Краткий обзор: Запись, запечатлевшая мрачную магию блэк-метала.
Пер Ингве Олин, более известный как Dead, стал самым ярким воплощением темной стороны блэк-метала. Dead обладал чрезвычайно мрачной личностью, полностью погруженной в "левый путь" – оккультную философию, лежащую в основе этого жанра. Однако для него это было не просто юношеским бунтом, а формой зловещего мистицизма, сосредоточенного вокруг смерти. В отличие от предыдущих эпатажных металлистов, его экстремальное поведение было направлено не столько вовне, сколько внутрь, на собственную трансформацию. Он гримировался под труп, наносил себе увечья, коллекционировал трупы животных и носил гниющую одежду. Эти и другие антисоциальные поступки поощрялись гитаристом группы – Евронимусом, который также играет на этом альбоме. Говорили, что Dead не воспринимал себя человеком, считая себя трупом или существом из другого мира. Его дьявольские практики и одержимость смертью выплескивались на сцену, где он, подобно некроманту, обрушивал инфернальные силы на публику.
Концерты Mayhem были больше похожи на ритуалы, чем на обычные выступления. Dead резал себе руки на сцене и бросал в толпу окровавленные свиные головы. Эти кровавые зрелища можно сравнить с неким инвертированным посвящением или таинством, ведь только истинные поклонники могли выдержать такое адское действо. Увидеть Dead на сцене с Mayhem означало не просто послушать музыку, но и принять участие в поклонении зловещей стороне возвышенного. Именно это и есть суть блэк-метала, и именно это Dead воплотил в себе в большей степени, чем кто-либо другой. Предсказуемо, однако, что подобная жизнь привела к самоубийству Dead в возрасте 22 лет.
Mayhem – группа, которая лучше всего раскрывается на живых выступлениях, и эта запись дает яркое представление о завораживающей природе их концертов.
Наиболее значимые записи с Dead – это концертный альбом «Live in Leipzig» и бутлег «Dawn of the Black Hearts» (печально известный фотографией трупа Dead на обложке). «Live in Leipzig» – прекрасный пример классического блэк-метала, сочетающий в себе атмосферность и сильные композиции. Треклист – это смесь ранних трэш-метал композиций с альбома «Deathcrush» и более зрелых, ледяных произведений, которые позже вошли в «De Mysteriis Dom Sathanas». Именно последние выделяются особенно ярко, задавая направление, которому следовали и которое развивали другие группы. Funeral Fog, Freezing Moon, Buried by Time and Dust и Pagan Fears – готические шедевры, составляющие сердце этого выступления. Эти длинные песни одновременно тяжелые и воздушные, тремоло-риффы обволакивают слушателя, словно густой туман. Например, Funeral Fog: на этом безумном треке группа играет настолько слаженно, что музыка создает ощущение полета.
Mayhem достигают своего апогея, когда обращаются к готике: древние камни, окутанные туманом, замки с привидениями и ночные ужасы – вот образы, которые группа вызывает наиболее сильно. Темная поэзия текстов готических треков превосходит мрачные тексты песен эпохи Deathcrush. Deathcrush, Necrolust, Carnage, Chainsaw Guts*** и Pure ***ing Armegeddon – вполне достойные композиции, но им не хватает эстетической высоты других.
Жестокая, но в то же время легкая инструментальная палитра Mayhem создает идеальный фон для Dead, чей голос, словно призрак, периодически прорывается сквозь музыкальный туман. В отличие от типичного визжащего вокала в блэк-метале, Dead использует более низкий регистр, что придает его исполнению более личный и агрессивный оттенок. Драматическая манера и вокальные данные Dead достигают своего пика в песне The Freezing Moon, которая по праву считается его шедевром. Стоит также отметить Евронимуса, единственного гитариста на этой записи. Впечатляет, что он один справляется с гитарной партией, создавая настолько плотный звук, что вторая гитара была бы совершенно лишней. Он использует весь диапазон своего инструмента, плавно переходя от сокрушительных низких риффов к стремительным соло, демонстрируя ловкость, напоминающую таких великих гитаристов, как Хендрикс.
Mayhem были не просто скандальными эпатажниками, но и отличными музыкантами, создавшими яркий и убедительный эстетический портрет. «Live in Leipzig» – это не только сборник классики блэк-метала, но и взгляд на псевдомистицизм и религиозность, которые вдохновляли самых преданных музыкантов экстремального метала того времени. Тот же материал можно найти на альбоме «Dawn of the Black Hearts», но в гораздо более низком качестве записи. Этот альбом интересен в основном своей скандальной обложкой, но в плане музыки «Live in Leipzig» – лучший выбор.