили это делать. Басист группы S. объяснил это решение так:
«Основная причина в том, что некоторым из нас это просто надоело. К тому же, визуальной энергии наших клипов и нашего сценического присутствия вполне достаточно, чтобы сделать группу мощной. Хотя это решение было одобрено не всеми».
Hell Militia доказали, что настоящая харизма и сценическая мощь не нуждаются в масках. Их интенсивные живые выступления говорят сами за себя.
5. Xasthur — Скотт Коннер считает, что корпспэйнт не имеет смысла
Скотт Коннер, человек, стоящий за культовым американским проектом Xasthur, — лидер, а не последователь. Хотя его образы в корпспэйнте стали иконическими для депрессив-блэк-метала, он отказался от него раз и навсегда, еще до того, как дистанцировался от жанра в пользу своих новых, экспериментальных проектов.
Будучи ярым сторонником аутентичности, Скотт отбросил корпспэйнт, потому что презирает конформизм и ограниченность, и, честно говоря, чувствует, что просто перерос это. В личном комментарии он объяснил свое решение:
«Идеологически я понял, что корпспэйнт не имеет никакого смысла; это был просто образ, тренд и слепая вера, не имеющая ничего общего с реальностью. Иногда его называют "боевой раскраской", но где та война, в которой его можно было бы использовать? Я рад, что понял это по крайней-мере 15 лет назад, некоторые до сих пор этого не поняли...»
Для Скотта Коннера отказ от грима стал актом освобождения и шагом к более честному и личному творчеству.